Предыдущая публикация
Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности,
и обув ноги в готовность благовествовать мир;
а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого;
и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие. (Еф. 6:10-17)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 152
Евангелие святого апостола Марка, глава 10, стихи 17 - 27:
Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей.
Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети!
...ЕщёЕвангелие святого апостола Марка, глава 10, стихи 17 - 27:
Когда выходил Он в путь, подбежал некто, пал пред Ним на колени и спросил Его: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог.
Знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не обижай, почитай отца твоего и мать.
Он же сказал Ему в ответ: Учитель! все это сохранил я от юности моей.
Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест.
Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение.
И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.
Соборное послание святого апостола Иакова, Глава 1, стихи 19 - 27:
Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
ибо гнев человека не творит правды Божией.
Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы при
...ЕщёСоборное послание святого апостола Иакова, Глава 1, стихи 19 - 27:
Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев,
ибо гнев человека не творит правды Божией.
Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души.
Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя.
Ибо, кто слушает слово и не исполняет, тот подобен человеку, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале:
он посмотрел на себя, отошел и тотчас забыл, каков он.
Но кто вникнет в закон совершенный, закон свободы, и пребудет в нем, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет в своем действии.
Если кто из вас думает, что он благочестив, и не обуздывает своего языка, но обольщает свое сердце, у того пустое благочестие.
Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира.
Комментирует протоиерей Павел Великанов
Давайте попробуем перенести этот евангельский эпизод в сегодняшний день. Итак, некий сын успешных родителей – представитель «золотой молодёжи» – совершает паломничество в небольшой монастырь. Во дворе скромной обители он обращает внимание на ничем не выделяющегося монаха – к которому его буквально тянет какой-то неведомой силой. Встретившись глазами с монахом, он вдруг осознаёт: этот человек проникает в самые потаённые сердечные глубины. «Святой отец, как мне спастись?» В ответ он слышит: «Не называй меня святым – только Бог свят! Заповеди знаешь? Вот и соблюдай их!» Такой примитивный, совершенно неоригинальный ответ глубоко смущает молодого человека. С легкой обидой в голосе он говорит: «Отче, так я с младенчества в храме, каждое воскресенье причащаюсь, закончил православную гимназию, и вот теперь подумываю о поступлении в семинарию, может, Бог благословит и священником стать!» Монах замолчал – и ничего не отвечает. «Отче, скажи
...ЕщёКомментирует протоиерей Павел Великанов
Давайте попробуем перенести этот евангельский эпизод в сегодняшний день. Итак, некий сын успешных родителей – представитель «золотой молодёжи» – совершает паломничество в небольшой монастырь. Во дворе скромной обители он обращает внимание на ничем не выделяющегося монаха – к которому его буквально тянет какой-то неведомой силой. Встретившись глазами с монахом, он вдруг осознаёт: этот человек проникает в самые потаённые сердечные глубины. «Святой отец, как мне спастись?» В ответ он слышит: «Не называй меня святым – только Бог свят! Заповеди знаешь? Вот и соблюдай их!» Такой примитивный, совершенно неоригинальный ответ глубоко смущает молодого человека. С легкой обидой в голосе он говорит: «Отче, так я с младенчества в храме, каждое воскресенье причащаюсь, закончил православную гимназию, и вот теперь подумываю о поступлении в семинарию, может, Бог благословит и священником стать!» Монах замолчал – и ничего не отвечает. «Отче, скажите, а как вы думаете, есть ли у меня священническое призвание? Ведь я с детства – в храме, и не представляю, как жить без Христа!» Монах поднял глаза и с любовью прямо посмотрел на юношу. «Хороший ты, правильный – только скажи мне, а как у тебя с материальным положением? Не нуждаешься ли?» Юноша довольно улыбнулся. «Отче, ну что вы, у меня хорошие родители, обо всём позаботились – я у них единственный сын! Осталось только найти девушку благочестивую – а всё остальное у меня есть: трехкомнатная квартира внутри Садового кольца, немалая часть акций предприятий моего папы, правда, не очень большая – но все же на Рублёвке – дача – на перспективу. И в монастыри я жертвую регулярно, и нищим подаю. Я не жадный, вы не подумайте!» «Значит, в семинарию надумал?» – задумчиво спрашивает черноризец. «Благословите, батюшка!» – уже радостно складывает руки юноша. «А сможешь выполнить условие – без которого лучше тебе туда не идти?» Юноша несколько напрягся. «А что за условие?» «Понимаешь, если ты придёшь в семинарию из твоего нынешнего положения – ты там будешь чужим. Нечасто там появляются дети олигархов. И ты не сможешь влиться в эту большую и сложную семью как свой – ты всегда будешь на большой дистанции. Там ведь в основном – дети из обычных семей, со средним, а то и куда более низким, достатком. Вот что я тебе советую: пожертвуй все свои акции в фонд помощи раковым больным, квартиру подари каким-нибудь нищим молодожёнам, а дачу – беженцам. Пусть это будет твоё вложение в будущее священство. И тогда, с чистой и лёгкой душой, подавай документы на поступление!»
Лицо юноши вытянулось и погрустнело. Не зная, что ответить на такое радикальное предложение, он тихонько, шаг за шагом, в сторонку – и обратно к монастырским воротам. «Да, съездил за благословеньицем, ничего не скажешь! Бред какой-то! И кто меня дёрнул к этому юродивому подойти? Бес, да и только! Вот искушение! Точно надо в семинарию идти: видишь, какие искушения начинаются! Не буду ничего никому отдавать! Я ж не фанатик какой-то! Как говорится – Богу молись – а сам не плошай! Я сам решу, кому что отдать. Лучше когда стану батюшкой – на свои деньги храм большой построю. И архиерей никакой меня не тронет – родителей побоится!»
Провожая взглядом медленно скрывающуюся в арке ворот ладно скроенную фигуру юноши, старец думал: «Да, непросто будет ему в семинарии. Кастрюли драить, полы мыть, часами на службах стоять, в страстях души копаться. Пока будет у него перед глазами маячить образ шикарного храма, который он думает построить на свои деньги – так и не научится он главно
...ЕщёЛицо юноши вытянулось и погрустнело. Не зная, что ответить на такое радикальное предложение, он тихонько, шаг за шагом, в сторонку – и обратно к монастырским воротам. «Да, съездил за благословеньицем, ничего не скажешь! Бред какой-то! И кто меня дёрнул к этому юродивому подойти? Бес, да и только! Вот искушение! Точно надо в семинарию идти: видишь, какие искушения начинаются! Не буду ничего никому отдавать! Я ж не фанатик какой-то! Как говорится – Богу молись – а сам не плошай! Я сам решу, кому что отдать. Лучше когда стану батюшкой – на свои деньги храм большой построю. И архиерей никакой меня не тронет – родителей побоится!»
Провожая взглядом медленно скрывающуюся в арке ворот ладно скроенную фигуру юноши, старец думал: «Да, непросто будет ему в семинарии. Кастрюли драить, полы мыть, часами на службах стоять, в страстях души копаться. Пока будет у него перед глазами маячить образ шикарного храма, который он думает построить на свои деньги – так и не научится он главному навыку – отдаваться Богу целиком, без остатка. Зачем ему мучительный риск веры – без которого не может родиться преданный Богу человек – когда у него денег в избытке? Господи, помоги же ему научиться главному – не себе верить, не в силу связей и денег – а только Тебе Одному!»
Комментирует священник Дмитрий Барицкий
Для того, чтобы понять, что случилось в этом отрывке, следует прояснить, что иудеи времен Христа подразумевали под выражением «вечная жизнь». Ведь именно ее так жаждет заполучить юноша, о котором повествует Евангелие. Сразу нужно сказать, что это не аналог христианского рая. Также речь не идет о жизни после смерти в ее иудейском понимании. Речь идет о царстве Мессии. По мнению иудеев времен Христа, во время пришествия Мессии для еврейского народа уже здесь, в этой жизни наступит золотой век. Во всем будет изобилие и достаток. Именно эту земную счастливую жизнь в царстве грядущего Великого Царя и называли «вечной жизнью». Иными словами, юноша, обращаясь к Спасителю, просит у него местечка в земном раю. Есть еще один важный момент, который мы также должны учесть. У иудеев было представление о том, что хороший достаток, многодетность, завидное положение в обществе, влиятельные друзья – все это признак того, что человек благословлен
...ЕщёКомментирует священник Дмитрий Барицкий
Для того, чтобы понять, что случилось в этом отрывке, следует прояснить, что иудеи времен Христа подразумевали под выражением «вечная жизнь». Ведь именно ее так жаждет заполучить юноша, о котором повествует Евангелие. Сразу нужно сказать, что это не аналог христианского рая. Также речь не идет о жизни после смерти в ее иудейском понимании. Речь идет о царстве Мессии. По мнению иудеев времен Христа, во время пришествия Мессии для еврейского народа уже здесь, в этой жизни наступит золотой век. Во всем будет изобилие и достаток. Именно эту земную счастливую жизнь в царстве грядущего Великого Царя и называли «вечной жизнью». Иными словами, юноша, обращаясь к Спасителю, просит у него местечка в земном раю. Есть еще один важный момент, который мы также должны учесть. У иудеев было представление о том, что хороший достаток, многодетность, завидное положение в обществе, влиятельные друзья – все это признак того, что человек благословлен Богом. В первую очередь именно такой человек может надеяться на то, чтобы стать участником будущего великого царства.
Поэтому представьте себе то потрясение и даже шок, которые испытал юноша, когда Господь вместо обещаний или советов, как гарантировать себе теплое местечко в царстве Мессии, предлагает ему отказаться от всего того, что он уже собрал и чем уже обладал. Ведь в его понимании своим советом Христос уничтожает всякие гарантии, которые обеспечивают ему пропуск в этот земной рай. Он призывает отказаться от богатства, которые являются своеобразным залогом для того, чтобы стать полноценным участником царства Мессии, то есть получить еще большее богатство, комфорт и счастье. Лишиться всего этого – лишиться всех своих надежд и упований, словно шагнуть в никуда, в пустоту, потерять самого себя.
Подобная опасность подстерегает всякого человека. Именно об этом и предупреждает Христос Своих учеников во второй части отрывка. В Царствие Божие трудно войти тому, кто все свое упование возложил на что-то иное, нежели на Бога. Привязался всем своим сердцем к земному, нашел полное удовлетворение в родных, близких, любимых, в увлечениях и талантах, наконец, в деньгах, славе, связях, карьере и т.п. Мало ли у нас иных привязанностей, которые мы ставим в центр нашей жизни и которые составляют богатство и гордость нашей души. Это все то, без чего мы не мыслим самих себя.
Господь же призывает нас к духовной нищете. То есть к такому состоянию, когда человек ощущает бренность всего того, что его окружает и того, что его наполняет. Это состояние духовного странничества. Наверное, именно такое переживает смертник, перед тем как шагнуть на эшафот, или больной на каталке, когда его везут в операционную, где не будет ни друзей, ни родных, ни денег, ни связей. Только он и скальпель хирурга. Именно в эти минуты человек всем своим нутром понимает, как он одинок, как мало зависит от того, на что только недавно возлагал все свои надежды и упования.
Такие моменты весьма ценны для человека. Ведь именно тогда в нашем сердце рождается настоящая молитва, подлинный вопль к Богу, Который Один может нам помочь. Именно в такие минуты между человеком и Творцом пропадают всякие преграды, и Бог радостно наполняет нашу вычищенную, свободную от всего постороннего душу, становится ее подлинным, непреходящим богатством. В такие минуты даже материально нищий и убог
...ЕщёГосподь же призывает нас к духовной нищете. То есть к такому состоянию, когда человек ощущает бренность всего того, что его окружает и того, что его наполняет. Это состояние духовного странничества. Наверное, именно такое переживает смертник, перед тем как шагнуть на эшафот, или больной на каталке, когда его везут в операционную, где не будет ни друзей, ни родных, ни денег, ни связей. Только он и скальпель хирурга. Именно в эти минуты человек всем своим нутром понимает, как он одинок, как мало зависит от того, на что только недавно возлагал все свои надежды и упования.
Такие моменты весьма ценны для человека. Ведь именно тогда в нашем сердце рождается настоящая молитва, подлинный вопль к Богу, Который Один может нам помочь. Именно в такие минуты между человеком и Творцом пропадают всякие преграды, и Бог радостно наполняет нашу вычищенную, свободную от всего постороннего душу, становится ее подлинным, непреходящим богатством. В такие минуты даже материально нищий и убогий становится настоящий царем. Ведь теперь в Его сердце живет целая вселенная, и не на какой-то краткий период времени, но во веки вечные.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Некто обратился к Господу с вопросом: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк.
10:17) Что вынудило этот вопрос? Разве не было писаний? Разве не читали всякую субботу закона для всех? Было все – и Писание, и толкователи его; но в обществе ходило кругом разномыслие и сбивало с толку. Фарисеи говорили одно, саддукеи – другое, ессеи – свое, самаряне – свое; в Галилее же, может быть, и языческие учения слышались, и всякий выставлял свое тоном убеждения. Ревнующий о спасении, естественно, приходил к вопросу: как же быть, чему следовать, чтоб не погубить души своей? Положение наше очень похоже на тогдашнее. Каких-каких у нас ни ходит учений и в школах, и в обществе, и в литературе! Индиферентисту это нипочем; а для кого не все одно, какому учению ни следовать, тому нельзя не поискать решения: как же быть? Итак, какое же решение на это? Такое же, какое дал Спаситель: веруй и живи, как Бог повеле...ЕщёСвятитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Некто обратился к Господу с вопросом: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк.
10:17) Что вынудило этот вопрос? Разве не было писаний? Разве не читали всякую субботу закона для всех? Было все – и Писание, и толкователи его; но в обществе ходило кругом разномыслие и сбивало с толку. Фарисеи говорили одно, саддукеи – другое, ессеи – свое, самаряне – свое; в Галилее же, может быть, и языческие учения слышались, и всякий выставлял свое тоном убеждения. Ревнующий о спасении, естественно, приходил к вопросу: как же быть, чему следовать, чтоб не погубить души своей? Положение наше очень похоже на тогдашнее. Каких-каких у нас ни ходит учений и в школах, и в обществе, и в литературе! Индиферентисту это нипочем; а для кого не все одно, какому учению ни следовать, тому нельзя не поискать решения: как же быть? Итак, какое же решение на это? Такое же, какое дал Спаситель: веруй и живи, как Бог повелел, а людских толков не слушай; пусть говорят. И говор ученых похож на молву и моду: ныне одно, завтра другое, ты же внимай одному «глаголу Божию, пребывающему во веки» (1Пет.1:23, 25). Что Господь повелел, того никакое мудрование отменить не может. Все неотложно и надо все исполнять. Суд ведь будет по слову Господа, а не по умствованиям нашим.Евангелие святого апостола Марка, глава 10, стихи 23 - 32:
И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.
И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,
и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке г
...ЕщёЕвангелие святого апостола Марка, глава 10, стихи 23 - 32:
И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.
И начал Петр говорить Ему: вот, мы оставили все и последовали за Тобою.
Иисус сказал в ответ: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради Меня и Евангелия,
и не получил бы ныне, во время сие, среди гонений, во сто крат более домов, и братьев и сестер, и отцов, и матерей, и детей, и земель, а в веке грядущем жизни вечной.
Многие же будут первые последними, и последние первыми.
Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним
Соборное послание святого апостола Иакова, Глава 2, стихи 1 - 13:
Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, -
то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете.
Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед
...ЕщёСоборное послание святого апостола Иакова, Глава 2, стихи 1 - 13:
Братия мои! имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица.
Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в богатой одежде, войдет же и бедный в скудной одежде,
и вы, смотря на одетого в богатую одежду, скажете ему: тебе хорошо сесть здесь, а бедному скажете: ты стань там, или садись здесь, у ног моих, -
то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с худыми мыслями?
Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли мира избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Он обещал любящим Его?
А вы презрели бедного. Не богатые ли притесняют вас, и не они ли влекут вас в суды?
Не они ли бесславят доброе имя, которым вы называетесь?
Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, — хорошо делаете.
Но если поступаете с лицеприятием, то грех делаете, и перед законом оказываетесь преступниками.
Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем.
Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона.
Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы.
Ибо суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом.
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Услышав слово Господа о неудобстве богатым внити в Царствие Божие, ученики подумали: «кто же может спастись?» (Мк.
10:26) Господь сказал на это: «человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу» (Мк.10:27). Невозможно отрешиться от любоимания* без благодатнаго воздействия на сердце; невозможно сладить и со всяким другим пристрастием, и со всем грехом, живущим в нас, и со всем его порождением без благодати Божией. Благодать Божия дается по вере в Господа, в таинствах Св. Церкви. Держись же крепче Св. Церкви Божией и всех ее учреждений, и сила Божия, пособствующая на всякое добро, всегда будет присуща тебе. Только при этом всегда помни, что осветительные и животворные эти учреждения – средства, а не цель; потому и проходи их только для того, чтобы под действием их оживить и попитать сокрытые в тебе благодатные силы, и исходить потом на делание свое мужем крепким, готовым на всякое благое дело (ср. 2Тим.3:17...ЕщёСвятитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
Услышав слово Господа о неудобстве богатым внити в Царствие Божие, ученики подумали: «кто же может спастись?» (Мк.
10:26) Господь сказал на это: «человекам это невозможно, но не Богу; ибо все возможно Богу» (Мк.10:27). Невозможно отрешиться от любоимания* без благодатнаго воздействия на сердце; невозможно сладить и со всяким другим пристрастием, и со всем грехом, живущим в нас, и со всем его порождением без благодати Божией. Благодать Божия дается по вере в Господа, в таинствах Св. Церкви. Держись же крепче Св. Церкви Божией и всех ее учреждений, и сила Божия, пособствующая на всякое добро, всегда будет присуща тебе. Только при этом всегда помни, что осветительные и животворные эти учреждения – средства, а не цель; потому и проходи их только для того, чтобы под действием их оживить и попитать сокрытые в тебе благодатные силы, и исходить потом на делание свое мужем крепким, готовым на всякое благое дело (ср. 2Тим.3:17). Если удержишь принятое в себе и не дашь тому исхода в делах благих, будешь не прав; равно, как неправ тот, кто чуждается всего церковного. От неправых ревнителей благочестия самый строй благочестной жизни подвергается нареканию: но это не отнимает значения у этого строя и не оправдывает умствователей, чуждающихся его на сем только основании.Евангелие святого апостола Луки, глава 16, стихи 10 - 15:
Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.
Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?
И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?
Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.
Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом.
Послание апостола Павла к Колосянам, Глава 1, стихи 3 - 6:
благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас,
услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,
в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования,
которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине,
Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
«Не можете служить Богу и маммоне» (Лк.
16:13). Раздвоенная мысль и раздвоенное сердце делают человека ни к чему негожим; ибо «муж двоедушен неустроен во всех путех своих» (Иак.1:8). Он или ничего не делает, или делает да переделывает, то есть, одною рукою строит, а другою разоряет. Источник истинно богоугодной жизни – твердая решимость во всем угождать Богу. Эта решимость устремляет все помышления, желания и чувства человека на одно, и объединяя таким образом его внутреннее, делает его сильным на дела и вносит единство во всю совокупность его деятельности, сообщая ей один характер. Дела такие благоуспешны и многоплодны потому, что полны истинной жизни. Отчего вялость, неподвижность, бесплодность дел? От внутренней безжизненности, а внутренняя безжизненность от раздвоения внутреннего. Не сознана единая цель, не поставлена она законом жизни, – дела и идут как пришлось. Оттого одни направляются в одну сторону, другие ...ЕщёСвятитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года
«Не можете служить Богу и маммоне» (Лк.
16:13). Раздвоенная мысль и раздвоенное сердце делают человека ни к чему негожим; ибо «муж двоедушен неустроен во всех путех своих» (Иак.1:8). Он или ничего не делает, или делает да переделывает, то есть, одною рукою строит, а другою разоряет. Источник истинно богоугодной жизни – твердая решимость во всем угождать Богу. Эта решимость устремляет все помышления, желания и чувства человека на одно, и объединяя таким образом его внутреннее, делает его сильным на дела и вносит единство во всю совокупность его деятельности, сообщая ей один характер. Дела такие благоуспешны и многоплодны потому, что полны истинной жизни. Отчего вялость, неподвижность, бесплодность дел? От внутренней безжизненности, а внутренняя безжизненность от раздвоения внутреннего. Не сознана единая цель, не поставлена она законом жизни, – дела и идут как пришлось. Оттого одни направляются в одну сторону, другие в другую; здание жизни и не созидается. Избери цель и посвяти ей жизнь. Настоящая, главная цель указана богоподобным естеством человека; она живое богообщение. К это главной цели обращай и цели частные, ученые, житейские, гражданские, коммерческие, служебные, правительственные. Если бы всякий в обществе держался этого – в общество внесен бы был строй один общий, и один дух всех бы исполнил.Евангелие святого апостола Луки, глава 18, стихи 35 - 43:
Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
1-е Послание апостола Павла к Тимофею, Глава 1, стихи 15 - 17:
Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый.
Но для того я и помилован, чтобы Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной.
Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь.
Комментирует протоиерей Павел Великанов
У каждого человека в жизни бывают особые моменты, в которые решается судьба. Такие моменты мы называем «поворотными»: время вдруг останавливается, почти касается вечности и ты понимаешь: или сейчас, или никогда!
Евангельская история об исцелении слепца Вартимея — именно об этом. Едва ли можно было его удивить шумом толпы, регулярно проходившей мимо него в сторону Иерихона — крупнейшего торгового города на дороге из Галилеи в Иерусалим. Но в толпе, которая сопровождала Иисуса, Вартимей услышал нечто принципиально иное — это и побудило его задать вопрос: а что происходит? Кто это идёт?
Нам неведомо, что именно знал слепой об Иисусе — если вообще хоть что-то знал. Но ведь откуда-то у него прорвался этот крик, обращённый к Иисусу — причём настолько сильный, настойчивый, неугомонный — даже невыносимый для слуха других — и именно этот крик доносится до Христа и побуждает Его остановиться. «Чего ты хочешь?» «
...ЕщёКомментирует протоиерей Павел Великанов
У каждого человека в жизни бывают особые моменты, в которые решается судьба. Такие моменты мы называем «поворотными»: время вдруг останавливается, почти касается вечности и ты понимаешь: или сейчас, или никогда!
Евангельская история об исцелении слепца Вартимея — именно об этом. Едва ли можно было его удивить шумом толпы, регулярно проходившей мимо него в сторону Иерихона — крупнейшего торгового города на дороге из Галилеи в Иерусалим. Но в толпе, которая сопровождала Иисуса, Вартимей услышал нечто принципиально иное — это и побудило его задать вопрос: а что происходит? Кто это идёт?
Нам неведомо, что именно знал слепой об Иисусе — если вообще хоть что-то знал. Но ведь откуда-то у него прорвался этот крик, обращённый к Иисусу — причём настолько сильный, настойчивый, неугомонный — даже невыносимый для слуха других — и именно этот крик доносится до Христа и побуждает Его остановиться. «Чего ты хочешь?» «Прозреть!» «Прозри!»…
Я могу сказать, что вы ожидаете услышать дальше: о том, что и нам следует подобно Вартимею неотступно молиться Богу, прорываясь сквозь суету, шум будней, недовольство окружающих. Но — простите — я не буду это говорить. И вот почему. При всей формальной правильности такого назидания оно окажется или бессмысленным — или очень опасным. Поясню на примере.
Представьте себе, что в семье жена отказывается кормить мужа обедом, пока он не «достучится до её сердца» — как это было на том самом свидании, когда он предложил ей пожениться. И вот стоит она, такая насупленная, с половником в руке, и внимательно наблюдает, насколько муж искренне и убедительно изливает ей свои чувства. А потом говорит: не, не зацепило. Давай ещё раз — а то голодным останешься! Правда, странно выглядит? Но разве не менее странным выглядит человек, который думает, что до Бога можно достучаться только в состоянии предельного напряжения, крика, на грани сил? Неужели Бог слышит человека, только когда ему невыносимо плохо — или когда он в состоянии экстаза, истерики или другой разновидности изменённого сознания? Не слишком ли мы преувеличиваем значимость для Бога наших, человеческих, усилий?
Парадокс в том, что Богу наши крики не нужны. Он знает, что мы хотим у Него просить ещё до того, как мы открыли рот. Значит ли это, что тогда и вообще нечего напрягаться — будем жить вразвалочку, налегке? Конечно же, нет!
Надо учиться распознавать в жизни те моменты, те времена, когда в ушах явным образом начинает звучать вопрос от Бога: «чего ты хочешь?» И для того, чтобы Богу сказать всего лишь одну фразу — как Вартимей — да, Господи, я понял, чего хочу! — надо и потрудиться, и помучиться, чтобы потом прокричать, проигнорировать мнение о тебе окружающих, и не побояться быть оболганным, униженным, осмеянным. Господь Бог прекрасно знает все наши длинные списки из наших как-бы желаний — но не торопится их выполнять, потому что знает: это всё — ненастоящее, от ума, надуманное. Это совсем не то, ради чего мы готовы «прокричать». Но как только в душе начинает вызревать то главное, с чем нам не стыдно встать лицом к лицу со Христом — Бог весь обращается в очень внимательный
...ЕщёПарадокс в том, что Богу наши крики не нужны. Он знает, что мы хотим у Него просить ещё до того, как мы открыли рот. Значит ли это, что тогда и вообще нечего напрягаться — будем жить вразвалочку, налегке? Конечно же, нет!
Надо учиться распознавать в жизни те моменты, те времена, когда в ушах явным образом начинает звучать вопрос от Бога: «чего ты хочешь?» И для того, чтобы Богу сказать всего лишь одну фразу — как Вартимей — да, Господи, я понял, чего хочу! — надо и потрудиться, и помучиться, чтобы потом прокричать, проигнорировать мнение о тебе окружающих, и не побояться быть оболганным, униженным, осмеянным. Господь Бог прекрасно знает все наши длинные списки из наших как-бы желаний — но не торопится их выполнять, потому что знает: это всё — ненастоящее, от ума, надуманное. Это совсем не то, ради чего мы готовы «прокричать». Но как только в душе начинает вызревать то главное, с чем нам не стыдно встать лицом к лицу со Христом — Бог весь обращается в очень внимательный слух — и радостно внемлет каждому нашему слову!
Комментирует священник Стефан Домусчи
В сегодняшнем чтением мы слышим рассказ об исцелении слепого.
Что такое исцеление для нас сегодня? Несмотря на то, что слово звучит как устаревшее, для большинства — это то, что происходит в больницах, благодаря действиям медперсонала и чаще называется излечением или выздоровлением. В любом случае — оно не связано с чудом. Скорее люди готовы говорить о неправильно поставленном диагнозе, о браке аппаратуры, об ошибке в анализах… Чуда нет, есть досадная случайность.
С религиозной точки зрения дело обстоит иначе. Мы верим в то, что Бог как Творец, может изменять естественный ход вещей и проявлять свою милость. Причем слово исцеление оказывается очень важным и точным еще и потому что оно предполагает не только лечение, но и возвращение человеку первоначальной целости, того подлинного здоровья, которое дал ему Бог при творении. Именно поэтому, чудо — это не фокус, который удивляет и восхищает, но проявление Б
...ЕщёКомментирует священник Стефан Домусчи
В сегодняшнем чтением мы слышим рассказ об исцелении слепого.
Что такое исцеление для нас сегодня? Несмотря на то, что слово звучит как устаревшее, для большинства — это то, что происходит в больницах, благодаря действиям медперсонала и чаще называется излечением или выздоровлением. В любом случае — оно не связано с чудом. Скорее люди готовы говорить о неправильно поставленном диагнозе, о браке аппаратуры, об ошибке в анализах… Чуда нет, есть досадная случайность.
С религиозной точки зрения дело обстоит иначе. Мы верим в то, что Бог как Творец, может изменять естественный ход вещей и проявлять свою милость. Причем слово исцеление оказывается очень важным и точным еще и потому что оно предполагает не только лечение, но и возвращение человеку первоначальной целости, того подлинного здоровья, которое дал ему Бог при творении. Именно поэтому, чудо — это не фокус, который удивляет и восхищает, но проявление Божественной любви, которая зовет человека к исправлению. Оно никогда не насильно, но всегда учитывает внутреннее движение самого человека.
И вот в сегодняшнем чтении мы видим исцеление слепого. Мы можем быть сколько угодно здоровы телесно, но будучи несовершенны внутренне, должны задуматься над тем, что полезного может быть для нас в этой притче, что делать нам, чтобы получить духовное исцеление?
Итак, первое, что сразу бросается в глаза, слепец, обращаясь ко Христу не повторяет того, что ему сказали, но называет Его сыном Давидовым. Казалось бы, что проще: раз тебе сказали, что идет Иисус Назорей, так Его и можно называть… Но он обращается к Нему так, как будто бы давно Его ждал, как будто бы определенный взгляд на Христа у него давно сформирован. Он говорит так, как будто Христос для него мессия. Можно представить себе как этот слепец недели и месяцы напролет, думает о том что где-то в Галилее появился человек, о котором говорят, что Он мессия, что он исцеляет и изгоняет бесов… возвращает зрение и даже воскрешает мертвых… Слепец не может добраться в те места самостоятельно, и он живет надеждой на то, что когда-нибудь этот человек окажется рядом и исцелит его. Вера в Бога и надежда на Его милость, на чудо как Его благое вмешательство, оказывается первым условием, которое делает исцеление возможным.
Кроме того, мы видим, что Христос, который как Бог, конечно, сразу услышал слепого, дает ему время проявить настойчивость в своей просьбе. Употребить хотя бы какое-то усилие, которое для него оказывается возможным. В этом ожидании Христа не было невнимательности или пренебрежения, но лишь желание, чтобы человек укрепился в своей воле, проявил веру вопреки обстоятельствам. И вот слепец кричит, никого не стесняясь и преодолевая возмущение толпы… Кричит, потому что понимает, что разговор с Иисусом Сыном Давидовым, для него важнее любых условностей и сомнений. Он не боится, потому что он слеп, ему не чего терять и остается одна надежда… Надежда на Христа.
И вот Христос подходит к нему и задает вопрос: чего ты хочешь? Чего мог хотеть слепой от Того, чье прикосновение исцеляло и воскрешало? И все же, вопрос задан, потому что обращение к Богу должно быть осмысленным, человек должен знать, чего он хочет…
Слепец отвечает: Господи, чтобы мне прозреть! Слова очень п
...ЕщёКроме того, мы видим, что Христос, который как Бог, конечно, сразу услышал слепого, дает ему время проявить настойчивость в своей просьбе. Употребить хотя бы какое-то усилие, которое для него оказывается возможным. В этом ожидании Христа не было невнимательности или пренебрежения, но лишь желание, чтобы человек укрепился в своей воле, проявил веру вопреки обстоятельствам. И вот слепец кричит, никого не стесняясь и преодолевая возмущение толпы… Кричит, потому что понимает, что разговор с Иисусом Сыном Давидовым, для него важнее любых условностей и сомнений. Он не боится, потому что он слеп, ему не чего терять и остается одна надежда… Надежда на Христа.
И вот Христос подходит к нему и задает вопрос: чего ты хочешь? Чего мог хотеть слепой от Того, чье прикосновение исцеляло и воскрешало? И все же, вопрос задан, потому что обращение к Богу должно быть осмысленным, человек должен знать, чего он хочет…
Слепец отвечает: Господи, чтобы мне прозреть! Слова очень простые, но для него они означают все! Обновление всей жизни, которая начнется будто бы заново.
Тот давний диалог на самом деле актуален всегда и для всякого. Мы часто думаем, что живем как зрячие, но видя мир физический не видим духовного. И просьба слепца в действительности может стать нашей просьбой. Чего ты хочешь от Меня, спрашивает Христос! Господи, чтобы мне прозреть!
Евангелие святого апостола Марка, глава 10, стих 46 - 52:
Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.
Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.
Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.
Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.
Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.