В нашем фонде хранится удивительный документ, рассказывающий о том, что представляли собой наш город и железнодорожный узел после изгнания врага. Это очерк Ивана Артемьевича Макшинского, увидевшего Ржев буквально в первые дни марта 1943 года. За небольшим редактиванием, предлагаем вам познакомиться с этим рассказом ветерана.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В РЖЕВ
Мощное наступление Калининского фронта после решающего штурма разбившего эшелонированную оборону немцев под Ржевом 3/ III-1943 года, освободили Ржев.
Первыми ворвались в Ржев, как сообщало Совинформбюро от 4 марта 1943 г. , войска т. Шульги и др. Вместе с наступающими войсками в Ржев вошли Ржевские партизаны из трех отрядов (Дежина, Баранова, Воронова).
Картина разрушения и опустошения представилась взору вошедших в город. Советская и Красноармейская стороны города были полностью разрушены и сожжены, а деревянные строения разобраны фашистами на всевозможные блиндажи и огневые точки. Даже домашняя утварь горожан немцами была перетащена в блиндажи. До войны в Ржеве насчитывалось более 5434 зданий с населением около 60 000 человек, а осталось после «хозяйничанья» фашистских захватчиков всего257 домов, едва пригодных для жилья, да и те требовали немедленного капитального ремонта, а жителей было зарегистрировано и того меньше.
Приказом управления Калининской железной дороги я из рем.поезда № 6, стоявшего на ст. Торжок, был направлен в Ржев для описи трофейных паровозов и определения их годности к работе.
5 марта специальным поездом я с группой железнодорожников прибыл на 133 км. Из окна вагона мы никак не могли разобраться, где городской лес и город.
Лес представлял потрясающее зрелище: все макушки были посечены огнем, большинство их совершенно сбиты. Мы увидели зияющие провалы оконных проемов Калининских домов, сбитую наполовину трубу винзавода, обгоревшие ребристые остовы ангаров на аэродроме и другие удручающие картины.
Впечатления наблюдения издали на город и железнодорожный узел продолжились, когда вошли в него. Развалины корпусов шелкокрутильной фабрики, обгорелые остовы с разрушенными стенами Калининских домов, груды битого кирпича на месте вокзала ст. Ржев-1, паровозного депо и ВРП (вагоноремонтный пункт).
Сельмаш, кирпичный и винный заводы тоже лежали в развалинах, да и вообще, как на узле Ржев-1, так и в городе все государственные строения, церкви и др. памятники русского зодчества, краеведческий музей, собор – все было разрушено.
Выполняя задание Управления дороги по описи трофейных паровозов, обнаружили: 27 паровозов находящихся в депо и на путях ст. Ржев-1 были выведены из строя. Враг, отступая, за собой уничтожал все. Большинство паровозов были подорваны под постамент дымовых коробок, взорваны огневые топки, а в некоторых из них и котлы.
Единственно уцелевший паровоз Ов 4530 стоял у разрушенного железнодорожного моста через р. Волгу и мог быть заправлен для работы, что в последствии и было сделано железнодорожниками.
Пути станции, склада топлива, вагоноремонтного пункта под каждый стык (рельсов) были подорваны, для их восстановления требовались большие работы.
Узел ст. Ржев-2 и паровозное депо также были разрушены. Здесь в депо и на путях станции, склада топлива и на базе запаса паровозов находилось 37 паровозов и все они были повреждены за исключением паровоза Щ-514, который железнодорожной частью майора Кирнарского А.М. немедленно был включен в работу.
На ст. Ржев-2, как и на ст. Ржев-1 путь был разрушен путем подрыва каждого рельсового стыка. Враг убегая, не жалел взрывчатки.
Вагонный парк, захваченный при взятии станции, выглядел несколько лучше и мог быть пущен в работу, но и тут враг приложил свою поганую руку и более, чем у 300 вагонов подорвано буксовое хозяйство, упряжные и ударные приборы, тормозное оборудование.
Для того, чтобы восстановить в какой-то части железнодорожный узел, требовались огромные усилия. Железнодорожный батальон (№ 81) и прибывшие из Торжка железнодорожники принялись за восстановительные работы.
Через сутки, 6/III уже по линии Ржев-1 – Торжок по одному пути стал курсировать поезд, а 18/III возобновилось движение в сторону Москвы. Главный путь был отремонтирован. Для ремонта паровозов со станции Торжок прибыл рем.поезд № 6, укомплектованный из рабочих депо Ржев. Узел ожил.
Восстановительные работы на узле не прекращались ни днем ни ночью. С первых дней освобождения в городе также начались восстановительные работы. На стенах разрушенных зданий, уцелевших домов, всюду пестрели лозунги «Мы возродим тебя, родной Ржев!» или «Мы возродим тебя, родной город!». По примеру сталинградцев в восстановительные работы включились все жители. Горисполкомом были выданы специальные книжки, где отмечалось участие каждого в восстановительных работах.
Большую организаторскую работу в этот период провел городской комитет партии по налаживанию жизни в городе. Первым предприятием по обслуживанию населения в городе начал работать Горпромкомбинат под руководством А.П.Хренова. Организована была сапожная мастерская по ремонту обуви и мастерская по починке одежды. Начал работать Горпищекомбинат. Открыто было несколько столовых.
Ржевские паровозники получили от рабочих депо Шарья (Костромская область) в подарок пассажирский паровоз СУ № 200-61, станочное оборудование рем. поезда было передан в депо, а поезд расформирован. Скоро из Великих Лук прибыл поворотный круг и установлен на место взорванного.
К этому времени уцелевшая каменная коробка здания телеграфа на ст. Ржев-II была отремонтирована, и в ней размесился вокзал, а коробка спец.кладовой была приспособлена под служебное помещение ст. Ржев-2.
Восстановительные работы по депо начала в/ч майора Кирнарского и военнопленные немцы. Уже летом 1943 года первый паровоз стал на ремонтную канаву.
Шаг за шагом восстанавливался узел. Движение поездов и маневровая работа вошли в нормальную колею, обеспечивая задание по перевозкам грузов к фронту и для восстановления жизни города.
Городской комитет партии, Горисполком разместились в доме по улице Смольной –сразу после освобождения Ржева, круглые сутки был заполнен народом. Сюда шли получать партийные задания, коммунисты, руководители промышленных предприятий и торгующих организаций. Сюда шли рабочие и служащие со своими нуждами и просьбами. Все они получали необходимую помощь.
Прошло 14 лет и город, разрушенный до основания, стал неузнаваемым. Исчезли руины, и на их месте воздвигнуты красивые жилые дома, разбиты скверы и сады. Железнодорожный узел не только восстановлен в довоенных размерах, но и значительно превзошел. Построен новый вокзал на ст. Ржев-2 со всеми удобствами для пассажиров. Мощная электростанция с турбинами «Ансальдо» (итальянская компания), товарный двор с контейнерной площадкой, гараж автобазы и целый ряд других объектов.
Текст Ивана Артемьевича Макшинского, партизана отряда, где командиром был Иван Семенович Дежин
Дорогие друзья, фотовыставка, развернутая в зале ожидания вокзала Ржев Балтийский, является выразительной иллюстрацией к теме нашей публикации. Историческая экспозиция Ржевского ж.д. узла и коллектив вокзала Ржев Балтийский приглашают вас познакомиться с ней.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1