В “российских” селах и деревнях, основавшихся в Сибири даже 100 лет тому назад, вечеринных игр не было. Для организации “вечерины” ещё недели за две до святок парни всего села, сговорившись, сообща откупают просторный дом рублей за 10-15 деньгами, иногда с добавлением 8-10 пудов хлеба в зерне за все святки. Вечеринные игры начинались со второго дня святок (26 декабря ст. ст., второй же день праздников Рождества), продолжались две недели и заканчивались вечером в Крещение (6 января ст. ст.).
Содержание вечерины – это игры и вечеринные (или ходовые) песни со своеобразным характером напевов (мелодий), сопровождающие игры или сами обыгрываемые. Никаких других игр и песен, кроме вечеринных, на вечерине не исполнялось.
Вся деревенская молодежь с нетерпением ждала Святок, особенно девушки, потому что в эти дни и вечера святочного веселья, игр и песен они пользовались от родителей большой поблажкой, свободой, чем во всякое другое время.
Во второй день Рождества, поздним утром (после обедни) парни артелями человека по три-четыре отправляются в разные концы села “собирать”, приглашать девушек, отпрашивать их у родителей на вечерину. И почему-то, без уговора, само собой получалось так, что каждая артель этих “собирателей” всегда оказывалась там, где её больше всего ждали…
Без разрешения родителей и приглашения парней ни одна девушка на вечерину не пойдет. Парни, пригласившие девушек, вечером, после окончания игр, провожают их домой.
Управление вечериной: руководство играми, песнями, танцами поручается одному из опытных парней, хорошо знающему весь порядок ведения вечеринных игр и песен. Это “казак” (в некоторых местах “комиссар”). С шарфом, повязанным через левое плечо, с вдвое сложенным поясным ремнем в руке, обязательно в шапке (все остальные без шапок), он выходит на середину горницы (или избы), громко и властно объявляет:
– Слушайте, послушайте, жен на улицу не отпускайте, догоню, в снег загребу – не пеняйте!
После этого обходит всех по порядку, спрашивая тихо, на ухо, в первую очередь парней: “Доволен ли соседкой?” (девушкой, сидящей рядом с парнем слева). Парень отвечает то или другое. Если доволен, то девушка остается с ним, а если не доволен, то на ухо же “казаку” называет ту девушку, которую ему нужно, и казак подает названной девушке конец ремня, приводит её, а неугодную уводит.
Опросив парней, казак в таком же порядке опрашивает девушек: “Довольна ли своим соседом?”, и недовольной соседом переводит к ней того, о котором скажет ему девушка. Когда все опрошены, “казак” рассаживает девушек на колени к парням, каждую к своему соседу.
🔶Начинается первая вечеринная игра “в соседи”, не сопровождаемая песнями. Первое в ней: казак приказывает “сделать свидание” – сидящие пары (сосед со своей соседкой) целуются. Соседи делают свидание, и казак внимательно следит, чтобы соседка своего соседа целовала “как следует”, а не как покойника, и, если заметит, что целует “нехорошо”, то тут же делает ей отеческое внушение ремнем. После “свидания” казак опять спрашивает (обязательно тихо) поочередно всех парней и девушек, довольны ли соседом (соседкой), и опять недовольным приводит названных и уводит – пересаживает ненужных.
Цель этой игры та, чтобы симпатизирующие друг другу парни и девушки оказались сидящими вместе, то есть “сосед” выбрал себе “соседку”, а “соседка” осталась довольна своим “соседом”, и чтобы в последующих играх, сопровождаемых песнями и действием, парам интересно было бы исполнять требуемое от них по песне или по игре. Оказавшиеся в этой первой игре вместе парень и девушка уже не разлучаются до конца игр весь вечер.
Познакомиться подробнее с традицией святочной "вечерины" русских старожилов с. Красноярское Омского района Омской области (по материалам Н.Ф. Чернокова), вы можете на нашем сайте по ссылке: https://omsk-gcnt.ru/nematerialnoe-kulturnoe-nasledie ..
📷1.Николай Федорович Черноков, 1962 год.
2.Дом Н.Ф. Чернокова в с. Красноярка. Фото 1935 г.
#наследие_teremomsk
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев