В советский прокат картина вышла под названием "Андрей Рублев"
Жанр Драма
Авторы сценария Андрей Кончаловский, Андрей Тарковский
Режиссёр Андрей Тарковский
Оператор-постановщик Вадим Юсов
Художники-постановщики Евгений Черняев, Ипполит Новодерёжкин, Сергей Воронков
Художник по костюмам Лидия Нови
Композитор Вячеслав Овчинников
Звукорежиссёр Инна Зеленцова
Монтаж Людмила Фейгинова, Татьяна Егорычева, Ольга Шевкуненко
Директор картины Тамара Огородникова
В главных ролях Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Бурляев, Ролан Быков, Ирма Рауш, Юрий Назаров, Юрий Никулин, Михаил Кононов, Николай Граббе и др.
Длительность 205 мин.
СЮЖЕТ
В фильме развернута широкая панорама жизни Руси начала XV века, когда жил и творил русский гений – художник Андрей Рублёв. Его творения явили миру чудо гармонии, красоты, света, надежды – и все это в тот период, когда страну раздирают княжеские междоусобицы, а набеги татар, голод и мор преследуют народ. Фильм разделен на восемь новелл, которые сюжетно мало связаны друг с другом, но рисуют общую картину средневековой Руси, складывающуюся наподобие мозаики.
СОЗДАТЕЛИ И ИСПОЛНИТЕЛИ ГЛАВНЫХ РОЛЕЙ
Идея снять фильм о знаменитом русском иконописце принадлежала актёру Василию Ливанову, который мечтал сыграть роль Рублёва. Своим замыслом он поделился с Андреем Кончаловским, который, в свою очередь, пересказал его Андрею Тарковскому. На изучение исторических материалов у создателей картины ушло примерно полгода.
Создатели картины: А. Тарковский, В. Юсов, А. Кончаловский (История. Судьба. Музей / А. Аксенова. – Владимир, 2001)
Заявку на фильм Андрей Тарковский подал ещё в 1961 году. 24 апреля 1964 года литературный сценарий был запущен в режиссёрскую разработку. На главную роль предварительно был утверждён Станислав Любшин, однако потом Тарковский сделал выбор в пользу тогда еще никому не известного Анатолия Солоницына. Когда против Солоницына высказался худсовет — Тарковский собрал все фотопробы и поехал к специалистам по древнерусскому искусству, которые также поддержали выбор режиссера.
«Я хорошо помню, как однажды проснулся глубокой ночью. Какое-то беспокойство владело мной. Что-то тревожное, невыразимое… Я встал, вскипятил чай, курил. Но странное чувство не проходило. С большим трудом дождался рассвета. Побрился, пошел в булочную. А когда возвращался домой, в подъезде столкнулся с почтальоном, пожилой такой женщиной. Она вручила мне телеграмму. Я прочел, что вызываюсь на съемки» - вспоминал А. Солоницын (Солоницын А. «Ветвь» – М., 1990).
Актер Анатолий Солоницын в роли Андрея Рублева
Роль ученика Андрея Рублёва режиссёр предложил Николаю Бурляеву, которого снимал в своём предыдущем фильме. Бурляев попросил другую роль — колокольного мастера, на которого уже утвердили поэта Сергея Чудакова. Ключарь Патрикей, которого сыграл Юрий Никулин, был реальным историческим персонажем. Во время нашествия татар он спрятал церковные ценности и даже под пытками не выдал секрета. Роль дурочки, из-за которой Андрей Рублёв совершает убийство и даёт обет молчания, сыграла первая жена Тарковского — актриса и режиссёр Ирма Рауш, получившая впоследствии премию Французской киноакадемии «Хрустальная звезда».
СЪЁМКИ КАРТИНЫ
Съёмки начались в сентябре 1964 года. Значительная часть фильма снята в Псковской области: в Пскове, Изборске и Печорах. Также съёмки проходили и в Суздале, близ Спасо-Евфимиева монастыря. Сцена полёта на воздушном шаре была снята у церкви Покрова на Нерли. Во время съёмок пожара в Успенском соборе во Владимире начался настоящий пожар. Для имитации пожара были подготовлены дымовые шашки, которые следовало положить на металлические подносы с песком. Однако песок на них насыпан не был, и раскалённые дымовые шашки нагрели подносы, от которых загорелись деревянные стропила, и начался настоящий пожар, который вскоре был потушен.
Известно, что Тарковский планировал включить в фильм новеллу о Куликовской битве с масштабными батальными сценами, но из-за проблем с бюджетом был вынужден отказаться от этого замысла.
«Трудности начались с первого дня. Пришлось дать письменную расписку, что мы уложимся в миллион рублей, выбросив Куликовскую битву из-за дорогостоящих сцен. И после этого нас запустили»
Ролан Быков отказался от помощи консультантов при подготовке танца скомороха и подготовил его сам. Частушки скомороха в исполнении Быкова и музыка к ним также были написаны им самим.
«Есть роли, которые доставляют актеру наслаждение особого рода – близкое захватывающему чувству эксперимента над самим собой. Эти роли дают возможность проникнуть в самое сокровенное, в некую личную тайну, они становятся исповедью, мерой откровенности, актом непосредственного творческого самоутверждения – такою была для меня роль в фильме «Страсти по Андрею» («Андрей Рублев») режиссера Андрея Тарковского. Я должен был сыграть скомороха – первого актера на Руси. И работа над этой ролью стала для меня делом профессионального престижа» - вспоминал Ролан Быков (Львовский М. «Человек, которому верят». – М., 1990).
К 1 июню 1966-го года основные съемки были завершены, картина вступила в долгий монтажно-тонировочный период.
ПРЕМЬЕРА ФИЛЬМА, КРИТИКА, ПЕРВЫЕ НАГРАДЫ
В августе 1966 года Андрей Тарковский после довольно благосклонного внутристудийного показа занялся исправлением замечаний. Однако позже, при просмотре картины вышестоящим начальством, включая партийное руководство и избранных представителей СМИ, лента подверглась жёсткой критике за мрачность, излишний натурализм, «антиисторичность» и даже за «жестокое обращение с животными». В частности, в одном из кадров горела живая корова, а в другом — с лестницы падала лошадь… Ранее фрагмент съёмочного процесса показали в новостном репортаже, и на «Мосфильм» стали приходить гневные письма. Тарковский написал открытое письмо, в котором объяснил, что на корове горела асбестовая попона, а лошадь была взята на живодерне и в любом случае бы погибла.
«Рублев» в другом виде просто не мог быть создан. Он жесток потому, что рассказывает о жестоком времени. Но я бы сказал, что жестокость в нем все же непропорциональна той страшной реальности, в которой вынуждены были жить современники Рублева и, конечно, сам художник. В фильме она сильно отлакирована, преуменьшена. Но я не ставил себе задачу сделать из «Рублева» страшный фильм. Моя картина, прежде всего, о надежде, о надежде, которую выражает всякое настоящее искусство, и о предназначении художника» - позже отмечал Андрей Тарковский («Для меня кино – это способ достичь какой-то истины»
Фильм был перемонтирован и значительно сокращён. 17 февраля 1969 года в Центральном доме кино состоялся второй «премьерный показ» и после ограниченного проката в 1971 году картина фактически была отправлена «на полку». Однако в кинематографическом мире «Андрей Рублёв» сразу же был признан событием. Прежде чем картину увидели на экранах СССР, она получила приз ФИПРЕССИ в рамках внеконкурсного показа на Каннском кинофестивале! Затем последовала премия французской критики «Приз Леона Муссинака». В 1973 году картина завоевала почётных диплом на МКФ в Белграде.
На родине режиссера картины, тем временем, по-прежнему упрекали в «искажении исторической реальности», «несердечности» вместо подлинной христианской духовности, антипатриотизме и пр. – обвинения звучали не только из уст чиновников, но и известных представителей творческой интеллигенции. Впрочем, среди хора недовольных голосов проскальзывали и комплементарные отзывы, пусть и не в центральной прессе.
«Фильм, без сомнения, силен свежестью режиссуры, и операторской, и актёрскими удачами. Дебют в кино свердловского актера А. Солоницына, снявшегося в роли Рублёва, участие многих известных и малоизвестных, но острохарактерных исполнителей дало фильму удивительно живое дыхание. Каждый образ «дышит» - даётся выпукло, ярко... Несомненно, достоинство фильма – в его исторической достоверности – в оценках событий, характеров», - отмечала газета «Ферганская правда» 20 июля 1972 г.
Тон статей отчётливо меняется во второй половине 1980-х, когда состоялась по-настоящему широкая премьера картины. В журнале «Советский экран» фильм был назван «Шедевром».
«Андрей Рублев» имеет в нашем кино прошлое, в нем живет объективность эпоса Эйзенштейна и пронзительный лиризм Довженко… … Отдадим себе отчет в его достоинствах, чтобы не повторилось то, что когда-то произошло с довженковской «Землей». Фильм был встречен фельетоном, после чего из него вырезали так называемые натуралистические сцены. Потом, когда сцены вставили обратно, фильм оказался шедевром»
ПРИЗНАНИЕ
С течением времени картина была признана одной из главных работ режиссера Андрея Тарковского и сегодня входит в различные рейтинги лучших фильмов в истории мирового кино. Фильм включен в число ста лучших картин в истории киноискусства, по итогам опроса кинокритиков мира в 1978 году. Сорок три из ста опрошенных экспертов журнала «Сеанс» включили в свои списки «Андрея Рублёва» в 2008-м году. Фильм получил 36-ое из 500 мест в списке величайших фильмов кинематографа журнала Empire.
Телевизионная премьера отреставрированной копии режиссёрской версии фильма, приуроченная к 85-летию Андрея Кончаловского, состоялась в ночь с 19 на 20 августа 2022 года на телеканале «Россия-1».
В октябре 2022 года «Страсти по Андрею» вышли в кинотеатральный прокат («Искусство кино»).
Возвращение зрителю кинематографического шедевра - вклад «Мосфильма» в празднование 90-летия со дня рождения Андрея Тарковского, которое широко отмечается в 2022-м году.
"Мосфильм" завершил цифровую реставрацию полной версии картины "Страсти по Андрею"
РЕСТАВРАЦИЯ
Работы специалистами ПК «Телекино» продолжались с июля 2021-го по февраль текущего года. В реставрации картины были задействованы: Марина Алексахина, Антон Мелешников, Михаил Тусматов, Евгений Верлочев, Игорь Валиев, Алексей Сеньковский, Ирина Агафонова, Виктор Тамазин, Глеб Кириченок, Роман Сковородко, Владимир Солодовников. Продюсер реставрации: Карен Шахназаров.
Исходники для работ по реставрации, «Мосфильма» получил из Госфильмофонда РФ. Специалисты работали так называемым «промежуточным позитивом» плёнки «ORWO» (далее пром-позитив – прим.), исходный негатив картины утрачен.
«Более чем полувековой период даже правильного хранения не мог не сказаться на состоянии плёнки - это сильное «световое дыхание», сколы, грязь, так называемое плёночное «зерно». Но главная проблема исходников - царапины на динамичных сценах и панорамах, на крупных планах. Сложнее всего реставраторам «бороться» с царапинами через весь кадр. Мне кажется, что это была самая тяжелая картина, которую мы когда-либо реставрировали – прежде всего, по состоянию исходных материалов. Но мы справились со всеми сложностями», - отметил главный инженер-технолог «Мосфильма» Алексей Сеньковский.
Отдельные восстановительные процессы осуществлялись с фонограммой фильма. Пром-позитив пленки также содержал звуковую дорожку. Однако ввиду её плохого состояния, в отреставрированную версию вошла фонограмма, сохранившаяся в копии формата Digital Betacam («Мосфильмофонд»).
«История с фонограммой на пром-позитиве весьма любопытна. Фактически «промежуточный позитив» - это техническая плёнка, один из этапов печати копии для кинотеатров. То, что позитив неожиданно оказался со звуком, наводит на предположение, что этот исходник использовался для неких промежуточных демонстраций ленты – например, для показа на худсовете, после которого последовали правки и купюры. Не берусь утверждать, что это именно так, но версия интересная – с ней согласны некоторые российские киноведы», - рассказал Алексей Сеньковский.
Напомним, что процесс реставрации делится на два параллельных этапа — это работа с изображением и звуком. Первоначальная оцифровка материала используется для работы со звуком: ликвидация щелчков, посторонних шумов, то есть очистка фонограммы от разнообразных звуковых дефектов, возникших как на съемочной площадке, так и в период хранения пленки. Затем производится перенос изображения с пленки на цифровой носитель. Компьютерная реставрация видеоряда фильма занимает больше времени, чем звукового ряда и длится около месяца (в зависимости от сложности материала). Перед реставраторами стоит задача определиться с цветовым решением картины и провести цветокоррекцию. Различные дефекты, вызванные механическим воздействием на пленку, например царапины, устраняются с помощью компьютерной чистки и стабилизации изображения. Затем происходит слияние отреставрированного звука и изображения.
К настоящему моменту работы полностью завершены – фильм в формате 4К
СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Восстановлением киноклассики «Мосфильм» занимается в сотрудничестве с Госфильмофондом РФ - именно там хранятся плёночные исходники картин (студии принадлежат юридические права на фильмы). В 2022 году специалистами ПК «Телекино и компьютерная графика» отреставрировано несколько картин, в их числе «Берегите мужчин!» (реж. А. Серый, 1982), «История Аси Клячиной…» (реж. А. Кончаловский, 1967), «Живые и мёртвые» (реж. А. Столпер, 1964), «Сны» (реж. К. Шахназаров, А. Бородянский, 1993), «Невероятные приключения итальянцев в России» (реж. Э. Рязанов, 1973), «Гараж» (реж. Э. Рязанов, 1979), «Спортлото - 82» (реж. Л. Гайдай, 1982), «Это сладкое слово – свобода!» (реж. В. Жалакявичус, 1972), «Служили два товарища» (реж. Е. Карелов, 1968), «Укрощение огня» (реж. Д. Храбровицкий, 1972), «Неуловимые мстители» (реж. Э. Кеосаян, 1966).
Отреставрированные «Мосфильмом» картины были неоднократно представлены на главных международных кинофестивалях – Internationale Filmfestspiele Berlin (Берлин), Festival international du film de Cannes (Канны), Mostra Internazionale d’Arte Cinematografica (Венеция).
В 2017 году «Мосфильм» получил Гран-при Венецианского международного кинофестиваля за лучшую реставрацию в секции «Венецианская классика» за работу над фильмом «Иди и смотри» режиссера Элема Климова.
Все реставрационные работы Киноконцерн «Мосфильм» проводит полностью за счет собственных средств, без привлечения государственного или спонсорского финансирования. https://vk.com/video-79196318_456245535
https://youtu.be/a4DfSo5OZQs 0:01 - Благослови, душе моя, Господа
...Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев