Часть 1.
Здесь мы узнаем немного о том, как сделать процесс познания окружающего мира интереснее и легче для всех участников действа. Что же важно учесть при обучении, какие особенности развития мозга ребёнка? Ведь не секрет, что любой родитель, учись у него чадо в обычной школе, на домашнем обучении или же посредством анскулерства, желает, чтобы ребёнок был любознательным, развивался согласно замыслу природы, приобретал новые знания и навыки, успешно решал жизненные задачи.
И хочется, чтобы это всё происходило как можно проще для самого ребёнка, да и для всей семьи, тревожащейся за будущее своего чада. На животрепещущие вопросы родителей детей, находящихся на альтернативном обучении, отвечает нейропсихолог Надежда Монастырская.
1. Как без школы и системы (возьмём анскулинг) ребёнок научится самоорганизации, постановке задач, достижению целей, дисциплине?
Ребёнок учится самоорганизации по мере созревания его мозга, а конкретно лобных долей, отвечающих за функции произвольности. Они развиваются дольше всех остальных зон и зрелости достигают сильно после школы. Школа, как таковая, не учит самоорганизации. Она даёт определённый набор знаний и требует выполнения заданий. Дальнейшее зависит от конкретного педагога, конкретной семьи. Вы можете постепенно делегировать ребёнку те или иные обязанности, осознавая свою ответственность и ведущую роль в этом процессе.
2. Как долго можно удерживать фокус внимания ребёнка на поставленной задаче до достижения результата? Моей дочери 8 лет. Она начинает заниматься чем-нибудь, а потом бросает, не доведя до конца. Если это возрастное, в каком возрасте она сможет это делать упорнее? Если это не произойдет настолько быстро, как хотелось бы маме, как родителю справиться со своими внутренними переживаниями?
Я увидела тут два отдельных вопроса – как изменить ситуацию с вниманием и как принять её. Могу сказать, что в 8 лет далеко не каждый ребёнок может долго удерживать внимание на чём-то, и это нормально. Это в частности зависит от индивидуальных особенностей нейродинамики (работоспособности). Лучше разбивать работу на маленькие кусочки, а в перерывах играть в игры, способствующие улучшению кровообращению. Что касается того, как принять свои чувства – для начала надо разложить по полочкам – где реальная ситуация, где ваши ожидания и проекции. Дальше – это большая работа над собой.
3. У моего ребёнка недостаточность концентрации внимания. У нас сложности в учёбе. С этого года мы ушли на семейное образование. Как нам оптимально организовать процесс обучения?
Первое. Слона надо есть по кусочкам. Не давайте больших задач сразу. Помогите для начала ребёнку увидеть из каких частей они состоят. Тогда ребёнок не будет тратить лишнюю энергию на сопротивление страшной неподъёмной, на первый взгляд ребёнка, задаче.
Второе. Оцените, что на данном этапе развития реально под силу ребёнку: не “положено по возрасту”, а именно под силу ему.
Третье. Усложняйте задачу постепенно. Начните с того, что ребёнку даётся легко, чтобы не отпугнуть. Дайте почувствовать успешность и азарт. Можно поначалу взять на себя часть того, что даётся трудно, постепенно усложняя задания.
Четвёртое. Чем раньше ребёнок столкнётся с ощущением неуспешности, тем категоричнее он это будет воспринимать, вплоть до отказа от учёбы, потери интереса или утверждения “я – дурак”. Со временем у ребёнка развивается способность смешивать чувства и он начинает относиться к неудачам по-другому.
4. Нам внушают, что социализация происходит в обществе, в основном, в школе. Но так ли это? Не зависит ли развитие социальных навыков (общительность, умение заводить и поддерживать социальные связи) от зрелости мозга?
Вы абсолютно правы, способность социализироваться зависит от степени зрелости мозга. Иначе детдомовские дети были бы самыми социализированными людьми. Но, увы, статистика говорит об обратном. Что мы понимаем под социализацией? Интеграция в общество, учёт прав и свобод окружающих без потери себя или “прогибания” под него? Важно, чтобы помимо внешней формы (делать это или не делать то) выкристаллизовалось и содержание, внутренний смысл того или иного стиля взаимодействия с обществом. Вот это возможно при условии определённой степени зрелости. Конечно, для развития любой способности нужна тренировка – в пустой тёмной комнате мы не социализируемся. Но нужна ли для этого толпа ровесников под управлением одного уставшего взрослого? Семья, друзья семьи, люди на площадке, в кружках, в магазине – это тоже социум.
#ТДВдохновение_РодителямИпедагогам
#ТворческоеДвижениеВдохновение
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев