События, произошедшие в аэропорту Хорога 28 августа 1993 года, стоят особняком в истории авиакатастроф. При взлете разбился самолет Як-40 б/н 87995, выполнявший рейс Хорог-Душанбе. Казалось бы: ничего странного, взлет - весьма ответственный этап полета, во время взлета происходит около трети авиапроисшествий. Однако обстоятельства этой катастрофы до сих пор заставляют многих людей задумчиво качать головой...
В то время гражданская война в Таджикистане была в самом разгаре. Относительное спокойствие было лишь в Душанбе, а в отдаленных горных районах царило настоящее беззаконие. Утром 23 августа из Душанбе в Хорог вылетел рейсовый самолет Як-40. Полет прошел нормально, посадка прошла вполне успешно. Проблемы начались в Хороге, где в аэропорту скопилось несколько сотен человек, желавших улететь в столицу. Хотевших улететь было явно больше вместимости самолета - в маленьком Як-40 всего 32 свободных места. И все было бы хорошо, если бы в процесс посадки не вмешались вооруженные боевики - то ли воинствующая оппозиция, то ли местные бандиты (что в данной обстановке почти одно и то же). Угрожая автоматами, они высадили из самолета пассажиров с билетами, и стали запускать туда "своих". Контролирующего посадку работника аэропорта просто оттеснили от самолета.
Как в 32-местном самолете разместился 81 пассажир, среди которых были 14 детей - загадка. КВС прекрасно понимал, что загрузка самолета превышала допустимую норму на три тонны, и взлет означал самоубийство. Он пытался объяснить это боевикам, но те ничего не хотели слушать. Тогда летчики отказались садиться за штурвал. Но боевики наставили на них автоматы.
Экипаж фактически поставили перед выбором - или быть расстрелянным на месте, или попытаться взлететь. Летчики выбрали второе. Они заняли места и приступили к работе под дулами автоматов, диспетчер дал «добро» на взлет. Что творилось тогда на душе у каждого пилота, никто не узнает. Каждый, наверное, молился своему Богу и умолял машину, чтобы не подвела. И она поначалу вроде бы слушалась. Самолет пробежал по полосе около 1800 метров, приподнял переднюю стойку шасси, но оторваться не смог.
Выкатившись с полосы, на удалении около 150 метров от торца, самолет столкнулся левой основой шасси с бруствером арыка глубиной 0,3 метра, затем с валуном высотой 0,6 метра. Еще через 30 метров движения левая стойка шасси попала в промоину, при этом колесо разрушилось. Далее самолет столкнулся правой опорой шасси с бетонным дотом высотой в метр, упал в пойму реки Пяндж и разрушился. Из 86 человек, находившихся на борту, выжили лишь четверо.
Через несколько часов спасательная группа из Душанбе на вертолете Ми-8 приземлилась на месте катастрофы.
Одним из спасателей был я...
Еще в июле 1993 года гендиректор авиакомпании «Таджикистан» проинформировал официальные власти республики о том, что на территории Хорогского аэропорта действует вооруженная группа оппозиции, которая грубо вмешивается в деятельность сотрудников служб и экипажей самолетов, нарушает нормальный режим работы.
В частности, боевики с автоматами в руках нередко требовали от экипажей взять на борт кроме пассажиров с билетами неизвестных людей. Власти никак не реагировали на это. Зная о такой обстановке в Хороге, некоторые экипажи авиакомпании отказывались летать на Памир.После случившегося полеты пассажирских самолетов в Хорог были на некоторое время прекращены.
Авиатехники на перроне Душанбинского аэропорта. Фото из моего архива. Лето 1993 год.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев