Театр — Караван-сарай
В Тифлисе господин Тамамшев открыл, опять-таки на собственные деньги, оперный театр. Это был не обычный театр. Его называли на восточный манер – театр-караван-сарай Тамамшева. При том что Гавриил Иванович никакого отношения к мусульманству не имел, а по национальности был армянином, но в многонациональном и многоконфессиональном Тифлисе подобное не удивляло никого.
Большое здание театра-караван-сарая высилось на Эриванской площади. И состояло оно из театра, буфета, лавок и погребов. Торговую часть предлагалось занять «красным товаром, галантерейными, модными, кондитерскими и вообще лавками, не безобразящими наружному взгляду».
Автором же проекта был знаменитый в то время Джованни Скудьери – одесский и тифлисский архитектор итальянского происхождения. И в 1851 году здесь начался первый театральный сезон.
Новинка пришлась по душе, и не только тифлисцам. Писатель Владимир Соллогуб восхищался: «Сооруженный в Тифлисе, на Эриванской площади, театр по внутренней отделке не найдет себе нигде подобного. Он похож на огромный браслет из разных эмалей, сделанный по восточным рисункам».
«Тифлис – цивилизованный город, в нем есть театр!» – делал свое заключение Лев Николаевич Толстой.
Побывал в этом театре и Александр Дюма. Впрочем, на него большее впечатление произвела торговая часть: «Главный караван-сарай в Тифлисе построен армянином, который за одну землю шириной в восемь, длиной в сорок саженей заплатил восемьдесят тысяч франков…
Через все его ворота входят и выходят с верблюдами, лошадьми и ослами представители всех наций Востока: турки, армяне, персияне, арабы, индийцы, китайцы, калмыки, туркмены, татары, черкесы, грузины, мингрельцы, сибиряки и бог знает кто еще! У каждого свой тип, свой костюм, свое оружие, свой характер, своя физиономия и, особенно, свой головной убор – предмет, который менее всего затрагивает изменение моды».
Хотя и театр не оставил его равнодушным. Французский беллетрист писал: «Тифлисский театр если не лучший, то по крайней мере один из лучших театров мира».
К сожалению, в 1874 году театр сгорел. Опасались трещин в стенах, а подвела система противопожарной безопасности. А централизованной пожарной службы в городе в то время не существовало.
Целых 16 часов на осликах возили воду из Куры. До тех пор, пока все полностью не сгорело.
Следствие установило, что уникальный торгово-досуговый комплекс поджег один из конкурентов, некто Лазарев. Ему дали девять лет каторги. Торговую часть Тамамшев отстроил заново. А театр не стал.
Загадочный человек
Разумеется, и бизнес Гавриил Иванович вел, что называется, с размахом. Поставки провианта в армию, крупное мукомольное производство. Он был честный и порядочный, и с ним любили иметь дело.
Но больше он был все-таки известен не как купец, а как благотворитель. Именно за добрые дела в 1845 году Гавриил Тамамшев получил чин коммерческого советника. При этом в докладной записке говорилось: «бескорыстное усердие в общеполезных делах на Кавказе довольно редко, капиталы находятся в руках нескольких лиц, и они по своему произволу направляют все коммерческие дела».
Наш герой был редким исключением.
፠፠፠
Гавриила Ивановича похоронили в Тифлисе. Притом год его смерти, как и год рождения неизвестен. Один из современников писал:
«Он был загадочным человеком, но на благоустройство Тифлиса и Ставрополя никогда своих средств не жалел».
Впрочем, гораздо чаще его называли не загадочным, а добрым человеком. Ведь он не только жертвовал на крупные проекты, а еще и постоянно давал деньги из рук в руки тем, кому они были нужны.
Алексей МИТРОФАНОВ
Нет комментариев