Гражданская война в России 1918-1920 годов отличалась небывалым озлоблением и жестокостью вообще, но на территории Донской области (Всевеликого Войска Донского, как она тогда называлась) конца 1919-го - начала 1920-го годов гражданская междоусобица принимала самые зверские формы взаимного ожесточения и уничтожения… Брат пошел на брата, сын на отца, отец на сына… Все это с потрясающей выразительностью и мощью литературного таланта показано в романе «Тихий Дон» Михаила Шолохова. Описана эта трагедия еще вчера родных и близких людей в мемуарах руководителей противоборствующих белого и красного станов.
В поддержку Белого воинства А.И. Деникина выступила Православная Церковь, собравшая в конце мая 1919 года Поместный собор южнорусского духовенства. Председательствовал на нем архиепископ Донской и Новочеркасский Митрофан, а его заместителями были епископ Ростовский и Таганрогский Арсений и протопресвитер армии и флота Георгий Щавельский. На Поместном соборе было принято обращение к донскому казачеству, в котором говорилось:
«Все воинства, сражающиеся с большевиками, в частности, Войско Донское - орудие в руках Божиих. Вспомните, донские казаки, как безоружные и малые числом вы одолели многочисленного и прекрасно вооруженного врага. Ведь это явный знак божественной вам помощи. Запомните, донские казаки, на веки вечные, что ваше победоносное продвижение вперед на север Дона для освобождения его от ига насильников началось со дня всенародного моления в городе Новочеркасске перед чудотворной Аксайской иконой Божией Матери, покровительницы и заступницы славного Войска Донского. Мужайтесь, христолюбивые войны! Да укрепит же и да ниспошлет Господь Вседержитель доблестному Войску Донскому силы на предстоящий бранный подвиг по освобождению не только родного края, но и московских кремлевских святынь, где безбожные правители, слуги антихриста, на месте святом создали сейчас мерзость и запустение».
(Калинин И. Русская Вандея. Москва, Ленинград, 1926. С.123-124).
Однако события на фронтах Гражданской войны стали складывать не в пользу белых
В ожесточенных кавалерийских боях на левобережье Дона в январе-феврале 1920 года красным конникам С.М. Буденного удалось перемолоть основные ударные силы деникинской армии, прежде всего конную группу генерала А.А. Павлова, большую часть которой составляли донские казаки. Используя выгодную стратегическую ситуацию, сложившуюся после разгрома этой группировки, в наступление перешли 8-я и 9-я армии красных. Они заняли Азов, Батайск, Койсуг, станицы Хомутовскую и Мечетинскую.
Впрочем, белогвардейцы особого сопротивления не оказывали, ибо, как писал генерал А.И. Деникин, «дух был потерян вновь. Необходимо было оторваться от врага, поставить между ним и собой непреодолимую преграду и «отсидеться» в более или менее обеспеченном районе». (Деникин А.И. Поход на Москву. С.239). Таким районом, по его мнению, являлась Кубань, куда и уводил свою «потрясенную роковыми событиями» армию генерал А.И. Деникин.
Кровопролитнейшая Гражданская война ушла с Донской области к концу марта 1920 года. И с этого времени Войско Донское прекратило свое существование в России…
Проиграв небывало кровопролитную Гражданскую войну, донские казаки были деморализованы и психологически подавлены. За исключением относительно небольшой группы красных казаков, поддержавших советскую власть, в целом донское казачество, в подавляющем большинстве своем православные люди, ощущало себя чужим в системе новой власти. Все, ради чего казаки жили, во что верили, чем дорожили и гордились в течение столетий своей истории, все было порушено и уничтожено большевиками. Для донских казаков, оставшихся в Советской России после окончания Гражданской войны наступили тяжелые времена…
Ввиду затянувшейся на Юге России Гражданской войны положение Донской области к началу 1921 года было катастрофическим: промышленность и сельское хозяйство разрушены в большей степени, чем в других областях России, а их восстановление начато позже, чем в остальной России …Дон заметно обезлюдел… Десятки тысяч казаков погибли на фронтах Первой мировой войны, еще сотни тысяч из них пали на полях братоубийственной гражданской войны, ушли в изгнание или в подались партизаны («зеленые»). Из 4 миллионов 429 тысяч проживавших на Дону к январю 1917 года к 1921-му здесь оставалось только 2 миллиона 253 тысячи жителей. (Сухарев Ю. Лазоревый цветок. Страницы казачьей истории. Чапаевск, 2001. С. 136). В окружной станице Каменской, например, из 25 тысяч довоенного населения осталось 12 тысяч, в Великокняжеской станице – из 15 тысяч осталось только 4000; в Сальском округе от 35-тысячного населения калмыков осталось всего 5 тысяч. (Наш край. Из истории Советского Дона. Документы. Октябрь 1917-1965. Ростовское книжное издательство, 1968. С. 105).
Область Войска Донского по распоряжению большевистских властей была переименована в Донскую область, а центр области из казачьего города Новочеркасска перенесен в пролетарский город Ростов-на-Дону.
Победители не спешили проявлять милосердие к поверженным собратьям, вымещая злобу за грехи ушедших в изгнание противников своих на оставшихся на Дону казаках, их женах и родителях.
В своем письме от 19 апреля 1920 года на имя председателя ВЧК Ф.Э. Дзержинского председатель Совета народных комиссаров В.И. Ленин «строго секретно» предписывал:
«Задача органов ВЧК заключается в том, чтобы само слово «казачество» исчезло из русского языка раз и навсегда. На протяжении всей российской истории казачество выступало в роли палача рабочего класса. Советская власть должна беспощадно и повсеместно уничтожать и карать казачество как враждебный пролетариату класс».
(Столетие геноцида казацкого народа. 1917-2017 годы. Ростов-на-Дону, 2017. С. 7).
В рамках этих установок своего вождя большевики начали переселять на Дон жителей центральных российских губерний, «разбавляя» этим чисто казачье население Дона. Одновременно началась насильственная «перекройка» границ бывшей Области Войска Донского путем передачи казачьих территорий соседним губерниям. В 1921 году территории Второго Донского, Усть-Медведицкого и часть Хоперского округов Донской области были переданы в состав Царицынской губернии, часть Таганрогского округа – Донецкой губернии Украины, часть Сальского округа – Калмыкии. Все это делалось с целью «распыления казачьего населения, переименования казачьих станиц в села, а казаков в крестьян». ( Казачий Дон. Пять веков воинской славы. М., 2010. С.204). Одновременно казакам строжайше запрещалось носить традиционную казачью одежду с лампасами, казачьи фуражки и даже именоваться «казаками».
Политика по лишению казаков политических и гражданских прав
Одновременно большевистская власть проводила политику, направленную на лишение казаков политических и гражданских прав, повышения степени налогообложения казачества и значительного ограничения его участия в общественной жизни Донской области.
Так, например, в избранный на Первом Северо-Кавказском краевом съезде советов, проходившем в феврале 1925 года в Ростове-на-Дону, Краевой комитет советов вошли 31 крестьянин и лишь 1 казак. (Казачий Дон. Пять веков воинской славы. С. 205). Видимо, в качестве компенсации за эту вопиющую несправедливость съезд милостиво разрешил казакам «носить лампасы и другие элементы традиционной казачьей одежды».
Молодые казаки не допускались к поступлению в высшие и средние специальные учебные заведения, особенно в военные училища, на рабочие факультеты вузов и техникумов. В этой связи в донских казачьих станицах и хуторах большевистские власти существенно сократили общее количество школ и училищ. (Казачий Дон. Пять веков воинской славы. С. 205).
В эти годы были осуждены и расстреляны видные казачьи генералы и общественные деятели периода Гражданской войны. Так, в 1921 году был арестован в Ростове-на-Дону и после допросов расстрелян талантливейший донской публицист, «Баян антибольшевистского стана», как его называли в период Гражданской войны, редактор популярнейшего в 1918-1919 годах общественно-политического и литературно-художественного еженедельника «Донская волна» В.А. Краснушкин (литературный псевдоним Виктор Севский). (Донская энциклопедия. Составитель Астапенко М.П. Т. 1. Таганрог, 2015. С. 409). В 1927 году был арестован и расстрелян в Ростове один из участников Вешенского восстания 1919 года, прототип Григория Мелехова из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» Харлампий Ермаков.
Такая же участь постигла и десятки других казачьих генералов и офицеров, что означало физическую ликвидацию наиболее образованной части донского казачества, являвшейся, среди прочего, и носителем казачьего самосознания, культуры и морально-нравственных основ.
С началом насильственной коллективизации на Дону в конце 20-х годов ХХ века против донского казачества вновь усилились прямые репрессии. Но это тема отдельной статьи.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Уважаемые, участники группы "Хуторъ Сорокинѣ станiцы Гундоровская" эта тема создана специально для того, что бы мы все вместе могли вычищать нашу группу от нежелательных лиц с "украинским душком"
19 сентября — День оружейника: история и традиции праздника
К появлению Дня оружейника приложил руку конструктор стрелкового оружия Михаил Калашников, создатель знаменитого автомата, принятого на вооружение не только в России, но и в других странах мира.
История Федора Токарева: Как донской казак Россию вооружал
14 июня 1871 г., в станице Мечётинской Черкасского округа Области Войска Донского (ныне Зерноградский район Ростовской области) в казачьей семье родился русский и советский конструктор стрелкового оружия, Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской премии первой степени Федор Васильевич Токарев.
Казаки не ругаются матом? Ругаются, ведь казачество по сути своей военное сословие и красноречие особо блистало по отношению к врагам ведь страх в бою нормальное состояние, отсюда громкий мат обязан быть и казака как воина Христова сам Бог простит за матерный крик, но в быту матерные слова порочащие мать наиболее страшны, ведь ими мы оскорбляем и родную мать и Богородицу. Ведь не даром есть утверждение что через матерные слова казачья сила покидает казака, да и как ей не покидать ведь казак воин Христов а какая тебе поддержка если ты оскорбил Богородицу.
Граждане ничего непонимающие в казачьем движении - берутся писать законы для казаков
Казачье движение в России имеет долгую и сложную историю, признаваемую как культурное, так и историческое явление. Однако наблюдается странная ситуация: люди, далекие от понимания основ казачьего движения и его традиций, приступают к написанию законов, регулирующих жизнь казаков. Это вызывает недоумение и критику как внутри самих казачьих общин, так и среди общественности.м А что в итоге, в итоге - раскол! "Разделяй и властвуй", как говорил один мудрый человек...
Михайлово чудо 19 сентября: что можно и нельзя делать в этот день
19 сентября прихожане Русской православной церкви вспоминают архангела Михаила — одного из наиболее почитаемых библейских персонажей. По преданию, архангел спас от разрушения храм в городе Хонех, повернув вспять воду, которая могла его затопить. Его считают покровителем и соратником христиан, выступающих против сил зла, защитником душ умерших. По поверью, архангел Михаил охраняет врата рая.
Половецкие каменные бабы: зачем им поклонялись донские казаки
О культуре исчезнувших народов можно судить по дошедшим до наших дней памятникам, захоронениям, монетам, оружию и произведениям древних мастеров. Загадочные половцы, населявшие обширные степи Евразии в IX-XIII веках, оставили после себя многочисленные статуи, получившие общее название «каменные бабы». Довольно часто такие изваяния встречаются на Дону и в других регионах юга России. Предки современных казаков поклонялись этим каменным бабам, сочиняя о них различные легенды.
Сказочные казаки на Дону. При переселении после Булавинского (1707-1708 года) восстания казаков хоперских и бузулуцких станиц в нижние юрта, приходившие в одиночку казаки должны были доказывать свое казачье происхождение"сказками"от казаков старожилов. К службе их до 1764 года не допускали и называли"сказочные". Сказочные казаки - это не только феномен Донского казачьего войска. По"сказкам"проверялись казаки и Уральского казачьего войска после бунта Пугачёва.
Потомок Царской семьи помогает бойцам в Курской области
Потомок Николая I Гавриил Дорошин, отправившийся добровольцем на СВО, привез гуманитарную помощь бойцам, воюющим в Курском области. Долгое время Гавриил жил во Франции, но в 2015 году он переехал на Донбасс, где познакомился с своей супругой. Когда началась СВО, потомок Николая I вступил в ряды добровольцев и встал на защиту родного дома.
«У России есть сила, вера, любовь, гордость. Мы должны быть сильными всегда, а то приедет тот, кто окажется сильнее. Мы должны нашу культуру и Родину ставить впереди всего»
— говорит Гавриил. Дорошин служит сейчас разведчиком в одном из подразделений Добровольческого корпуса.
Статья автора «Саратога» в Дзене ✍: Современные достижения в области онкологии и терапевтических методов лечения открывают новые горизонты для пациентов, страдающих от раковых заболеваний.
Матвей Платов – известный войсковой атаман донского казачества, как это и положено атаману, был мужчиной настойчивым. И в 1805 году, несмотря на несогласие абсолютного большинства представителей казачьих станиц принял решение о переносе столицы донского казачества из Черкасска (ныне станица Старочеркасская) на новое место. Основной причиной были ежегодные наводнения и опустошительные пожары в старой казачьей станице. Именовали новую столицу – Новочеркасск.
ПЕРВЫЙ КАЗАЧИЙ ГРАФ И ПЕРВЫЙ ГЕОРГИЕВСКИЙ КАВАЛЕР КАЗАЧЕСТВА ДОНА И РОССИИ
Если спросить современных казаков: "Кто являлся первым графом и первым Георгиевским кавалером из среды казачества", то ответ будет либо: "Не знаю", либо: "Конечно, атаман Матвей Иванович Платов!". Однако, это не так. И первым Георгиевским кавалером и первым графом Российской империи из среды казачества был Федор Петрович Денисов, генерал от кавалерии (кстати, тоже первый из казаков!) ныне почти забытый герой Золотого века Екатерины Великой.
В начале ХХ века на берегах Дона, Медведицы, Хопра жили казаки. Но в местах традиционного обитания казачества многие традиции остались. Бытовой уклад имеет ряд особенностей, как, впрочем, на большинстве территорий. Было бы странно, если б псковичи ничем не отличались от донцов.
Совсем не тихий Тихий Дон (Из истории донских наводнений ХVII - ХХ веков)
История разрушительных Донских наводнений уходит в первую половину XVII столетия. До этого времени исторические документы не упоминают о больших наводнениях, и связано это было прежде всего с тем, что берега Дона и его притоков изобиловали мощными лесными массивами, державшими снег и воду. С истреблением лесом оголились холмы и речные берега , снега стали таять быстро, мгновенно наполняя реки полой водой и вызывая наводнения, от которых особенно страдали низовые станицы и городки, ибо здесь вследствие низкого падения русла Дона в его низовьях вода не успевала достаточно быстро скатиться в море, застаиваясь в займищах.
Нет комментариев