Второе издание.
Во всех трех мировых Авраамических религиозных системах, Христианстве Иудаизме и в Исламе сатана персонализирован, хотя во всех трех религиях это понятие имеет различные значения, которые имеют общие характеристики этого духа исполненного злого умысла. Сатана стал именем нарицательным олицетворяющем абсолютное зло в противовес добру.
Во-первых, надо сказать, что "сатана" появляется в Библии, далеко за пределами "Пятикнижия Моисеева” или другими словами закона Моисеева. Первое упоминание о нем, мы находим в 1 Пар 21: 1 т.е. далеко за пределами закона. Из чего возникает правомерный вопрос, почему Бог, давая закон Евреям, ни словом не упомянул о враге душ человеческих, с которым придётся вести борьбу всю жизнь до самой смерти? Видимо сама история развития религиозного мировоззрения, сделала поправки в идеологии ориентируясь на понятия злых духов у других народов религиозных систем. По всей видимости прототипом семитского сатаны был ранее известный в Зороастризме злой дух Ариман, точно также действующий по велению и созданный единым верховным богом Ахура Маздой.
Мне вспоминается разговор с одним Иудеем, который уверял, что все Христиане не понимают важности присутствия сатаны в нашей повседневной жизни. Он даже хвалил сатану, как, верно, подданного Богу. Без сатаны, по его словам, не было бы контраста между добром и злом. С этим аргументом, я могу согласиться на все сто. Как говорит хорошая Русская пословица- На то она и щука, чтобы карась не дремал. Как для карася нужна щука, так для людей нужен сатана. Кроме того, многие Христиане свои проступки, которые по природе похоть и прихоть, очень ловко сваливают на сатану. Стало уже нормой, просьба о молитве - Братья и сестры помолитесь, сатана восстал, и я впал/а в грех.
Если в Христианстве сатана, враг душ человеческих , противник Христа (Мат 4,10) и всего, что является правдой, истиной и порядочностью, но в Иудаизме сатана является верным служителем Бога Израилева, (1 Пар 21,1), (Иов 1,12... 2,4-6), (3 Цар 22, 21-22) посылаемый с особой миссией для выполнения воли небес, смысл которой далек для понимания, основной массы человечества. В этом то и заключается основной принцип поведения сатаны и его соотношения с богом Израиля. Читатель Христианин который думает, что сатана является могущественным противником Бога и царствует над преисподней, может зайти в тупик обнаружив сатану одним из членов Божьего "небесного совета" (Иов 1:6 ),(Иис.Нав.22:22) .
У него нет возможности действовать самостоятельно вопреки замысла Божьего и Его желания. Вот как характеризует сатану Еврейская энциклопедия.
<<САТАНА́ (שָׂטָן, Сата́н; הַשָּׂטָן, ха-Сатан). В своем первоначальном значении Сатана — имя нарицательное, обозначающее того, кто препятствует и мешает. В Библии Сатана не демоническое существо, антагонист или соперник Бога (исключение, может быть, составляет I Пар. 21:1), это слово относится к людям (I Цар. 29:4; II Цар. 19:22 ; I Ц. 5:18; 11:14, 23, 25). Однокоренной глагол используется для обозначения обвинения в суде (Пс. 109:6 [в русской традиции 108:6]) и сопротивления в самом общем смысле (Пс. 38:21 [в русской традиции 37:21]; 109:4, 20, 29 [в русской традиции 108:4, 20, 29]). Ангел (см. Ангелы) был специально послан, чтобы помешать Валааму (Чис. 22:32), воспрепятствовать ему.
Препядствование (ситна) — это не постоянная функция одного ангела; как имя определенного ангела имя Сатана впервые появляется около 520 г. до н. э. в книге пророка Зхарии (Зх. 3) и книге Иов (1–2). В первом случае Сатана выступает обвинителем на небесном суде; во втором — Сатана подвергает сомнению праведность Иова и предлагает Господу испытать его. Сатана явно подчинен Богу, он один из Его слуг (бней Ха-Элохим) и не может действовать без Его позволения; нигде он не выступает соперником Бога. >>
<<Слово «Сатан» (Сатана) употребляется в Торе в значении «противник» или даже «предатель» (Млахим 1, 5, 18), «обвинитель на суде» (Теиллим 109, 60) и «оппонент» (Шмуэль 2, 19, 23). Это слово также употреблялось для обозначения того, кто ставит препятствия на чьём-либо пути (Ваикра 22, 32), когда ангел ставил препятствия Биламу. Но Сатана как отдельное существо, не подчинённое Б-гу, в Торе не упоминался.>>
Из этого можно сделать вывод, сатана действует только по разрешению и подчинен богу Израиля. Профессор Стефан Л Харрис пишет:
На ранней стадии теологического развития, некоторые библейские писатели, видели зло и добро сходными, эманируемого из единого источника - Иеговы. ...
В данном случае, в Израильской религиозной мысли Иегова не только дающий жизнь, но и безжалостно казнящий, он также представлен как мучитель и обманщик. После избрания Саула на царство, Иегова отверг его погрузил его в безумие, поручив "злому духу” мучить его ( 1Цар 16: 14-23). Также Бог посылает "духа лживого" для низложения царя Ахава (3Цар 22: 18-28)
Греческое "Дьявол" и Ивритское "Сатан" не имели четкой свази в каноническом писании, до того времени, как автор книги "Откровение” уровнял в одно сатану и дьявола, также змея искушавшего Еву.
Prof. Stephen. L Harris " Understanding the Bible".
Для того, чтобы понять кто или что такое сатана, надо проанализировать писание, в котором мы находим это слово. Если откроете Библию и поищете слово "сатана", то найдете всего 48 его упоминаний. Однако их в Библии их 62! Куда же девались еще 14? Скажу Вам они никуда не девались они просто замоскировались, как и сам сатана принимает обличие ангела света. И так, рассмотрим несколько стихов из писания:
14 И воздвиг Господь противника (H7854- Satana) на Соломона, Адера Идумеянина, из царского Идумейского рода.
(3Цар.11:14)
другое место:
4 ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника (H7854- Satana) и нет более препон;
(3Цар.5:4)
В этих двух стихах применено слово “сатана”, которое наглядно говорит, не о враге душ человеческих, а о каком-то человеке, который стал противником желания и замысла человека или народа.
Теперь посмотрим на два довольно серьезных места писания, одно из которых уже упоминалось в ссылке:
1 И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян.
(1Пар.21:1)
1 Гнев Господень опять возгорелся на Израильтян, и возбудил он в них Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду.
(2Цар.24:1)
Эти два места говорят о воздействии на Давида внешних сил призывающих его совершить перепись народа, за которое он в последствии получил наказание. В первом месте мы читаем- восстал сатана на Израиля, в другом-Гнев Господен (Иеговы) возгорелся на Израильтян, в обоих случаях повелевалось сделать исчисление народа, которое и совершил Давид.
Следуя написанному, можно предположить, что Иегова (Господь) в данных местах отождествляется с сатаной? Но если вооружиться тем, что смысл слова сатана не есть персона зла сама по себе, а дух, исполняющий злую работу, в таком случае это противник желаний человека, как мы уже говорили выше. То, место писания в (1Пар.21:1) можно перевести- “И восстал противник на Израиля", что будет довольно снисходительно в этом месте. В писании мы видим, много раз сам бог Израиля ополчается против своего народа и истребляет их за их проступки, становясь противником или сатаной для Израиля. Мне кажется при переводе с Еврита на другой язык, переводчики не думали, как это будет выглядеть с другими местами писания, в чем сильно сгустили краски. Вполне возможно такое изменение значения слова имело чисто богословские желания. Именно в наши дни, проповедники церкви очень широко исползует первый стих, показать персонализацию сатаны, какие последствия от его воздействия.
Из этого следует, что сатана в Иудаизме, (но не в Христианстве) не является персонализированным духом, или отдельной духовной личностью, только в том случае, когда на него возложена задача противостоять человеку по воле Иеговы.
Это может быть ангел или ангелы уполномоченные Иеговой противостоять или испытывать человечество для достижения Божественных целей. Слово “сатана” противник, олицетворяет борьбу или противостояния чего-то или кого-то.
Для примера из Евангелия приведу слова Иисуса к Петру.
В разговоре Иисус назвал Петра сатаной. Понятие "сатаны" как противника идеологии и доброй вести, но не выраженного в определенной духовной личности, в этом месте очень хорошо видно.
33 Он же, обратившись и взглянув на учеников Своих, воспретил Петру, сказав: отойди от Меня, сатана, потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое.
(Мар.8:33)
Хотя многие так и понимают, что Петр был захвачен дьяволом и говорил то, что хотел дьявол. Но я возражаю нет и нет! Не мог апостол Иисуса Христа быть одержимым, тем более в присутствии Господа. Надо понимать, что Христос не обращался к дьяволу, который в Петре, а именно к Петру, как к человеку антагонисту, противившемуся воли самого Христа из-за любви и желания добра к самому Христу.
Следует сделать небольшое заключение.
Сатана в писании не является определенным персонализированным духом, или какой-то личностью духовной! Но, это целая плеяда злых духов в этом мире, о чем говорил Ап. Павел:
11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских,
12, потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
(Еф.6:11,12)
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 23
(Матф 4гл)
#
"Отойди от меня, сатана, ибо написано.. "
---------
Здесь, в этой главе, чётко разделяется Бог и сатана.
И Иисус обращается к нему как к личности.