«Немец нас бомбил, все, кто были сверху, погибли, а я живой остался».
Удивительная история шофера Потапа Могилея
Потап Иосифович Могилей начал свою службу еще в 1939 году и прошел Великую Отечественную с 41-го по 45-й. На фронте он служил шофером в танковом полку, обеспечивал боевые машины горючим и боеприпасами.
В сегодняшнем материале расскажем, что Потап Иосифович Могилей вспоминал о войне и как ему удалось перехитрить немецкого летчика.
История ветерана
Потап родился 8 декабря 1919 года в селе Жаботин под городом Черкассы.
В 1939 году Могилей был призван в Красную Армию и зачислен шофером в танковую часть. Ему требовалось доставлять горючее, боеприпасы и снаряжение со складов в расположение боевых подразделений.
Срочная служба в то время длилась два года, в июне 41-го Потапу оставалось всего три месяца до демобилизации. Но началась Великая Отечественная вйна, мирные планы пришлось отложить в сторону на долгих четыре года.
Самый трудный период войны Потап Иосифович встретил в рядах Юго-Западного фронта, оборонявшегося на территории Украинской ССР.
Потап Могилей участвовал в одном из самых крупных танковых сражений Великой Отечественной под Дубно, затем чудом смог избежать попадания в окружение под Киевом.
В 1941 году в воздухе господствовала немецкая авиация, вражеские летчики регулярно вели охоту за машинами снабжения в ближнем тылу.
Могилей не раз попадал под авиаудары. Так, в самом начале войны его атаковал вражеский самолет, совершавший несколько заходов за одиночным красноармейцем. Потап тогда смог перехитрить противника, притворившись убитым.
После расформирования Юго-Западного фронта Могилей был переведен на Брянский. Летом 1943 года он участвовал в сражении на Курской дуге в составе 34-го гвардейского танкового полка прорыва.
Это подразделение имело на вооружении британские тяжелые танки «Черчилль» с хорошим бронированием.
Бои были очень тяжелыми, враг стремился всеми силами задержать советское наступление, под Орлом Могилей получил контузию.
Вот что вспоминал Потап Иосифович:
«Немец нас бомбил, налетело около 100 самолетов. А мне куда от них спрятаться? Помню, в окоп бросился, сверху на меня навалились товарищи. От близкого разрыва я получил контузию. Все, кто были сверху, погибли, а я живой остался».
После Курской битвы полк был переформирован, получил на вооружение советские тяжелые танки КВ-85. В ноябре 1943 года он был введен в бой в составе 4-го Украинского фронта и участвовал в боях за Днепр в Херсонской и Николаевской области.
В этом сражении Потап особенно отличился. Так, в районе деревни Ново-Екатериновка он, не жалея сил и жизни, под огнем противника производил дозаправку горючим действующих танков. Могилей лично помогал экипажам, находившимся на исходных позициях, производить заправку своих машин горючим.
За храбрость и безупречное выполнение заданий командования Потап Иосифович Могилей был награжден медалью «За боевые заслуги».
Красноармеец прошел всю Великую Отечественную шофером, Победу встретил в Берлине.
В мирное время он продолжил службу в Германии, женился, в 1949-м вместе с семьей переехал в Подмосковье.
Ветеран на всю жизнь остался предан любимой профессии водителя, работал до 70 лет. Он был одним из старейших участников войны в Подмосковье.
Потап Иосифович скончался в мае 2024 года на 105-м году жизни.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
Комментарии 1