В 20-х годах XIX века русская театральная история была связана с именами актёров Рыкаловых. От своего деда и дяди Наденька слышала рассказы о великих актёрах: Алексее Яковлеве, Екатерине Семёновой, Якове Шушерине, Василии Каратыгине. Она вращалась в артистической среде с трёх лет, но мать не хотела, чтобы дочь продолжала семейную традицию. Вместо театрального училища Рыкаловы отдали Надю в пансион фон-дер-Пален. Несмотря на актёрское призвание, мать готовила её к экзамену на звание домашней учительницы. После шести лет учёбы Надежда Рыкалова продолжала образование дома, под руководством дяди и молодого преподавателя Каткова, который впоследствии стал известным публицистом и редактором "Московских Ведомостей".
В 1840 году Надежда Рыкалова сдала экзамены в университете по пяти предметам у профессоров Т. Н. Грановского и И. И. Давыдова. Тогда это было редкостью, поэтому она гордилась своим университетским свидетельством. После смерти матери она стала гувернанткой в богатой семье С. С. Мельгунова. Но педагогическая деятельность не привлекала её, она мечтала о сцене. Её любимыми занятиями были чтение стихов и декламация.
Прошло пять лет. Видя, что племянница не оставляет мечты о театре, Пётр Гаврилович решил помочь ей подготовиться к её дебюту. В период с 1841 по 1846 год Рыкалова каждое лето проводила в Кускове, где на дачной сцене под руководством дяди она осваивала основы драматического искусства. Её первое выступление состоялось здесь же, в крепостном театре Шереметьева, где Степанов выступал в качестве режиссёра.
Для дебюта в Малом театре были выбраны роли Елены Глинской из пьесы Н. Полевого «Елена Глинская», Марины Мнишек из «Смерти Ляпунова» И. Тургенева и Гризельды из «Отцовского проклятия» Ж.-Б. Грёза.
Начальство театра направило Рыкалову в Петербург для изучения мастерства русских, французских и немецких трупп, которые играли с Пасхи до начала осени. Ежедневное наблюдение за тремя разными коллективами, двумя из которых были иностранными, углубило её дарование и принесло разнообразие оттенков в исполнение. Рыкалова сразу заняла амплуа драматических любовниц и светских девушек в комедиях. Одна из лучших её ролей того периода – Марфа Собакина в драме Мея "Царская невеста", а Мирандолина из "Трактирщицы" Гольдони восхитила Тургенева, который даже написал для неё одноактную пьесу "Провинциалка".
В "Драматическом альбоме" 1850 года, изданном Араповым, говорится: "Рыкалова хорошо играла в комедиях Загоскина и Сушкова, соответствующих ее характеру и тону". В трагическом репертуаре ситуация была сложнее. Когда в Москву приехал Каратыгин, ей дали роли в пьесах "Скопин-Шуйский" и "Велизарий", но критика была прохладной. Рецензенты признавали её старательность и серьёзность, но говорили, что героические роли ей не по силам. Через шесть лет на сцене Малого театра появились звезды Никулина-Косицкая и Медведева, и Рыкалова перешла на возрастные роли, взяв на себя роли "grande dame", а в 31 год – и комических старух.
В этом году исполняется 100 лет со дня рождения этой замечательной драматической актрисы, широко известной в своё время.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев