В нашей стране празднование Дня музыки стало традицией с 1996 года,
когда исполнилось 90 лет со дня рождения композитора.
В минуты музыки печальной
Я представляю желтый плес,
И голос женщины прощальный,
И шум порывистых берез,
И первый снег под небом серым
Среди погаснувших полей,
И путь без солнца, путь без веры
Гонимых снегом журавлей…
Николай Рубцов
Часто музыка становится импульсом к написанию замечательных литературных произведений. Нередко бывает и наоборот: литература вдохновляет композиторов на создание симфоний, опер, балетов.В каждом из них музыка становится не просто звуковой иллюстрацией к сюжету, но расширяет пространство его понимания и настраивает на глубокие переживания, давая возможность прикоснуться к тому, что скрыто за словами и литературными образами.
"Ромео и Джульетта" Петра Ильича Чайковского - самая известная увертюра русского классика, написанная на сюжет трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». В ней
П.И. Чайковского не интересуют детали, он не гонится за эффектами, в фокусе композиторской работы — три темы, обозначающие основной конфликт и выстраивающие драматургию всего изложения: хоральная (отсылающая к монашеству), нервозно-воинственная тема вражды и одна из красивейших мелодий в истории музыки — тема любви.
Чайковский будет редактировать это сочинение всю свою жизнь, с удовольствием дирижировать его исполнениями за границей и до конца дней считать эту увертюру своим лучшим творением.
«Леди Макбет Мценского уезда» созданная
Дмитрием Шостаковичем по повести Николая Лескова и впервые поставленная в 1934 году, эта опера в нашей стране была запрещена и лишь спустя 30 лет вернулась на сцену в новой, автоцензурированной версии под заголовком «Катерина Измайлова». Это произведение – мощное высказывание-разоблачение гнетущей античеловечной среды, царившей в русском купеческом обществе. Это трагедия, которая соединяется с суровой сатирой, чей колоритный, смелый и бескомпромиссный музыкальный язык может пугать и очаровывать одновременно. Интересно, что герои оперы идут по сюжету вслед за повествованием Лескова, однако их поступки трактуются не так, как в тексте, а сами образы становятся более противоречивыми. Но главное — это безоговорочное оправдание героини, которая мучается от невозможности простить себя за преступления, совершенные ею во имя (пусть и выдуманного) счастья.
«Золушка», Сергей Прокофьев - балет-символ, светлый, весенний, радостный, поставленный в победном 1945 году в Большом театре, он продолжил традицию балетов на сказочные сюжеты. И в этом отношении «Золушка» Шарля Перро стала
для Сергея Сергеевича Прокофьева настоящим приключением в танцевальной вселенной: гавот, вальс, павана, паспье, бурре, мазурка, галоп — чего там только нет! Прокофьев писал о своей Золушке:
«Мне хочется видеть в героине не сказочный, полуреальный персонаж, а живое лицо с человеческими переживаниями, то есть по возможности расширить ее роль».
Так сказка трансформировалась в историю про человеческое преодоление; вопреки лишениям, страхам и несправедливости — в этой музыке торжествует жизнь, любовь, вера в чудо и надежда на перемены.
Спасибо, музыка, тебе, спасибо!
Ты вечной нежностью полна и силы,
Благодарю за светлый миг,
Когда мне вдруг открылся целый мир -
Твой, мир, музыка!
Д. Иванов
Из открытых информационных источников
Нет комментариев