Без сомнений, вы слышали термин «групповое мышление» и видели, как оно работает – в торговых залах или среди онлайн-трейдеров. Я считаю, что обладаю уникальным взглядом на этот вопрос, так как по роду деятельности (трейдинговый коуч) мне довелось поработать во многих проп-трейдинговых фирмах, банках и хедж-фондах. Я регулярно замечал одни и те же идеи и одни и те же сделки, причем в совершенно разных фирмах, трейдеры которых никак не контактировали между собой. На каких-нибудь популярных акциях происходил скачок цены на фоне высоких объемов – и в них сразу же заваливалась целая толпа дейтрейдеров. Центробанк провоцировал какое-нибудь событие – и трейдеры открывали одинаковую позицию по валютам или облигациям. В условиях группового мышления трейдеры не предлагают своим фирмам уникальные идеи и сделки, а торговые фирмы не предоставляют своим инвесторам уникальные результаты. Судя по тому, что я видел, корреляции шокирующе высоки – как в пределах отдельных торговых фирм, так и между ними.
Возможно, поддерживать низкую корреляцию было проще, пока нас не связал между собой мир онлайна. В те времена, когда торговля велась через телефон и тикерную ленту, узнать о том, что делают другие трейдеры, было достаточно сложно. Но сейчас, с чатами и возможностью получать новости в реальном времени сразу из множества источников, все черпают информацию из одной базы данных. Результат – «переполненные» позиции, которые становятся таковыми гораздо быстрее, чем в прошлом. Необходимость делать деньги и держать убытки под контролем заставляет трейдеров и управляющих гоняться за тем, что кажется им разворотом тренда, и быстро закрывать свои позиции, когда им начинает казаться, что тренд закончился. Эти стадные эффекты провоцируют на рынках пилообразные движения, которые значительно усложняют риск-менеджмент.
На первый взгляд все это кажется странным. Трейдеры и управляющие – по большей части умные люди. Они понимают, что им нужно генерировать свежие идеи. Как и то, что если их доходы будут сопоставимы с доходами их коллег, у их инвесторов не будет повода для повышения количества средств в управлении.
Даже трейдеры-новички знают, что для достижения успеха на рынках необходимо обладать уникальным «преимуществом». Так почему многие трейдеры, осознавая необходимость в уникальности, в итоге становятся частью стада?
Без сомнений, определенную роль в этом играют когнитивные искажения. Когда твои коллеги получают прибыль от какой-то идеи, тебе начинает казаться, что ты – единственный, кто упускает эту возможность. Это может быть тяжело. В итоге чат-румы превращаются в эхо-камеры, что вносит свою лепту в массовость искажения «склонности к подтверждению своей точки зрения».
Существует, однако, и гораздо менее очевидный эффект, подрывающий предпринимательскую уникальность трейдеров.
***
Эйлин – трейдер из проп-фирмы, чья карьера только началась. Ее привел в фирму друг, который в итоге стал ее наставником. Он научил ее читать поток ордеров на отдельных акциях и определять перспективные «розыгрыши» – ситуации, когда акции маленьких компаний торгуются на необычно высоких объемах. Такие акции считались в фирме хорошими кандидатами на «pump and dump». Торговать их следовало так: сначала нужно было дать им вырасти, а потом, заметив признаки усталости покупателей, агрессивно войти в продажи. Второй сетап, который она выучила – пробойная сделка. Как рассказал ее наставник, акции маленьких компаний гораздо реже попадают под влияние маркет-мейкинга и краткосрочной алгоритмической торговли. Это означает, что на них чаще случаются плавные трендовые движения. Эйлин искала акции, торгующиеся в узком диапазоне, дожидалась пробоя на высоких объемах и покупала на первом откате в расчете на возобновление движения – так диапазонная сделка превращалась в трендовую.
В этом стиле торговли значительная доля подготовки проходит при помощи специализированного софта для скрининга, который анализирует ситуацию на большом количестве акций до открытия рынка, а потом – их активность на открытии. Данный подход к торговле требует интенсивной обработки информации в реальном времени, поскольку софт для скрининга может выдать сразу несколько десятков потенциальных акций-кандидатов на открытие сделки.
Просеивание этих возможностей с целью определения самых перспективных – важная часть подготовки. В результате типичный день трейдеров из фирмы Эйлин выглядел так: сначала – фаза активного скрининга и фильтрации, затем – фаза быстрой скальпинговой торговли. За этим снова следовала фильтрация выбранных на день тикеров, дополнительный скрининг и возобновление краткосрочной торговли. Этот стиль трейдинга требует не только быстрого мышления, но и способности поддерживать достаточно высокий уровень сосредоточенности на протяжении большей части торгового дня.
Трейдеры фирмы, в которой работала Эйлин, помогали друг другу. Они выкрикивали свои идеи и сделки, а еще озвучивали важные движения на акциях, за которыми они следили. Поскольку они все использовали одинаковый скрининговый софт – идентичный тому, который применялся в других проп-трейдинговых фирмах – они часто отслеживали одинаковые акции и одинаковые потенциальные сделки. Было несколько трейдеров, которые обладали репутацией особенно прибыльных; многие повторяли сделки этих лидеров. Другие торговали сигналы состоявшихся трейдеров, следя за ними с помощью онлайн-платформ – например, Stock Twits и Twitter. Многие отслеживали «momo»-акции – те, на которых сначала был сильный импульс с высокими объемами, а потом – замедление. Подобные тикеры регулярно упоминаются в соцсетях. Когда главной темой стала Эбола, трейдеры сосредоточили свое внимание на акциях компаний, разрабатывающих вакцины и производящих средства защиты. Основная идея была в том, чтобы следовать за «горячими» деньгами, потому что именно там чаще всего случались движения – и появлялись возможности.
Это была захватывающая среда для торговли, и Эйлин удалось продемонстрировать в ней неплохой потенциал. Но через несколько месяцев после начала ее стажировки трейдеры фирмы неожиданно начали терять деньги. Они отслеживали компанию, которая получила немало хайпа, что привело к многодневному росту на фоне высоких объемов. Казалось, что для такого интенсивного движения не было серьезных причин. Компания разрабатывала несколько продуктов, но до их выхода на рынок было еще далеко. Вход в короткие продажи казался совершенно логичным решением. Завидев первые признаки истощения, трейдеры агрессивно продали. Акции начали двигаться вниз, но потом на них случился сильный отскок. Трейдеры продали – снова… И снова… И снова. Каждый раз, когда они продавали, акции подскакивали до нового максимума. Эйлин поняла, что ее коллеги чересчур одержимы этой идеей, и решила сосредоточиться на других тикерах. Она выбрала компанию с крупной капитализацией, цена которой затормозила после крупного роста на фоне эйфории, царившей тогда в акциях соцсетей, и агрессивно ее продала. Но та тоже начала расти.
Ключевой вывод
Когда рынки меняются, жесткая дисциплина заставляет вас продолжать делать то, что уже является ошибочным.
Фрустрация сотрудников фирмы росла. Многие бранили алгоритмы и ругались на трудности заработка в условиях рыночных манипуляций. Никто не хотел упустить возможность войти в продажи по хайповым акциям, поэтому никто не отказывался от этой торговой идеи. Прибыльность трейдеров стабильно падала. Пытаясь это компенсировать, многие начали открывать посредственные сделки в надежде заработать на других тикерах. Эйлин была в совершенном смятении. Казалось, что все, чему она научилась за последние несколько месяцев, вдруг перестало работать. В чем же было дело?
***
Действительно, в чем же было дело? Как успешный торговый подход может внезапно превратиться в совершенно убыточный?
Я поговорил с Эйлин и ее наставником и обнаружил две вещи:
1. Идеи, которые они торговали, были не просто популярны, они были ультрапопулярны. Объемы были значительно выше обычных. С ростом рыночного участия выросла и волатильность. Среди трейдеров популярен совет «не пытайся ловить падающие ножи». Эти трейдеры лезли в рынок не просто против падающего ножа, а против набирающей высоту ракеты. Объемы и волатильность работали против них. Поскольку они не отслеживали тренды объемов и волатильности, а только лишь учитывали их повышенный уровень, они не осознавали, что пытаются бороться с необычайно мощными трендами.
2. Большинство сделок, которые они торговали, имели высокую корреляцию с общим фондовым рынком, в первую очередь – с NASDAQ и индексом акций с низкой капитализацией. На обоих индексах наблюдался сильный восходящий тренд – и высокий покупательский интерес. Мощный прилив заставлял подниматься даже низкокачественные акции. Трейдеры фирмы Эйлин пытались плыть против течения.
В условиях более низкой волатильности и (особенно) отсутствия сильных трендов входы против сильных импульсов работали просто прекрасно. Но когда объемы подскочили вверх, а на индексах начался сильный тренд, хорошие сетапы превратились в источник настоящего бедствия. Трейдерам постоянно казалось, что акции застопорились и сейчас пойдут вниз, но это было всего лишь паузой перед очередным мощным восходящим движением.
В те редкие моменты, когда трейдеры не испытывали фрустрацию и не ругались на рыночные манипуляции, они винили в убытках плохую дисциплину. Отчасти это было правдой – особенно в отношении посредственных сделок, спровоцированных первоначальными убытками. Реальной причиной проблем, однако, была неспособность распознать сдвиг в характере рынка. Трейдеры были так заняты скринингом, фильтрацией и торговлей, что у них не оставалось времени на то, чтобы сделать шаг назад, оценить происходящее в целом и осознать, что рыночные условия изменились. Они подходили к делу так, как будто их сетапы работали всегда и на всех рынках. Это неявное предположение привело к тому, что они были сосредоточены на трейдинге, а не на адаптации.
Для Эйлин и ее коллег это был не просто кризис торговли; это был кризис креативности. Они с головой ушли в процесс генерации идей и торговлю краткосрочных таймфреймов. Процесс исследований и разработки у них буквально отсутствовал. Они были подобны стагнирующему производителю, который продолжает штамповать брикеты мыла и другие потребительские продукты, не предлагая ничего нового! Вспомните Аллена и его подход к ведению бизнеса. Он проводил со своими талантливыми коллегами значительное количество времени, дискутируя на тему рынков. Также он тратил немало времени на ведение обширной базы рыночных данных, отслеживание рыночных изменений и тестирование новых идей. В фирме Эйлин этим не занимались. Трейдеры работали подобно конвейеру, штампующему сделки, а не бизнес-стартапу, создающему новые продукты и расширяющему рынки.
Когда я поднял эту тему, трейдеры дали мне ожидаемый ответ – они сказали, что у них нет времени на исследования, чтение новых материалов и генерацию нестандартных и креативных идей. Их отношение можно было выразить так: «Нам платят за проведение хороших сделок, а не за исследования». Недобросовестный трейдинговый коуч согласился бы с ними, продал бы им идею работы над дисциплиной и получил свой гонорар. Но реальность заключалась в том, что они достаточно дисциплинированно придерживались своего стиля торговли. Проблема была в их бизнес-модели.
Им не хватало креативного процесса, который позволил бы им модифицировать свой стиль торговли таким образом, чтобы он подходил различным рыночным условиям. Они работали как франшиза – повторяя старую формулу успеха – а не как предприниматели.
Комментарии 1