ОСУЖДАЛИ ЛИ В СССР ЗА "ОСКОРБЛЕНИЕ ЧУВСТВ ВЕРУЮЩИХ"?
Не все сейчас отдают себе отчёт, что в СССР существовала полнейшая свобода критики религии и церкви. Свобода, которая сейчас, увы, утрачена... Могут спросить: но ведь, наверное, не всякое антирелигиозное действие приветствовалось? Конечно, нет. Что же бывало, если «воинствующие безбожники» переступали границу разумного и, выражаясь по-современному, оскорбляли чувства верующих? В этом случае их критиковали, нередко гласно, публично. И всё? Да, и всё. По крайней мере, мне случаев осуждения за подобное за 74 советских года неизвестно.
Вот небольшой пример. 17 января 1925 года Николай Иванович Бухарин, в тот момент — второй по значимости человек в РКП(б) — говорил, выступая на Всесоюзном учительском съезде: «Например, нагадит комсомолец под окном у попа и думает, что он ведёт антирелигиозную пропаганду. Это, товарищи, просто хулиганство. Мы должны комсомольцу разъяснить, что есть разница между антирелигиозной пропагандой и хулиганством». Разумеется, художники ухватились за такую благодатную тему для карикатур. Иллюстрирующий рисунок из журнала «Красный перец»:
Рисунок Михаила Черемных (1890—1962). «Например, нагадит комсомолец под окном у попа, и думает, что он ведёт антирелигиозную пропаганду». (Из речи т. Бухарина). — Вот огольцы! Поп месяц тому назад выехал, а они всё ещё пропагандят!»
Но заметим главное в словах — «мы должны разъяснить». Не покарать, не наказать, не посадить. Не влепить «двушечку». Сейчас у нас, если верить Конституции, тоже «светское государство», как было и в СССР. Но вовсю карают, штрафуют, сажают, дают «двушечки»... Так где же была свобода?..
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Из работы В. И. Ленина «О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме»
…обыватели способны всякую войну оправдать, говоря “мы защищаем отечество”, тогда как марксизм, не принижающий себя до обывательщины, требует исторического анализа каждой отдельной войны, чтобы разобрать, можно ли считать эту войну прогрессивной, служащей интересам демократии или пролетариата, в этом смысле законной, справедливой и т. п. Лозунг защиты отечества есть сплошь да рядом обывательски-несознательное оправдание войны, при неумении исторически разобрать значение и смысл каждой отдельной войны. Марксизм дает такой анализ и говорит: если “действительная сущность” войны состоит, например, в свержении
Споря с металлом ковким Или ядро толкая, В майке или спецовке, - Ты всё равно такая: Глянешь - светло, как будто - Утро сияет щедро, Встанешь - рубаха вздута Мышцами, словно ветром. Радостным новосёлом Выглядишь ты, шагая По городам и сёлам Милого сердцу края. Родина - всё тут ново, Родина - всё тут мило, Всё для тебя подковой Счастья всегда служило. Мост ли, плотина, арка Или другое чудо - Силой твоею жаркой Вырвано из-под спуда. Взапуски с эстафетой Прянешь - и видит всякий Бег твой не здесь, а где-то В час лобовой атаки. Ты сосчитала рёбра Чёрту - аж ребра рдели. Страшен твой голос добрый Карликам из картелей. Каркают, как вороны, Шаг твой заслыша в поле: Колос, тобой взр
Потому что если пешка посмотрит в глаза другой пешке, она увидит своё собственное лицо, рабоче-крестьянское лицо. Она поймёт, что настоящий враг не перед ней, настоящий враг тот, который отправляет их на кровавую резню .
Особо хотелось бы, чтобы вы обратили внимание на то, что в предлагаемых фильмах прямо в лицо советскому зрителю показывали присущую капитализму неприглядную обратную сторону. И большинство зрителей, увы, этого не замечали.
Нет комментариев