Отец Димитрий Смирнов на Бутовском полигоне
-----
> Полселёдки. Норма христианской жизни и вопросы моды в политике
– Отец Димитрий, много спорят об известных словах святителя Иоанна Златоуста: «Освяти руку ударом». Проявление силы может быть исповеданием веры?
– Разумеется, сколько угодно. А Александр Ярославович Невский, когда разрубал пополам ливонского рыцаря, и две половинки падали в Чудское озеро и тонули, – это как? С величайшим смирением! Тюк! На две половинки.
– Когда говорили с отцом Кириллом Каледой, он сказал, что один из поводов, почему не канонизируют единственного не прославленного из восьми епископов, расстрелянных в Бутово, владыку Арсения (Жадановского), – это то, что у него в допросах нашли фразу, смысл которой: «Если бы не ряса, я бы вам сейчас устроил!» И отец Кирилл спрашивает: а почему святому Александру Невскому можно, а епископу Арсению нельзя (он же сказал: «Если бы не ряса»)?
– Да нет, просто сейчас у нашей интеллигенции представление о христианстве как о какой-то патоке сладкой. Христос, говоря с фарисеями, обращался: «Змеёныши!» Это что, толерантное высказывание?
– Как звали вашего другого деда – того, кто как Даниил Хармс был?
– Николай Васильевич…
– О, как Гоголя. Опять же, говорят, Православие и острый язык (как и сильный кулак) несовместимы... Издеваться над следователем – это как-то не по-православному. Что бы вы сказали?
– А! Это Александр Георгиевич Уманов. Офицер, лейб-гвардеец. Там вообще нравы такие, что если покопаться, не может он, конечно, служить каким-то образцом для подражания. Обыкновенный офицер. Он и курил всю жизнь. Я помню, он бумажные папиросы набивал табаком.
– Вы с ним общались лично?
– Да.
– И что он, при его остром языке, о том времени говорил?
– Он ничего мне о времени не говорил. Да и потом, я был ребенок, вряд ли бы он со мной заводил какие-то серьезные разговоры. Но помню его очень четко: красивый такой мужчина. У меня оба деда были очень красивыми. Александр Георгиевич был офицером. У нас в роду мужчины или священники, или офицеры. Еще было ответвление – тамбовских дворян, но потом они переехали в Москву. Не знаю, что там с имением стало. Есть предание, что в каком-то колене мы выходцы из Тамбова. Там земля хорошая. Наверно, когда-то были помещиками.
– Александр Георгиевич верующий был?
– Верующий. Дома были иконы. Научил своих дочерей молиться. Правда, в наказание за проступки заставлял их учить наизусть не псалмы и молитвы, а «Евгения Онегина».
– Образованный?
– Образованный. Знал много языков: французский, немецкий, польский, поскольку его бабушка была полька.
– С чувством юмора?
– С чувством юмора. Когда его арестовали, он, будучи острословом, как только ни издевался над следователями. А те, сколько его ни били, так и не смогли выбить никаких показаний. Он просто поставил следствие в тупик. Для того времени это был уникальный случай - его пришлось отпустить. Это просто человек был живого ума. Читать его следственное дело – обхохочешься! Хочу его опубликовать. Если кто-то будет читать его внимательно, спокойно - получит, конечно, определенный заряд эмоций. Допустим, там написано: при обыске изъята пачка масла и половина селёдки!
– Он же тоже не из робкого десятка, а точно так же, как и те смиренные молчаливые родственники, жив остался? Что ему помогло?
– У меня два таких родственника. Один священник – он был настоятелем храма Ризоположения Пресвятой Богородицы в Леоново, это у метро Ботанический сад. Отец Иоанн Марков. Однажды он попал в облаву ГПУ и сутки или двое отсидел на Лубянке. Ему говорят: «Всё! Выходите!» А он отвечает: «Как я перед женой теперь появлюсь? Я службу пропустил, двое суток (или сутки, я уж сейчас не помню, – прим. о. Д.) дома не был... Вы мне справку дайте!» Ему дали справку, что задержанный такой-то отпущен, потому что ни в чем не виноват. Он эту справку жене показал, в храме показал – всё как надо. А потом, в 1937-м году, когда всех священников стали расстреливать, он эту справку показал: так и так, меня уже брали... И тогда, видимо, никто на число внимания не обратил.
– Да, там эта карательная машина просто прокручивалась, чтобы особо не разбираться, так и вновь сажали именно тех, кто ранее отсидел.
– Да! А он не сидел, и у него был документ, что он не виноват. Посмотрели: не виноват - значит, не виноват. Народ-то этот не шибко грамотным был. Что, они там хотели вникать в какие-то бумаги? Давай скорее! Загребали кого попало, чтобы покрыть какие-то там квоты по заполняемости лагерей. Отец Иоанн Марков тоже кроткий, тихий был, но он сумел все-таки провернуть такую «аферу» и остался жив.
Александр Георгиевич Уманов – то же самое: его били год на Лубянке, он остался инвалидом, рано умер потом из-за этого. У него всё было отбито, буквально всё! Его отпустили. Началась война. Надо было либо расстрелять, либо отпустить. Он так смог дело повести, что его отпустили. Хотя мать ранее ходила к адвокату, и тот сказал: «Расстрел обеспечен». Потому что он сказал в каком-то там обществе, у одной баронессы из бывших, что Сталина надо в мед окунуть, в перьях выкатать и по России провести. На следующий день его взяли. Доброжелателей-то полно. Инвалидом остался... Но был отпущен за отсутствием состава преступления.
Он был военный, конник. А идти в советскую армию для него, думаю, было невозможно.
– Не поддавался осовечиванию?
– Я его там себе не представляю. Он все время думал, где бы найти себе в новой действительности применение. То он книгу писал по эстетическому воспитанию, то какие-то наушники специальные придумал для усиления звука в телефонной будке – неважно автоматы работали, плохо было слышно. Я видел эти его изобретения.
– Вы про Сталина упомянули: а почему Сталина быстро смогли вынести с Красной площади, а в Мавзолее труп все еще лежит?
– Не знаю. Я же не президент страны. Меня вообще эта тема как-то перестала волновать. Хотите? Пусть лежит. Хотите – еще на каждом перекрестке Ленинского проспекта поставьте этого идола. Я буду все равно разворачиваться и ехать к себе в храм. Я не знаю, что за этим стоит. Когда свобода слова появилась, я всё, что думаю по этому поводу, сказал. Вот, в обществе опять обсуждение... Что там обсуждать?! Что хотите, то и делайте!
– Отец Димитрий, вы почти три десятилетия настоятельствуете в храме Святителя Митрофана Воронежского. Это же новомученик до новомучеников – так же, как многие из них, он сам себя отпевал...
– Да, недаром Максимилиан Волошин назвал Петра I первым большевиком. Хотя, когда я однажды это процитировал, меня один батюшка, кого я люблю и уважаю, за это обругал. Сказал: «Если император - значит, уже всё!»
– А, освящен!
– Да, освящен по самому своему статусу. У батюшки такой византийский подход.
– Этот византийский подход не сыграл в нашей истории злую шутку?
– Не знаю, я же не историк. Я, можно сказать, приходской священник. Это мой уровень. А те люди, кто читает умные книги, – я перед ними благоговею.
– Чем в контексте взаимоотношений Церкви, общества, личности с властью опыт святителя Митрофана Воронежского мог бы быть сегодня актуален?
– Понимаете, это очень наивно так думать. Представьте себе - человек читает житие, а потом идет и так же делает, как он.
– Мы разве не призваны подражать святым?
– Тогда был XVIII век, а сейчас XXI. 300 лет, условно говоря, спустя будем ему подражать? Сейчас же все другое. Система взаимоотношений другая, отношение к человеку другое. Когда стрельцам головы рубили, Петру Алексеевичу показалось, что медленно рубят, он одну секиру отнял и несколько голов сам отрубил. Сейчас трудно себе представить руководителя страны, кто сказал бы подчиненному: «Так, слушай, дай я сам!» – и начинает головы рубить. Сейчас это не модно. Все сейчас происходит совсем по-другому.
– В каждом времени свои испытания? Как и соблазны.
– Да, а то, что каждый человек, достигший такого духовного уровня, как святитель Митрофан, обязательно будет гоним, иногда до смерти, – это нормальная христианская жизнь.
> Новомученик после новомучеников. Самый почитаемый святой
– Отец Димитрий, начиная еще с распятия Самого Господа, всегда были раскаявшиеся гонители - тот же сотник Лонгин, участвовавший в Распинании. Вообще, в истории Церкви много святых получилось из тех, кто некогда зверствовал и лил кровь или участвовал так или иначе в расправах, а потом покаялся. А у нас из тех почти 2000 новомучеников есть хоть один такой?
– Я лично знал человека, кто был сотрудником НКВД. Там разные были структуры, это была целая система. Когда он понял, что там творится - он положил партбилет на стол своей первичной парторганизации. Это был такой акт покаяния. И с ним ничего не было.
– Так, может быть, если бы все так положили, ничего бы и не было?
– Может быть. Этот человек дожил до пенсионного возраста. Мне показывали его: «Ты знаешь, что это за человек?» Он постоянно ходил в Церковь. Можно сказать, умер в Церкви. Отпевали его. Вот, я лично видел такого человека!
– Такие истории действительно известны. Тот же Николай Евграфович Пестов – из энкавэдешников, покаялся, стал христианским писателем, проповедником. А так, чтобы святым стал – не только очистился покаянием, но и освятился?
– Я не слышал. Но я, может быть, в этом вопросе любитель.
– А к кому тем же наследникам палачей, допустим, можно было бы с молитвой обратиться – все-таки обычно ищут же тех, кто знает, каково преодолевать именно тяжкий опыт.
– Мне, чтобы обратиться с молитвой, вообще достаточно одного Господа Иисуса Христа. В Нем вся полнота.
– Кроме греха. А может быть, до такого прославления надо еще дорасти? Не сразу же даже верующему человеку дается как раз выстраданная новомучениками заповедь о любви к врагам? Может быть, надо еще научиться именно этому их подвигу хотя бы в повседневной жизни подражать, так, собственно, и выражая свое почитание новомучеников?
– Мне самому кажется, очень было бы правильно, чтобы в каждом храме, где служили новомученики, обязательно бы их почитали. В храме Святого Григория Неокесарийского на Полянке вообще целый собор новомучеников.
– Там же служил и ваш прадед, священномученик Василий?
– Да, там вообще в 1930-е годы сосредоточилось всё духовенство Замоскворечья, кто лишился прихода из-за закрытия храмов. Более двух десятков из служивших там священников – новомученики. Таких много соборов новомучеников можно насчитать. Есть, допустим, новомученики-афониты – это выходцы с Афона, кто пострадал на территории России в эти смутные времена. Их около 10 человек известно. Это было бы замечательно, чтобы в том месте, где они родились, служили, пострадали, знали бы о них, читали бы их жития, поклонялись их мощам у алтаря. Что в этом плохого? Я бы вообще всех канонизовал, даже не задумываясь особенно. Конечно, обязательно нужны исследования, но сами их страдания не могут не вызывать благоговейного отношения.
Это как с Женей Родионовым. У нас по правилам канонизации должно быть всенародное почитание.
– Оно есть!
– Храмы строят?
– Строят! Крестные ходы ходят?
– Ходят! Постоянное богослужение совершается на его могиле.
– Патриотические клубы по всей стране открыты его памяти. Мальчишки в них занимаются.
– Кинофильмы снимают?
– Да! Стихи, песни пишут.
– Картины!
– Даже иконы уже.
– Скульптуры изготавливают?
– Да.
– Ни один святой у нас так не прославляется, как Евгений Родионов.
– А почему? Чем он так близок оказался всем?
– Не знаю. Я всем привожу в пример Димитрия Ивановича Донского, кого канонизовали через 600 лет.
– Это еще дожить надо, кто знает, сколько отпущено…
– Мне кажется, в нашу эпоху было бы уместно Женю Родионова прославить. Мальчик отказался снять крест. Он, конечно, был невоцерковленный и все прочее. Но это страстотерпец нашего времени. Конечно, он такой не один. Но он стал таким символом! А мама его? Любовь Васильевна! Да, она же раз 70 в Чечню ездила. У нас ни один офицер столько командировок в этот трудный регион не совершил. Ее Патриарх Алексий II орденом наградил, отметил ее труды. Сама она женщина героическая, я ее очень хорошо знаю, люблю, почитаю. С одной стороны, сам факт канонизации для самого почитаемого – это, в общем, не очень важно. Это необходимо нам.
> Жизнь христианская продолжается
Комментарии 6