Путь Поля Гогена (1848-1903) к искусству был долог и непрост. В 35 лет он отказался от размеренной обеспеченной жизни, оставил карьеру преуспевающего биржевого маклера, и покинул семью, чтобы целиком посвятить себя творчеству. Пройдя через увлечение импрессионизмом, художник быстро разочаровался в этом направлении. Мечтой Гогена становится создание нового искусства, свободного от условностей европейской цивилизации, — искусства «варварского» яркостью цветовых сочетаний, «примитивного» с точки зрения форм и композиционных построений и бесконечно прекрасного в своей чистоте и наивности.
В 1891 году он решил скрыться от европейской цивилизации на островах Полинезии. «С высоты этой Сладостной Земли какими жалкими казались мне старые докучные воспоминания, эти сложные заботы о будущем, в которых изнывает городская Европа, лишенная здешнего солнца и здешних богатств, угрюмая, железная, пустая», — писал бывший банковский служащий.
Отрекшийся от европейской цивилизации Поль Гоген никогда не отказывался от опыта мировой культуры. Художник знал старую немецкую гравюру и особенно почитал Дюрера. Порой перекличка со знаменитыми памятниками в написанных на далеких островах картинах столь очевидна, что прототипы легко угадываются. Так, в картине «Брод (Бегство)» угадывается мотив всадника, позаимствованный из знаменитой гравюры Альбрехта Дюрера «Рыцарь, Смерть и Дьявол».
Но действительность оказалась далека от ожиданий. Болезни и нужда заставили Гогена вернуться в Париж, где его ждали новые разочарования. Произведения, созданные им на Таити, не нашли понимания у публики; аукцион живописных работ не принес большого дохода. Получив небольшое наследство, он вновь уезжает в Полинезию, на этот раз навсегда.
Сергей Иванович Щукин оказался одним из тех, кто покупал картины живописца сразу же после его смерти. «Один б-б-безумец это написал, — заикаясь, якобы говорил он, показывая картины Гогена московской публике, — а д-д-другой безумец это купил». Щукин часто повторял, что Гоген «заканчивает эпоху идеи о прекрасном» и что искал художник «не новой живописи, а новых ликов жизни».
Гоген первым из европейских художников обратился к традициям «примитивного» искусства, чтобы вернуть живописи простоту и наивность. Он открыл для мастеров ХХ столетия выразительную силу неевропейских культур. Плоскостность формы, повышенная интенсивность цвета, декоративность композиций – все эти открытия Гогена послужили отправной точкой для творческих поисков следующих поколений французских художников.
Увидеть картины Поля Гогена можно в постоянной экспозиции Галереи искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков.
#пушкинскийэкспозиция
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4