Тропарь, глас 4
Небе́сных во́инств Архистрати́зи,/ мо́лим вас при́сно мы недосто́йнии,/ да ва́шими моли́твами оградите́ нас/ кро́вом крил невеще́ственныя ва́шея сла́вы,/ сохраня́юще ны припа́дающия приле́жно и вопию́щия:/ от бед изба́вите ны,// я́ко чинонача́льницы вы́шних Сил.
Кондак, глас 2
Архистрати́зи Бо́жии,/ служи́телие Боже́ственныя сла́вы,/ А́нгелов нача́льницы, и челове́ков наста́вницы,/ поле́зное нам проси́те, и ве́лию ми́лость,// я́ко Безпло́тных Архистрати́зи.
Этот праздник был установлен в начале IV века на Лаодикийском поместном соборе. Само же почитание ангелов уходит корнями в ещё более глубокие времена.
Именно 21 ноября выбрано не случайно. В древности ноябрь был девятым месяцем года, потому что новый год начинался в марте. Установив праздник на ноябрь, Церковь указала, что существует девять ангельских чинов. 21 ноября — это 8 ноября по старому стилю, то есть восьмой день месяца. Церковь установила праздник на эту дату в напоминание о том, что все ангельские силы соберутся в день Страшного Суда Господня, а этот день святые отцы называют «день восьмой».
Ангельские чины делятся на три иерархии, в каждом из которых по три чина.
Ближе всех к Творцу и Создателю находятся шестокрылатые Серафимы — это слово переводится как «пламенеющие, огненные». Они пламенеют любовью к Богу и побуждают к ней других.
Второй ангельский чин — это Херувимы. Их имя значит «просвещение», они более других ангелов, кроме Серафимов, сияют всегда светом богопознания, ве́дением тайн Божиих и глубины Его премудрости. Через них людям посылается премудрость и просвещение для истинного богопознания.
Третий чин — таинственно и непостижимо носящие Бога Престолы, через них проявляется в мире правосудие Божие.
Четвёртый ангельский чин — Господства. Будучи сами свободными, они господствуют над низшими чинами ангелов. Отсюда их имя. Они наставляют поставленных от Бога земных властителей, учат людей владеть чувствами и побеждать искушения.
Пятый чин — Силы. Исполненные Божественной крепости, они творят чудеса и дают дары чудотворения и прозорливости святым. Они же укрепляют людей в несении жизненного креста.
Шестой чин — Власти, они имеют власть над дьяволом, чтобы укрощать власть бесовскую, и отражают от людей бесовские искушения.
Низшую иерархию составляют такие три чина: Начала, Архангелы и Ангелы.
Начала начальствуют над стоящими ниже по иерархии ангелами. Они же охраняют страны и народы, то есть у каждой страны и народа есть свой ангел из числа Начал. Кроме того, ангелы этого чина возводят достойных людей на почётные должности и наставляют их в исполнении возложенного на них служения.
Архангелы благовествуют о великом и преславном, открывают волю Божию и даруют разумение пророчеств. Получая знания от высших ангельских чинов, они передают их низшему чину — чину Ангелов, а через него — людям. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их ум светом Евангелия.
Девятый чин — Ангелы — ближе всего к людям. Слово «ангел» переводится с греческого как «вестник». Они хранят верующих, удерживают их от греха и восставляют павших. У каждого крещённого православного христианина есть свой Ангел Хранитель. Он неотступно находится рядом с человеком, даже если тот и согрешит, и помогает ему, если человек этого захочет.
Ангелами также называют и все Небесные Силы в целом.
Над всеми девятью чинами поставлен предводителем святой Архистратиг Михаил. Имя его означает «Кто как Бог». Архангел Михаил низвергнул восставшего против Бога ангела — Денницу. Он воскликнул «Кто как Бог?» — то есть «Никто не может быть равен Богу» — и возглавил ангельское воинство против Денницы и приставших к нему ангелов.
В этот день скит Свято-Успенской Святогорской Лавры в честь святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в селе Адамовка отмечает престольный праздник. Нижний придел скитского храма посвящён Архистратигу Божию Михаилу, чьё имя получил в крещении будущий святитель Иоанн.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1