Издавна украшение связано с народными обрядами и календарными праздниками, такими как Рождество, Новый год и Пасха. Эти подвесные элементы внутреннего убранства широко распространены в культуре поляков, восточных славян (белорусы, украинцы, русские) и прибалтийских народов (финны, эстонцы, литовцы, латвийцы), а позже стали частью других традиций.
Для изготовления «пауков» использовали легкодоступное растительное сырьё местного происхождения: солому, бобы, горох, перья, пряжу и лён. Позднее в ход пошли цветные ткани и бумага. «Пауков» подвешивали на длинном конском волосе к потолочной балке (матице) или возле красного угла. Благодаря циркуляции воздуха через входную дверь и из печи, большой «паук» и его меньшие «близнецы» приходили в движение, создавая впечатление живого существа.
Для создания украшения нарезали соломинки нужного размера и пронизывали их нитками или конским волосом. Затем скрепляли и формировали геометрические элементы (многогранники, звёзды, круги), получая сложные объёмные фигуры (сферы, пирамиды, многогранники).
Наиболее известна традиция создания и вывешивания «пауков» на зимние и рождественские праздники. У восточных славян их изготавливали в период Филиппова поста (с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января)). На Украине девушки скрытно делали их на святого Игната. Украшение служило декором новогодних праздников и заменой ёлки. В Подмосковье «пауков» использовали в свадебных обрядах. От подвешенного в центре потолка «паука» отходили четыре «нити», символизирующие судьбу невесты: «из дому в церковь, из церкви в дом». Также существовал обычай снимать «паука» и обматывать им лошадей свадебного поезда, чтобы девицы скорее вышли замуж.
По народному поверью, отказ от этого ритуала мог привести к тому, что девушки ещё долго не найдут жениха. Происхождение и культура украшения дома соломенными «пауками» связаны с рождественским сюжетом из Нового Завета: «Христос на соломке спал, — на соломке родился-то, во хлеве; да пусть походят волхвы да поищут здесь Иисуса Христа, там звёздочки (лоскутки). Пусть ходят, да они его ищут, уж его не найдут, Святой Дух его спасёт».
Образцы подобных украшений — объекты коллекционирования, их выставляют в этнографических музеях и на выставках. Они стали частью ремесленных мастерских и рукоделия.
📷Экспедиционные образцы, с.Утускун Усть-Ишимского района Омской области.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев