Персоналии: Заливин Иван, Гудимов Федор Данилович, Ботвина Фекла Ивановна, Ботвина Валя, Петров Борис, Петров Юрий
ОСТАНОВИСЬ, МГНОВЕНЬЕ..
1967 год. Нашему совхозу «Дзержинский» было всего два года. За Иртышом испокон века со дня образования села (1683 год) всегда были жизненно необходимые интересы такмыкцев: покосы.
Обкашивалась каждая кочка, каждый куст, людей в деревне оставалось меньше, чем уезжало за Иртыш. Коров держали все, да не по одной, потому дорожили, берегли и холили свои наделы. До революции был паром, даже осталось в истории имя паромщика — Иван Заливин. В колхозе парома не было, переезжали на утлых лодчонках в любой шквал, в любую непогоду. И как на фронте смотрели в лицо смерти, и тонули зачастую, страшно было. И это не пустые слова, я отдаю им отчет: в 1956 году, 16-летним подростком, я все лето работала за Иртышом в колхозе и переправлялась вместе со всеми, не пропустив ни дня. Всякое бывало, но Бог миловал. Заработали мы тогда с братом всего стог сена на корову. Прошли годы, и вот впервые появился на переправе катер, тянущий за собой баржу, на которой, кроме людей, перевозили технику и лошадей. Первым капитаном такмыкского «корабля» стал Федор Данилович Гудимов. Какое чувство гордости, любви к своему маленькому судну во всем облике Федора! Как трогательно положил он руку на борт катера… Рядом с ним Фекла Ивановна Ботвина, 57 лет, и ее сноха, 24-летняя Валя Ботвина.
Переправа из прииртышских сел — это необъятная тема… Тракт проходил за Иртышом, а переправа именно у Такмыка, а затем по Тарской тракт шел дальше. Полагаю, переправлялись тогда на стругах, похожих на те, на которых Ермак покорял Сибирь: на простых лодках лошадей и коляски путников не переправить.
…Теперь самая печальная страница современной истории заиртышских угодий. Переправы нет и в помине, а прекрасные луга, коими восхищался Радищев, зарастают березкой и ивой. А из косарей остались только братья Петровы: Борис и Юрий. Юра утверждает, что ароматнее и полезнее сена, чем за Иртышом, нет. Отвоевывают братья у природы, ставшей за Иртышом дикой, целебный корм для своих коровушек, да немного для продажи. Переправляют технику на пароме в Большеречье.
…A Иртыш шумит и шумит веками, и до сего дня плещется, не будет ему покоя до скончания века, не обмелеет он и не кончится, недаром его землероем нарекли, русло он себе всегда выроет. Редко-редко на берегу увидишь лодки и людей.
Но если история вращается по спирали, то всё повторится, и люди вернуться на тот берег. Я очень надеюсь. И другой капитан на более современном и совершенном судне нежно обнимет штурвал рукой.
…А пока 1967 год, на вахте наш первый капитан Федор Гудимов. Остановись, мгновенье, ты прекрасно!
Комментарии 1