Но так как цель нашего труда и заботы состоит не в том только, чтобы заградить уста иудеям, но и вразумить вашу любовь; то вот мы еще иначе докажем то же самое, т.е. что их жертвы и священство прекратились, и уже не будут восстановлены в прежнее состояние. Кто говорит об этом? Дивный и великий пророк Давид.
Желая показать, что одна жертва имеет быть отменена, а введется другая, он сказал так: «Многа сотворил еси Ты, Господи Боже мой, чудеса Твоя, и помышлением Твоим несть кто уподобится Тебе. Возвестих и глаголах» (Пс.39:6).
Замечай мудрость пророка. Сказав: «Многа сотворил еси Ты Господи Боже мой, чудеса Твоя», и изумившись чудным делам Божьим, он ничего не говорит нам ни о видимой твари, – о небе и земле, о море, воде и огне, ни о дивных чудесах, совершившихся в Египте, ни о других подобных знамениях, но что называет дивным? «Жертвы и приношения не восхотел еси» (Пс.39:7). Что говоришь, скажи мне; это ли дивно и чудно? Никак, говорит. Просвещенный свыше, он пророческими очами видел не это одно, но и обращение (к вере Христовой) язычников, – как они, преданные (ложным) богам, поклонявшиеся камням и бывшие хуже бессловесных, вдруг прозрели и познали Владыку всех, и, оставив скверное служение демонам, стали совершать чистое и бескровное служение Богу; видел еще, что не только язычники, но и иудеи, из более простодушных, оставив жертвы и всесожжения и прочие чувственные обряды, обратились к нашему любомудрию; и размыслив о неизреченном человеколюбии Божьем, превосходящем всякий ум, и изумившись тому, какая произошла перемена в делах и как Бог преобразил все, как людей из демонов сделал ангелами и ввел (между ними) образ жизни достойный Неба (а все это сбылось тогда, когда была отменена древняя жертва и введена другая жертва Тела Христова), – изумившись и удивившись этому, (пророк) сказал: «многа сотворил еси Ты, Господи Боже мой, чудеса Твоя».
А (чтобы показать), что он произнес все это пророчество от лица Христова, Давид к словам: «жертвы и приношения не восхотел еси», прибавил: «тело же совершил ми еси», разумея Тело Владычнее, общую за вселенную жертву, которая очистила наши души, разрешила грехи, уничтожила смерть, отверзла небеса, показала нам многие и великие надежды и все прочее устроила.
Видя это, и Павел воскликнул так: «О, глубина богатства и премудрости и разума Божия! яко неиспытани судове Его и неизследовани путие Его» (Рим.11:33). Провидя все это, (Давид) и сказал: «Многа сотворил еси Ты, Господи Боже мой, чудеса Твоя». Потом, сказав от лица Христова: «всесожжений (и жертвы) о гресе не взыскал еси», он присовокупил: «тогда рех: се прииду» (Пс.39:7–8). «Тогда» – когда же? Когда наступит время совершеннейшего учения; ибо менее совершенному (люди) должны были научиться от рабов Его, а возвышеннейшему и превышающему природу человеческую – от Самого Законодателя.
Посему-то и Павел сказал: «Многочастне и многообразне древле Бог глаголавый отцем во пророцех, в последок дний сих глагола нам в Сыне, егоже положи наследника всем, имже и века сотвори» (Евр.1:1–2). И Иоанн также: «закон Моисеем дан бысть, благодать же и истина Иисус Христом бысть» (Ин.1:17). Значит, величайшая заслуга закона и в том, что он приготовил природу человеческую для этого Учителя.
Потом, дабы ты не подумал, будто (Христос) есть новый Бог и вводит какое нибудь новшество, вот что говорит: «в главизне книжне писано есть о Мне» (Пс.39:8). То есть, пророки издревле предвозвестили Мое пришествие, и в самом начале священных книг открыли людям познание о Моем Божестве.
Свт. Иоанн Златоуст
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев