Кстати, факт такого открытого захоронения, осуществленного по разрешению Священного Синода, а, значит, никак не противоречащего православной традиции, опровергает еще один аргумент в пользу «кощунственности Мавзолея», согласно которому православным нельзя применять мумификацию. Если Синод разрешил, по сути, мумификацию Пирогова, то как можно говорить о том, что в принципе никогда и никак нельзя использовать эту самую мумификацию и, тем более, что это кощунственно?
Но вернемся к вопросу о том, могут ли православные осуществлять погребения только в земле. Это очевидным образом не так. Со времен средневековой Руси осталось много примеров погребения усопших не в земле. Причем захоронения такие встречаются в том числе в православных храмах, что является неоспоримым доказательством того, что церковь признает возможность хоронить умерших не только в земле. При этом в храме саркофаг может быть расположен как под полом, так и помещен в специальную раку, стоящую на полу/16/. Захоронения в таких раках можно увидеть в Успенском соборе Москвы — так похоронены митрополиты святой Петр, Феогност, святой Иона, святой Филипп II (Колычев) и священномученик патриарх Гермоген/17/.
В Архангельском соборе Кремля в раках покоятся святой царевич Димитрий Угличский (умерший в 1591 году) и святые черниговские чудотворцы первой половины XIII века. В собор раки были перенесены в 1606 и 1774 году соответственно, что говорит о том, что такие захоронения почитались не только в раннехристианской Руси/18/.
Помимо захоронения в раках, практиковалось погребение умерших в аркосолиях — специальных нишах в стенах храмов. Аркосолии могли быть открытыми, полуоткрытыми и закрытыми. В ниши помещались тела в гробах или саркофагах. Такие аркосолии сделаны в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, в церкви Спаса на Берестове, в храме Бориса и Глеба в Кидекше, в храме «Старая кафедра» возле Владимира-Волынского, в Воскресенской церкви в Переяславе-Хмельницком, в Успенском соборе Владимира, в Рождественском соборе XIII века в Суздале/19/
Необходимо отметить, что захоронения в нишах практиковались не только в храмах, но и в пещерах. Хорошо известны захоронения в подземных пещерах в Печерской лавре в Киеве, в монастырях в Выдубичах в Киеве, в Чернигове и в Печерском монастыре под Псковом/20/.
Не в земле проводится и окончательное захоронение монахов на Афоне. После смерти монаха его тело помещается в землю только на время. Примерно через три года, когда плоть уже разложилась, кости выкапываются и переносятся в специальные помещения-костницы, где хранятся далее/21/.
Если говорить не только о православной, а шире — о христианской традиции, то католическая церковь также хоронит усопших не только в земле. Одним из ярчайших примеров такого погребения является пантеон испанских монархов в Эскориале. Под алтарем собора расположена комната, где в стенных нишах стоят саркофаги с останками королей и королев. В соседних комнатах покоятся инфанты (принцы)/22/.
Продолжая разговор о католической традиции, необходимо привести пример захоронения римского папы Иоанна XXIII, умершего в 1963 году. Его тело было тогда забальзамировано и помещено в закрытый саркофаг. А в 2001 году саркофаг был вскрыт, и нетронутое тлением тело было помещено в хрустальном гробу в алтаре святого Иеронима в соборе Святого Петра в Риме/23/.
Итак, христианская традиция, как православная, так и католическая, не имеет запретов ни на бальзамирование, ни на захоронение не в земле. Так что назвать способ захоронения Ленина «кощунственным» (напомним, что Московская патриархия заявила, что захоронение не в земле, мумификация и выставление на всеобщее обозрение — это кощунственные действия) никак нельзя.
Источники:
13. Русская Православная Церковь призывает к мудрости в решении вопроса о захоронении тела Ленина // Интерфакс. 02.11.1993 http://
www.interfax-religion.ru/ ?act=archive&div=5223
14. Артем Кречетников. В России снова обсуждают захоронение Ленина // BBC. Русская служба. 19.04.2012
http://www.bbc.com/russian/russia/2012/04/120419_lenin_ burial_discussions.shtml
15. Шевченко Ю.Л., Козовенко М.Н.Музей Н.И.Пирогова. СПб., 2005. С. 12.
16. Панова Т.Д. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI–XVI веков. М., 2004. С. 106–107.
17. Панова Т.Д. Некрополи Московского Кремля. Федеральной государственное учреждение «Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль». М., 2002. С. 7.
18. Там же. С. 9.
19. Панова Т.Д. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI–XVI веков. М., 2004. С. 100–103.
20. Там же. С. 34.
21 Холодюк А.Г. Афон: взгляд из Баварии (записки паломника). Мюнхен, 2011. С. 34.
22. Бабкин Игорь. Европейская мозаика. Историко-архитектурный обзор европейских стран. М., 2017. С. 240.
23. Сайт дома папы Иоанна XXIII
https://www.papagiovanni.com/sito/en/life/main-dates/8-vita/ 94-traslazione-del-corpo-uk.html
Источник: Давыдов Е., Жуков С., Любимов Б., Осипов А., Собкалов Ф. Мешает ли развитию России сохранение тела Ленина в Мавзолее? / Горячая точка на Красной площади // Исторические тетради. Тетрадь №1. Москва: МОФ ЭТЦ, 2017. С. 46-48.
Электронная версия размещена на сайте информационного агенства "Красная Весна"
https://books.rossaprimavera.ru/tetrad1https://istoriki.su/istoricheskie-temy/vi_lenin/241-mif-o-tom-chto-lenin-pohoronen-ne-po-hristianski.html
Нет комментариев