Исключением не являются и многие наши соотечественники, что уж и говорить про жителей всякого рода постсоветских лимитрофов а-ля «украинцы» и прочие прибалты.
Что ж, обильные слюни на жирный и аппетитный кусок сытого и благополучного существования «белых господ», пожалуй, и были когда-то объяснимы. Ну ещё бы! Самая успешная и крупнейшая экономика планеты, невероятно развитая инфраструктура, фантастические технологии, цветущие пышным цветом по разнообразным силиконовым долинам, наука и техника… Одним словом, у непомерного восхищения была вполне плодородная и тучная почва.
И они ехали. Те, кто алкал вкусить гостеприимства Дяди Сэма и сказочных богатств его волшебной страны. И что-то они определённо вкусили. Только вот вкус оказался на удивление прогорклым. Всё, что касается доступных богатств или, скажем, медицинских услуг, уже давно излито в Интернет тысячами и тысячами жалобных стенаний с налётом робкого разочарования и недовольства. Эдакий плач постсоветского иммигранта.
Но ведь есть ещё и отдельный жанр: разочарование в элементарном повседневном быте, сервисах и хвалёной «лучшей в мире» инфраструктуре. Правда, на сей счёт у преданных сынов нового заокеанского отечества есть великолепная отговорка, работающая в качестве защитной реакции. Оказывается, в Штатах так много архаизмов в быту и услугах, потому что это… хорошо себя зарекомендовало и отлично работает! А зачем менять-то, что «проверено временем»? Да-да, это именно цитата подзаголовка из одной статьи уважаемого издания Forbes, как раз посвящённой данной тематике. Да, это ведь замечательное оправдание, которым можно подкрасить изрядно потускневшие иллюзии, напитанные Голливудом, столкнувшиеся с реальностью.
Впрочем, нужно, разумеется, быть объективными и справедливыми. Необходимо отметить, что Соединённые Штаты Америки на пике своего экономического расцвета и могущества — во второй половине XIX-первой половине XX вв. — действительно были самым промышленно и технологически развитым государством.
Строительные достижения, рекорды и инновации — всё это имело место быть. Самая протяжённая в мире сеть железных дорог, развитое речное пароходство по Миссисипи, мощнейшие в истории паровозы Big Boy для магистрали Union Pacific, пульмановские вагоны, дамбы и великолепные мосты, построенные по последнему слову тогдашней техники («Золотые ворота» в Сан-Франциско и Бруклинский мост в Нью-Йорке), небоскрёбы! К примеру, нью-йоркский великолепный Вулворт-билдинг, сооружённый за три года в неоготическом стиле и имеющий высоту 241 метр (и 57 этажей), открыл свои двери в 1913 году. Только вдумайтесь! В это время по Европе ездили упряжки лошадей меж трех-пятиэтажными пряничными домиками.
Да, Америка действительно когда-то была великой. И это, конечно, достойно уважения. Вот только времена меняются, вслед за ними и технологии, а уж за ними и мировые игроки, которых на планете стало заметно больше. И вот на смену мостам и небоскрёбам из железных ферм и балок пришли сооружения из монолитного железобетона. Паровозы сменились скоростными электропоездами, а вместо почты стало принято использовать интернет-порталы типа наших «Госуслуг».
И вот незаметно и плавно многие былые промышленные и технологические достижения США стали архаичными. Только это не принято рассказывать голливудскими сказочниками.
Самый яркий пример — Нью-Йорк. Этот город является главной звездой американского (и мирового автоматически) кинематографа. Он ядро и герой царства грёз, что безостановочно транслируется телеэкранами. Его идеализируют, о нём мечтают, там жаждут жить миллионы и миллионы, как ни в каком другом городе мира. Об этом у нас даже песни слагали (помните попсовую и знаменитую в позапрошлом десятилетии «Она хотела бы жить на Манхэттене», невзирая на то, что «в их квартирке на Лесной уютно и тепло», а избранник лирической героини «в общем небедный парень»).
А что же такое реальный Нью-Йорк? Город, в котором контрасты реальности способны затмить любой кинематографический флёр. О грязном и полном крыс медленном метро, улицах, заваленных мусором, и плохих дорогах этого мегаполиса уже сказано достаточно много. Поэтому не будем повторяться.
Сегодня бы хотелось поведать о гораздо менее известной особенности «столицы мира». О системе её водоснабжения.
Да, её создание в XIX столетии (и первой половине XX в., когда оно было расширено и продолжено) было настоящим инженерным подвигом. В результате в городе, которому катастрофически не хватало пресной воды, была построена огромная и сложная система, в основе которой лежали кирпичные резервуары и водоводы в виде туннелей, дамбы и целый ряд акведуков.
Мы не будем иронизировать по поводу того, что водоводные акведуки — это технологии Древнего Рима. В годах, так скажем, 1920-х они замечательно выполняли свои функции. И повторимся: всё, что Штаты делали в те эпохи, было высшим достижением инженерного искусства и промышленных технологий. Глупо отрицать трудовые и технические свершения североамериканцев.
Но всё дело в том, что на дворе уже давно XXI век. Те решения, которые применялись столетия назад, уже плохо ассоциируются с мировым глобальным городом, лидером среди которых всё ещё считается Нью-Йорк.
Сложная система акведуков и огромных подземных водоводов просто не способна создавать давление для многоэтажных домов. А ведь Нью-Йорк — это город небоскрёбов! Поэтому там по сей день повсеместно используются водонапорные башни. Деревянные и некрашеные, они десятками тысяч (!) раскинулись по крышам нью-йоркских домов, создавая неповторимый пейзаж, который все мы хотя бы раз видели в знакомых и любимых кинокартинах.
К слову, бочки эти нужно регулярно менять, поэтому в крупнейшем (и главном) городе страны триллионных инвестиций в искусственный интеллект (это из последнего, если помните) до сих пор существует индустрия строительства деревянных цистерн, а система водоснабжения держится на античных технологиях. Но умные роботы, конечно, в приоритете.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1