Это во времена самиздата и государственного контроля текст, набранный на папиросной бумаге и зачитанный до дыр, представлял угрозу для существовавшего положения дел, поскольку переворачивал внутренний мир редких читателей. Теперь уже качественное по содержанию и отпечатанное большим тиражом на хорошей бумаге издание не влияет на души читателей с той, прежней силой. Поскольку в ситуации передозировки информации «единое на потребу» и в глаза не бросается, и незамеченным остается, и осознается хуже, и в кровь впитывается медленнее. Пресыщенный организм не хочет простой и здоровой пищи, но хочет сладенького и остренького, хочет щекотать гортань. Так с едой, так и с информацией.
И вот что думается мне по этому поводу. Кураев сказал однажды, что не надо нам стремиться во что бы то ни стало стать государственной Церковью, но нужно стремиться стать Церковью народной.
В чем, спросите, разница? А вот в чем. Государственная - это когда мы на трибунах и в президиумах, и в официальных изданиях, а больше – особо нигде. Светит власть, как солнышко, и мы в лучах жмуримся. А народная - это когда голос верующего человека (журналиста, священника, катехизатора) слышен и в редакции спортивных программ, и на детской площадке, и в студенческой аудитории.
Вера нужна всегда и Церковь нужна везде. Только нужна она при активном участии церковного народа, занимающегося своими повседневными делами. Только при наличии верующих учителей вход священнику в школу будет облегчен и будет не внезапным вторжением, а органическим вхождением. И только при наличии молящихся и причащающихся офицеров таким же органичным будет вхождение священника в армейское подразделение.
А что касается СМИ, то мечта моя (не такая уж и несбыточная) - видеть слово о Господе, слово умное и сказанное, кстати, во всех изданиях, за исключением лишь тех, что обслуживают «нижнюю чакру».
Берешь журнал для рыбаков - и встречаешь там статью об апостоле Петре и его рыбацком происхождении. Или о чудесном лове на озере Генисаретском, или о статире для храмовой подати во рту у рыбы.
Сидишь, к примеру, в очереди у кабинета стоматолога и перебираешь журналы, специально разложенные для развлечения пациентов. Находишь самый «не духовный» журнал. Предположим, «Драгоценные камни». Листаешь от скуки - и вдруг находишь статью о Небесном Иерусалиме с двенадцатью основаниями из драгоценных камней. Узнаешь, соответственно, что это за камни, какой в них смысл и так далее. Тут и очередь твоя подошла. Заходишь в кабинет удивленный и радостный.
Любая полезная информация не чужда мягких вкраплений духовных тем и нужных слов, рожденных верой. Собственно, верующий человек и не сможет ни о чем говорить, не помня Господа и если и не говоря о Нем вслух, то хотя бы не подразумевая Его присутствие. Евангельская проповедь - это ведь рыбацкие силки, умело заброшенные в нужном месте и в нужное время.
Дело за малым. А именно – за верующими журналистами. Это они, потрудившиеся «иметь Бога в разуме», смогут сказать о Нем нужные слова современному человеку, напичканному газетными новостями и телевизионной сюжетной нарезкой.
Поэтому, если где-то нужна серьезная проповедь в первую очередь, то думаю, это в тех ВУЗах, в которых куются кадры для «четвертой власти». Вразумленный о Господе, просвещенный во Христе, обращенный к Богу сегодняшний студент, а завтрашний журналист - это наш первейший помощник в информационном мире. Для кого-то он станет поводырем и сталкером, для кого-то – штурманом, главным помощником пилота то есть.
Может, это всего лишь мечта, и не место ей в повседневности. Что ж, тогда «над вымыслом слезами обольюсь».
Но если кого-то из нас – священников, катехизаторов, проповедников – позовут в журфак на встречу со студентами, надо бежать туда со всех ног и отговорок не придумывать. От таких встреч или от их отсутствия жизнь будет стремительно меняться уже завтра, или в хорошую, или в плохую сторону, соответственно.
Протоиерей Андрей Ткачев
#ПротоиерейАндрейТкачев
Нет комментариев