На таких обрядах собирались представители родовых общин и улусов. Каждый обряд посвящался определённым божествам, духам, эжинам. Тайлган считался крупным праздником и сопровождался культурно-спортивной программой – танцами, песнопениями, скачками и борьбой. Все мероприятия длились не один день. Сегодня тайлганы несут в себе лишь сакральную функцию, лишившись культурно-развлекательной составляющей.
В обязательном обрядовом цикле выделяются три тайлгана – весенний, летний, осенний. Первый и последний связаны с природным циклом расцветания и угасания. Весенний тайлган знаменуется как «Открытие Небесных Врат».
Открываются Врата Неба совместно с пробуждающейся природой. Признаками начала открытия считаются листья деревьев, выросшие до размеров 5-рублевой монеты, зеленеющая трава, зажурчавшие ручьи. Точной даты проведения молебна никогда не бывает. В соответствии с природным циклом день проведения назначается на конец мая.
«Открытые Врата Неба» означают собой начало проведения крупных обрядов, в которых используются жертвоприношения. Основными из них являются баран и березовая роща. В число таких обрядов входят шаманские посвящения, родовые и кузнечные подношения. С этого же момента становится доступным почитание хозяина воды Луусад, к которому обращаются в случае осквернения человеком воды или сильного заболевания. После суровой зимы весенний тайлган становился ярким праздником, означающим наступление благоприятного теплого времени.
Подготовка к обряду начинается за день до проведения молебна. Шаманы, почитая духов местности, отбирают несколько берез, отвечающих требованиям. Они должны быть ровными и без изъянов. Вместе с тем подбирается жертвенный баран, который станет угощением для всех божеств, спустившихся на праздник просыпающейся природы. Шаманы украшают деревья, завязывая на кончики ветвей ритуальные ленточки – сэмэлгэ. Бело-синие ленты означают серебро, желто-красные – золото. Посеребренные и позолоченные деревья также станут подношением для великих божеств. Каждая из ритуальных берез имеет свое собственное значение. На одну из берез божества привязывают своих коней, другая является символом богатства, иные символизируют собой отцовское и материнское начала. Объединенные в одну рощу, березы становятся местом «сбора» всех божеств. По завершению обряда прихожане могут поклониться корням берез, тем самым получив положительную энергию от божеств, освятивших рощу.
Во время обряда шаманы, камлая, благодарят божества за покровительство в минувшем зимнем периоде, а также просят благополучие и процветание молящихся.
Чем знаменательны тайлганы? Именно на них призываются верховные божества. Это Буха Ноён и Бурхан Сагаан Гарбал. Получить их благословление – это большая удача, т.к. Буха Ноён Баабай – предводитель 13 северных Хатов, а Бурхан Сагаан Гарбал (Божественное Белое Начало) – хранитель здоровья и долголетия. Молящиеся могут преподнести им в дар синий хадак. Для божеств вручение хадака – это один из высших подарков. Взамен они даруют свое покровительство, очищая и благословляя молящегося.
В завершение молебна прихожане совершают подношения и возлияния принесенными дарами (чаем, водкой, молоком и сладостями). После этого молящимся даруется Далга. На сладкое подношение «спускается» счастье, благополучие, достаток. Традиционно люди уносят подношения домой, разделяя его со своей семьей и близкими. После этого ритуала важно соблюсти трехдневный запрет на передачу постороннему человеку своей вещи, ибо это означает потерю полученного Далга.
Весенний Тайлган «Открытие Небесных Врат» состоится 25 мая в 11:00 в шаманском центре «Тэнгэри» по адресу Барнаульская 164а. С собой рекомендуется взять беленый молоком чай, водку, молоко, сладости, 2 синих хадака (можно приобрести в нашем киоске).
#тэнгэри #тэнгэриинордон #шаман #шаманизм #тэнгэрианство #боомургэл #вера #религия #уланудэ #молебен #тайлган
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев