Это мы должны очень хорошо сознавать. Если мы на самом деле вступаем в эту войну, то мы должны быть подготовлены ко всяким неожиданностям и искушениям, и мы не должны ничего смущаться и бояться.
Когда мы читаем Великий покаянный канон святого Андрея Критского, когда мы следим за теми образами борьбы со грехом, которая происходила в Ветхом и Новом Завете, мы не можем не замечать одной особенности: сатана в Ветхом Завете упоминается крайне редко, он как бы очень смутно присутствует, едва называется, как будто бы это оттого, что человек сознает, что есть такая реальность, которая слишком тяжела для него, чтобы он мог ее перенести. Только с пришествием Христа обозначаются явно глубины сатанинские. В Евангелии, в Посланиях апостольских мы видим, как разоблачается враг: можно сказать, что сатана является составною частью Евангельского откровения, нравится это кому-то или не нравится — такова правда. Но только при явлении Света истинного раскрывается вся эта страшная тьма. И князь мира сего обличается, то есть делается явным — светом Царя Небесного. И отец лжи разоблачается Сыном Божиим, Который есть Истина. И человекоубийца от начала — Тем, Который превечный, Который стал человеком, чтобы предать Себя на убиение.
И вот среди этого ада, в котором мы с вами живем, среди страшного растления мира грехом, когда убийство становится нормой, когда присутствие человекоубийцы и отца лжи делается все более очевидным, среди этого разрушения душ человеческих, среди всех сатанистов, экстрасенсов, всяких телемагов, среди разврата, которым наполняется наша земля, среди всего, что является мерзостью перед Богом, как говорит Писание, каждый должен увидеть, что среди всего этого присутствует и мой грех. И через этот грех вся тьма, которая есть в мире, лелеет надежду обрести полную власть над моей душой.
И это страшно и непереносимо для человека, когда он узнаёт, что на самом деле никакая сила человеческая, никакая власть человеческая близко не сравнится с тою силой, которой обладает диавол. Как говорит преподобный Серафим Саровский, малейший из них одним коготком мог бы опрокинуть всю вселенную, если бы Господь попустил ему. И он говорит о бесах, что они гнусны, и то же самое можно сказать о грехах. Всякое прикосновение греха к душе или к телу есть прикосновение бесовское. Только Христом Богом побеждается сатана, только Его светом разоблачаются его козни и коварство. И когда Господь срывает все маски с сатаны, Он совершает великое, если мы участвуем в этой тайне. Он срывает все маски с наших лиц, бесчисленные личины, которые не дают нам стать самими собой, которые не дают нам увидеть друг друга, не дают нам стать лицом к лицу перед Господом нашим. Наша брань — не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных, но мы должна помнить, что наше участие в этой войне требует настоящей отдачи — той, о которой апостол Павел говорит: «Вы еще не до крови подвизались против греха» — чтобы там, где близко мое поражение, там, где этот мой грех означает мою вечную смерть, узнать на самом деле, не так, как мы в книжке читаем, и не так, как мы в проповеди слышим от кого-то, что я являюсь жертвою диавола, но это происходит пред лицом победы Божией. Господа, Который стал Агнцем, и Который как бы потерпел поражение, мое поражение, которое я терплю в этом грехе, и вот в этот самый миг явился Львом побеждающим: Возбудил еси, уснув, мертвыя от века, царски рыкая, яко от Иуды лев, как воспевает в пасхальную ночь Церковь Христова.
Протоиерей Александр Шаргунов
-----
Церковный календарь. 20 марта
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 2