Деятельность апостолов была направлена на распространение христианства не только на значительную часть территории, на иудеев и язычников, но и на их семьи, обозначенные как «дома» или «домашние», среди которых, несомненно, были дети разных возрастов, в том числе и младенцы. Прообразовательная суть иудейского обрезания, которая совершалась над младенцами мужского пола на восьмой день, позволяет предполагать появление практики их крещения в раннехристианское время. К крещению Господь призывал всех, включая женщин, стариков и детей, хозяев и рабов. Тема Крещения, в том числе и членов патриархальной семьи получила свое развитие в Деяниях апостолов.
Во второй главе Петр, обращаясь к жителям Иерусалима после Пятидесятницы, призвал их: «…покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш» (Деян. 2:38-39). Апостол призвал их к спасению. В ответ на его призыв состоялось массовое крещение: «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41). Среди этих трех тысяч могли быть мужчины, женщины и дети.
Византийский богослов и писатель второй половины XI - начала XII вв., архиепископ Охридский Феофилакт Болгарский в своих Толкованиях на Деяния Апостолов писал об этих событиях в Иерусалиме и деятельности Петра: «он назвал этот дар обетованием, которое «вам принадлежит… и детям вашим», потому что дар ценнее, когда блага переходят и к наследникам, «и всем дальним». Если же этот дар – для дальних, то тем более – для вас, близких».
Православный писатель конца XIX - начала XX вв., известный толкователь Священного Писания А.П. Лопухин, разбирая это текст поясняет: «Так как в Иерусалиме и его ближайших окрестностях не находится настолько обильного собрания вод, чтобы столько народа за раз могло креститься погружением, то можно полагать, что самое крещение последовало несколько после, отдельно для каждого, по домам, или группами у более и менее достаточных водоемов, при посредстве того или другого из Апостолов и учеников Господних».
В Деяниях Апостолов вновь крещенные люди противостоят «верующим обрезанным». На иудейский обычай обрезания младенцев указывает Св. Стефан архидьякон. Отвечая на обвинение первосвященников в забвении заповедей Моисея, Стефан упомянул о том, что Бог дал потомству Авраама «завет обрезания». И далее: «По сем родил он Исаака и обрезал его в восьмой день; а Исаак родил Иакова, Иаков же двенадцать патриархов» (Деян. 7:8).
Блаженный Феофилакт Болгарский в 7-й главе Толкований указал на прообразовательную суть «обрезания» в этой главе Деяний: «так как мы знаем, что обрезание, бывшее в Ветхом Завете прообразом, заключало в себе образ спасительного крещения и отбрасыванием плоти знаменовало отречение от жизни по плоти, и обрезанных делая сынами Божиими».
Д.А. Добросмыслов, церковный публицист и богослов рубежа XIX - XX вв., ссылаясь на Св. Иустина Мученика писал: «В прообразовательном смысле этот восьмой день, по мнению отцов, указывал на день воскресения Христова, случившегося в конце древних времен как бы по истечении полных семи дней, и послужившего для нас началом новой жизни». Опираясь на труды Григория Богослова и Августина, а также на Послание апостола Павла к ефесянам (Еф. 4:22) он продолжил: «Так как совлечение греховного тела ветхого человека подается Христом в таинстве крещения, то конкретно обрезание, по мнению отцов, было прообразом именно этого таинства». Для иудеев необрезанные были нечистыми людьми.
В главе десятой Деяний рассказывается о сотнике Корнилии, который по слову Ангела Божия привел Петра из Иопии в свой дом в Кесарии. Во время речи апостола на слушающих его сошел Святой Дух. «Верующие из обрезанных», которые пришли с ним, с изумлением стали вопрошать о том, можно ли крестить язычников, т.е. необрезанных. В ответ Петр «велел им креститься во
крещения встал не только сотник Корнилий, но и его «весь дом» (Деян. 11:14). Шесть человек, сопровождавших Петра, поняли, что «и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деян. 11:18). Это событие и разговор Петра с единомышленниками о распространении крещения на другие народы привел к новым массовым крещениям в Антиохии: «И была рука Господня с ними, и большое число, уверовав, обратилось к Господу» (Деян. 11:21). По мнению архиепископа Аверкия (Таушева): «Дееписатель подчеркивает особенный успех евангельской проповеди среди антиохийцев».
Вопрос о спасении был поднят на соборе апостолов в Иерусалиме, так как некоторые «пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деян. 15:1). В Послании, адресованном «братьям из язычников» в Антиохии, Сирии, Киликии, апостолы написали: «Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезаться и соблюдать закон…» (Деян. 15:24), «то мы, собравшись, единодушно рассудили» (Деян. 15:25), «ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого» (Деян. 15:28). Под необходимым они понимали отказ от служения идолам, кровопролития, блуда и употребления в пищу, пойманных силками.
Крещение не имело различий по половому и социальному признаку. В Деяниях крестились все: старики, женщины и дети, слуги и господа, рабы и хозяева. Часто они объединены понятием «домашние». В той же главе упоминаются «домашние» тюремного стражника, который принял крещения после чудесного освобождения Павла из темницы (Деян. 16:33). В Господа уверовали все находившиеся в его доме. Так же говорится о начальнике синагоги в Коринфе Криспе, который «уверовал в Господа со всем домом своим, и многие из Коринфян, слушая, уверовали и крестились» (Деян. 18:8).
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев