ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЫНОК ЕРЕВАНА : ТОРЖЕСТВО СИМВОЛИКИ И ФАКТУР
Крытый рынок Еревана, центральный в городе — одно из редких сооружений, которые построены в соответствии с канонами армянской архитектуры и традиционными чертами быта. Одновременно с этим творение Григора Агабабяна выделяется своей эклектичной символикой и богатой орнаменталистикой, не нарушающей восприятие ансамбля.
До 1950-х годов торговля в Ереване велась на открытых площадках бессистемно. Архитекторам, проектировавшим первый крытый рынок в городе, пришлось искать новые подходы к строительству. Было важно сохранить ощущение открытого пространства, не превращая при этом рынок в обычный магазин. Для этого необходимо было вернуться к истокам национальной архитектуры.
В творчестве архитектора Григора Агабабяна здания крытых рынков занимают особое место. Самый яркий из них – Центральный крытый рынок, спроектированный по образцу исторических караван-сараев с их удлиненным корпусом, покатой крышей и высоким сводчатым потолком. Узкие арочные окна, выходящие из массивных стен рынка и старинные армянские орнаменты, венчающие их верхние части, придают его архитектуре вневременную атмосферу.
Центральный рынок в Ереване.
Используя черты, характерные для базилик и караван-сараев, применяя элементы средневековой армянской архитектуры (арки, тканые орнаменты и рельефы), выполненные в гармонии с современными тенденциями, архитектор сумел достичь пространственного и содержательного единства.
В конструкции, поддерживающей крупнопролетную крышу рынка, применено оригинальное решение: арки из железобетона не только являются конструктивными элементами, но и создают динамику в интерьере, плавно пересекая потолок и превращаясь в тканые орнаменты в точках пересечения. Арки также соединяют интерьер с веерообразной покатой крышей рынка.
Караван-сарай Орбелянов, Вайоцдзорская область.
Этот подход был назван довольно смелым архитектором Геворком Балианом из Калифорнии, который сравнивает Крытый рынок Еревана с Национальным центром искусств и культуры имени Жоржа Помпиду в Париже, а также с крупнейшей мечетью в Риме, построенными спустя десятилетия после рынка. Они прославились благодаря применению тех же инноваций – использованию конструктивных элементов в эстетических целях.
Экстерьер Национального центра Жоржа Помпиду в Париже.
Еще одна проблема, решенная архитектором и конструктором – различие между внешней и внутренней архитектурой рынка, что характерно для армянской традиции: исторические памятники с внешне массивным и сдержанным обликом удивляют посетителей своим воздушным и богатым интерьером, а также элементами, которые сочетают в себе конструктивные и декоративные функции.
Интерьер рынка динамически устремлен ввысь, а лёгкость и прозрачность пространства выражают идею памятника: любой простой человек может прийти в прекрасное место. Это – дань уважения архитектора простым людям, которые и являются главными персонажами архитектурной среды. В этом трепетно созданном пространстве обычный рынок приобретает сказочную интонацию. Фрукты и овощи становятся живыми художественными композициями, а продавцы воспринимаются как волшебные субъекты.
Фасад Центрального рынка.
Особого упоминания заслуживает орнамент главного входа: его рельефы повторяют композиции на фасаде монастыря Макараванк Тавушской области. Здесь они были воссозданы из металла, обогатив его новыми формами. Орнаменты нисколько не перегружают главный фасад рынка и не делают его архаичным. Напротив, их подчеркнутая фактурность и выбор материала создают еще один контраст с простыми, безликими поверхностями обработанного камня.
Однако Григору Агабабяну удалось не только воссоздать классические мотивы, но и привнести в них авангардность и эклектику. Так, в изображении рыб мы видим вариацию символа аревахач, в цветах – сложную геометричность, в колосе – соцреализм, а в металле – витражное стекло.
Источник: книга «Григор Агабабян» из серии «Армянские архитекторы», 1981
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
17/11/2015 “НВ” не раз публиковала статьи обозревателя московской “Независимой газеты” Юрия СИМОНЯНА (фото справа). Уроженец Тбилиси, он, как никто, знает все аспекты региональных проблем — исторические, культурные, экономические, геополитические, межнациональные. Он пишет ясно, понятно и точно. Гораздо менее знаком нашим читателям Юрий Симонян в качестве автора замечательных рассказов и историй, которых издано уже четыре сборника: “Истории Отмеченных”, “Истории Радуги”, “Истории Полной Луны”, “Тбилисские Истории”. Некоторые из симоняновских историй “НВ” представила летом, и не ошиблась: читательский успех превзошел все ожидания. Особенно были рады е
Нет комментариев