Памятный стих: «И говорил: Авва Отче! всё возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты» (Мк.14:36).
Незабываемое
1. Какие события описаны в главах 14-16 Евангелия от Марка?
Главы 14-16 Евангелия от Марка известны как «повествование о страстях Христовых», Страстное Евангелие (от славянского слова «страсти» страдания). Они описывают страдания, смерть и воскресение Иисуса.
Последние шесть глав Евангелия от Марка охватывают всего около одной недели.
Большинство событий в Мк.14-16 происходят в четверг и пятницу этой Страстной недели.
2. Мк.14:1-11 – какие две истории переплетаются в этом отрывке? Как эти два сюжета дополняют друг друга? Чем они противоположны?
Этот отрывок - пятая рамочная конструкция у Марка. История о заговоре против Иисуса связана с историей о женщине, которая помазала голову Иисуса драгоценными благовониями. Два параллельных действующих лица совершают нечто противоположное.
Марк не раскрывает, кем была эта женщина. Ее щедрый дар Иисусу противоположен вероломству Иуды, предающего своего Господа. Ее имя не упоминается; Иуда назван одним из двенадцати учеников. Стоимость ее дара указана; цена, которую Иуда берет за предательство, пока всего лишь обещание денег.
3. Мк.14:3,5 – насколько щедрым был дар женщины? Почему она это сделала?
Гости на ужине потрясены ее щедростью – она изливает на Иисуса благовония стоимостью, равной почти годовому заработку.
«Послужив Ему таким образом, она выразила свою признательность за прощение ее грехов» (Уайт Э. Желание веков. с. 560).
«Пока в Иерусалиме составлялись такие планы, Иисус и Его друзья были приглашены на пир к Симону. За столом рядом со Спасителем с одной стороны был Симон, которого Он исцелил от мерзкой болезни, а с другой - Лазарь, которого Он воскресил из мертвых. Марфа служила возлежащим за столом, а Мария жадно ловила каждое слово из уст Иисуса. По Своей милости Иисус простил ее грехи, вызвал ее брата из могилы, и сердце Марии переполняла благодарность. Она слышала, как Иисус говорил, что приближается Его смерть, и глубокая любовь и скорбь побудили ее оказать Ему особую почесть. Пожертвовав огромными личными средствами, она купила алавастровый сосуд "мира из нарда чистого, драгоценного", чтобы умастить им тело Иисуса. Но теперь люди говорили, что Он вскоре будет поставлен царем. Ее скорбь сменилась радостью, и она горела желанием первой почтить Господа. Разбив сосуд, она вылила благовонное масло на голову и ноги Иисуса и, не в силах сдержать слез, склонилась, вытирая своими длинными распущенными волосами стопы Спасителя» (Уайт Э. Желание веков. с. 559).
4. Мк.14:4 - почему ученики считали тратой благовоние, вылитое на голову Иисусу? Какую параллель можно проследить, сравнивая этот текст с Ис.49:4?
Мк.14:4 - Некоторые же вознегодовали и говорили между собою: к чему сия трата мира?
Ис.49:4 - А Я сказал: напрасно Я трудился, ни на что и вотще истощал силу Свою. Но Мое право у Господа, и награда Моя у Бога Моего.
«Сказанные с негодованием слова: „К чему такая трата?“ напомнили Христу о том, что Ему надлежит принести величайшую из всех жертв самого Себя во искупление за грехи падшего мира. Господь намеревался явить человечеству такую щедрость, что никто не сможет сказать, будто Он мог сделать что-то большее. Отдавая Иисуса, Господь отдал нам все небо. С человеческой точки зрения подобная жертва была бессмысленным расточительством. Рассуждая по-человечески, план спасения - это пустая трата милостей и средств. Мы постоянно сталкиваемся с проявлением самоотречения и бескорыстной жертвы. Небесное воинство могло бы справедливо удивляться, глядя на человеческую семью, которая отказывается подняться выше и обогатиться безграничной любовью, проявленной во Христе. Они-то вправе были воскликнуть: „К чему такая великая трата?“» (Уайт Э. Желание веков. с. 565).
Из Комментариев ГК АСД на Ис.49:4
Эти слова указывают на то, что Христос порой тяжко переживал, видя, как мало ценится Его служение для человечества.
5. Мк.14:6 – какое значение имел поступок Марии для Христа?
«Благоухающее миро, которое Мария думала потратить на мертвое тело Спасителя, она возлила на Него живого. Во время погребения благоухание этого мира наполнило бы только гробницу, а теперь этот дар порадовал сердце Иисуса, потому что Он убедился в ее вере и любви. Иосиф из Аримафеи и Никодим не предложили даров любви живому Спасителю. С горькими слезами они принесли свои дорогие дары к Его холодному, бесчувственному телу. Женщины, которые принесли благовония к гробу, старались напрасно - ведь Он воскрес. Но Мария выказала свою любовь к Спасителю, когда Он мог оценить ее преданность, - она помазала Его для погребения. И когда настала ночь великого испытания. Он нес с Собой память об этом поступке как залог той любви, которую будут питать к Нему искупленные Им в вечности» (Уайт Э. Желание веков. с. 560).
«Христос открыл Марии, что означал ее дар. И этим Он дал ей больше, чем получил от нее. "Возливши миро сие на Тело Мое, - сказал Он, - она приготовила Меня к погребению". Как алавастровый сосуд с миром, разбившись, наполнил весь дом благоуханием, так и Христу предстояло умереть. Его тело должно было сокрушиться, но вслед за тем Он восстанет из гроба, и Его животворящая сила наполнит землю. "Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное" (Еф. 5:2)» (Уайт Э. Желание веков. с. 563).
6. Мк.14:9 - как Иисус увековечил память о поступке женщины?
Иисус говорит, что все, что она сделала, будет проповедано вместе с Евангелием по всему миру в память о ней. Все четыре Евангелия в той или иной форме рассказывают эту историю.
«Глядя в будущее. Спаситель с уверенностью говорил о Своем Евангелии, что оно будет проповедано всему миру. И до тех пор, пока будет распространяться благая весть, будет распространять благоухание и дар Марии, а на сердца людей будет снисходить благословение ее искреннего движения души. Царства будут возникать и распадаться, имена монархов и завоевателей исчезнут из памяти людской, но поступок этой женщины будет увековечен на страницах священной истории. И до тех пор пока не услышим весть - "времени больше не будет" (Откр. 10:6), этот разбитый алавастровый сосуд будет повествовать о необычайной любви Бога к падшему человечеству» (Уайт Э. Желание веков. с. 563).
Тайная вечеря
1. 1 Кор.11:24; Мк.14:22-25 - почему служению Вечери Господней придается важное значение в жизни церкви? Также Ин.13:8.
1 Кор.11:24 - и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.
Мк.14:22-25 - И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая. Истинно говорю вам: Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием.
Ин.13:8 - Петр говорит Ему: не умоешь ног моих вовек. Иисус отвечал ему: если не умою тебя, не имеешь части со Мною.
Ин.13:8, ИПБ - «Никогда не допущу, чтобы мыл Ты мне ноги!» — воспротивился Петр. «Если не омою тебя, тогда ничего не может быть у нас общего», — твердо сказал Иисус.
2. Что произошло во время Вечери согласно нижеприведенным текстам?
Дан.9:27 - И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле [святилища] будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя".
Дан.9:27, ИПБ - Во время последней седмицы Он утвердит завет для многих и в середине той седмицы положит конец приношениям и жертвам.
Иер.31:31-34 - Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет, не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь. Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом. И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: "познайте Господа", ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более.
Мф.26:28 - ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.
Лк.22:20, ИПБ - Также взял Он и чашу после того, как они поели, и сказал: «Эта чаша — новый завет, кровью Моей утвержденный:, прольется за вас Моя кровь.
Евр.8:10 - Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.
3. Мк.14:12,22-24 – какова особенность нового памятного служения, установленного Христом? Ср. с Исх.12:5-11.
Исх.12:5-7 - Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его
Исх.12:11 - Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня.
Мк.14:12 - В первый день опресноков, когда заколали пасхального [агнца], говорят Ему ученики Его: где хочешь есть пасху? мы пойдем и приготовим.
Мк.14:22-24 - И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая.
В Мк.14:12 отмечено, что был первый день Праздника опресноков. В этот день приносили в жертву пасхального агнца. Ужин, устроенный Иисусом, состоялся в четверг вечером.
На Тайной вечере Иисус установил новое памятное служение. Оно стало переходом от иудейского празднования иудейской Пасхи к обряду Вечери Господней. Это служение напрямую связано с исходом Израиля из Египта и становлением Божьего народа при завете на Синае. При заключении завета в Исх. 24:8 Моисей окропляет людей кровью жертв и говорит: «Вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих».
Для Вечери, которую здесь учреждает Иисус, не был заклан агнец, как на пасхальной трапезе. Это связано с тем, что Иисус и есть истинный Агнец Божий (ср. с Ин.1:29). Хлеб, который используется на Вечере, представляет Его тело. Новый завет (ср. с Иер.31:31-34) запечатлен кровью Иисуса, чаша становится символом этого. Он говорит: «Сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая» (Мк.14:24).
4. Что лично для вас особенного в богослужении Вечери?
Гефсимания
1. Мк.14:32-42 – почему Иисус молил Отца, чтобы чаша миновала Его?
Означают ли слова молитвы Иисуса, что Он не хотел того, чего хотел Отец?
Мк.14:35,36 - И, отойдя немного, пал на землю и молился, чтобы, если возможно, миновал Его час сей; и говорил: Авва Отче! все возможно Тебе; пронеси чашу сию мимо Меня; но не чего Я хочу, а чего Ты.
Мк.14:39 - И, опять отойдя, молился, сказав то же слово.
Когда Иисус входит в сад, Он оставляет Своих учеников недалеко от входа и идет дальше с Петром, Иаковом и Иоанном. Но затем Он оставляет и этих троих и идет дальше один. Это расстояние предполагает, что Иисус становится все более одиноким, когда оказывается лицом к лицу со Своими предстоящими страданиями.
Иисус молится о том, чтобы чаша страданий миновала, но только если на это есть воля Божья (Мк.14:36).
Использование слова «Авва», «Отец» указывает на тесную семейную связь.
Иисус молится об избавлении от чаши страданий. Но Он подчиняется воле Божьей (сравните с молитвой Господней, Мф.6:10). На протяжении всего повествования о страстях Господних очевидно, что Отец отвечает Иисусу «нет». Он не пронесет мимо чашу страданий, потому что через них миру будет предложено спасение.
2. Обсудите тот факт, что Бог ответил «нет» на молитву Иисуса в Гефсимании. Что означает, когда Бог говорит нам «нет»?
3. Ср. Мк.14:32-34,37,38 с Флп.4:14 – для чего Иисус взял с Собой некоторых из Своих учеников?
Мк.14:32-34 - Пришли в селение, называемое Гефсимания; и Он сказал ученикам Своим: посидите здесь, пока Я помолюсь. И взял с Собою Петра, Иакова и Иоанна; и начал ужасаться и тосковать. И сказал им: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте.
Мк.14:37-38 - Возвращается и находит их спящими, и говорит Петру: Симон! ты спишь? не мог ты бодрствовать один час? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна.
Флп.4:14 - Впрочем, вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби.
Иисус искал утешения у Своих учеников. Трижды они оказывались спящими. В конце Он будит их, чтобы они пошли с Ним навстречу испытанию. Он готов к нему, а они нет.
«В страданиях человеческое сердце жаждет сочувствия, жаждал его всем Своим существом и Христос. В момент сильнейшей душевной скорби Он пришел к Своим ученикам, томясь желанием услышать утешение от тех, кого Сам так часто утешал, благословлял и охранял в печалях и горестях. Тот, Кто всегда находил для них участливое слово, ныне Сам переносил жесточайшие мучения и желал увидеть их молящимися за Него и за себя. Каким зловещим казался грех! Каким ужасным было искушение - предоставить человеческому роду самому пожинать последствия греха, в то время как Он стоял бы невинным пред Богом. Если бы Он мог убедиться в понимании и поддержке учеников Своих, как укрепились бы Его силы! Поднявшись, Иисус из последних сил устремляется туда, где оставил Своих спутников. Но Он "находит их спящими". Если бы Он нашел их молящимися, это утешило бы Его. Если бы они искали убежища в Боге, чтобы силы сатаны не одолели их. Он утешился бы их твердой верой. Но они не обратили внимания на неоднократные предостережения: "Бодрствуйте и молитесь". Вначале ученики встревожились, увидев, что их Учитель, всегда такой спокойный, исполненный достоинства, теперь борется с непонятной для них скорбью. Слыша громкие стоны Страдальца, они молились, но хотя не намеревались оставлять своего Господа, впали в какое-то оцепенение, которое могли бы преодолеть, продолжая взывать к Богу. Но они не осознавали нужды в бодрствовании и молитве как защите от искушения» (Желание веков. с. 688).
Оставить все, убегая от Иисуса
1. Мк.14:43-52 - каким был отклик Иуды и других учеников на задержание их Господа?
Все ученики убегают. Только у Марка говорится о молодом человеке, последовавшем за Иисусом (Мк.14:51-52). Он убегает голым. Молодой человек, вместо того чтобы оставить все, чтобы «последовать» за Иисусом, оставляет все, чтобы «убежать» подальше от Иисуса.
2. Ин.12:4-6 – каков был мотив предательства Иуды?
Ин.12:4-6 - И говорит Иуда Искариот, один из учеников Его, которому предстояло предать Его: почему не продали это миро за триста динариев и не дали нищим? Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор и, имея денежный ящик, брал то, что туда опускали.
«Считая себя дальновидным. Иуда подумал, что Иисус никогда не обретет славы в этом мире и не поможет Своим последователям занять высокое положение. И он решил не сближаться со Христом, чтобы иметь возможность для отступления» (Желание веков. с. 719).
Мотивом Иуды была жадность. «По натуре Иуда был очень сребролюбивым человеком, но все же не настолько низким, чтобы сделать подобное. Однако он поощрял в себе злой дух жадности до тех пор, пока она не стала основным мотивом его жизни. Любовь к деньгам победила в нем любовь ко Христу. Сделавшись рабом одного порока, он отдался сатане и стал способен на любой грех» (Желание веков. с. 716).
«Иуда не сознавал своих слабостей, и Христос поставил его в такое положение, которое могло бы помочь Иуде увидеть их и избавиться от них. Будучи казначеем, он был призван заботиться о нуждах учеников, а также помогать бедным. Когда в пасхальной горнице Иисус сказал ему: "Что делаешь, делай скорее" (Ин. 13:27), ученики подумали, что Иисус распорядился о покупке всего необходимого для праздника или милостыни бедным. Служа другим, Иуда имел возможность развить в себе бескорыстие. Но, ежедневно слушая Христа, будучи свидетелем Его праведной жизни. Иуда продолжал потворствовать своей алчности. Небольшие суммы денег, попадавшие в его руки, были для него постоянным искушением. Часто, оказывая Христу услугу или посвящая время благотворительным делам, он сам оплачивал себе этот труд из тех скудных средств, которые были ему доверены, причем находил достаточно предлогов для самооправдания. Но в глазах Божьих он был вор» (Желание веков. с. 718).
«Иуда думал: если Иисусу суждено быть распятым, то это неизбежно свершится и его предательство ничего, в сущности, не изменит. Если же Иисус не должен умереть, то Он освободит Себя. В любом случае Иуда выиграет. Он думал, что совершил выгодную сделку, предав своего Господа» (Там же. с. 720).
Иуда стремился скрыть свое предательство от Иисуса и других учеников под маской дружбы.
3. Какой урок мы можем извлечь для себя из истории предательства Иуды?
«Если мы не ведем борьбу со своими пороками и не побеждаем их, сатана одолеет нас своими искушениями, и душа наша окажется в его полной власти» (Желание веков. с. 720).
4. Подумайте о том, что рабство у всего лишь одного порока побудило Иуду сделать то, что он сделал. Что это говорит нам о том, как важно ненавидеть грех и побеждать Его с помощью Божьей благодати?
5. Ср. Мк.14:27,29-31 с Мк.14:66-72 – что привело Петра к отречению от Христа? Что могло уберечь его от этого?
«Многие готовы к решительной борьбе во имя Господа, но отрекаются от своей веры, убоявшись насмешек. Общаясь с теми, кого им следует избегать, они становятся на путь искушения. Они дают возможность врагу себя искушать, и потому говорят и делают то, что при других обстоятельствах никогда бы не сделали. Ученик Христа, который в наши дни скрывает свою веру, боясь страданий или осуждения, отрекается от Господа так же, как это сделал Петр во время суда» (Желание веков. с. 712).
«Когда Петр говорил, что пойдет за своим Господом ив темницу, и на смерть, он был уверен в этом, уверен в каждом своем слове, но он не знал самого себя. В его сердце были скрыты частицы зла, которые могли выявиться только при определенных обстоятельствах. Если бы он не осознал недостатков, эти пороки привели бы его к вечной гибели. Спаситель видел его самодовольство и самоуверенность, которые пересиливали в нем даже любовь ко Христу. Жизнь обнаружила его нерешительность, непобежденные грехи, беззаботность, необлагороженный нрав и неспособность противостоять искушениям. Торжественное предостережение Христа - это призыв к познанию наших сердец. Петру следовало перестать доверять себе, но глубже верить во Христа. Если бы он смиренно принял Его предостережение, он умолял бы Пастыря стада сохранить Своих овец. Когда на Галилейском море Петр начал тонуть, он воскликнул: "Господи, спаси меня" (Мф. 14:30). Тогда Христос протянул руку и поддержал его. И если бы теперь он обратился с просьбой к Иисусу: "Спаси меня от самого себя", - то был бы сохранен. Но Петр почувствовал, что ему не доверяют, и это показалось ему жестоким. Он обиделся и стал еще самоувереннее» (Желание веков. с. 673,674).
6. Сравните и противопоставьте Иуду и Петра. В чем они похожи и в чем разница в их действиях в повествовании о страстях Христовых?
7. Лк.22:60,61 – какова была реакция Иисуса на отречение Петра? Что это говорит нам о Господе? Какое влияние это оказало на Петра?
Лк.22:60,61 – Но Петр сказал: человек, я не знаю, что ты говоришь. И тотчас, пока он еще говорил, пропел петух. И обернувшись, Господь взглянул на Петра. И вспомнил Петр слово Господне, как Он сказал ему: сегодня, прежде чем пропоет петух, ты отречешься от Меня трижды.
«В то время как позорные клятвы были еще на устах Петра и резкий крик петуха еще звенел в его ушах, Спаситель отвернулся от озлобленных судей и пристально посмотрел на Своего бедного ученика. В это самое мгновение Петр поднял глаза на своего Учителя. На кротком лице он прочитал глубокое сожаление и печаль, но гнева на нем не было. Когда Петр увидел это бледное, измученное страданиями лицо, эти трепещущие уста, этот все понимающий и всепрощающий взгляд, словно стрела пронзила его сердце. Его совесть пробудилась, прошлое всплыло в памяти. Петр вспомнил, как всего лишь несколько часов назад он клялся, что пойдет за Господом в темницу и на смерть. Он вспомнил свою печаль, когда Спаситель в верхней горнице говорил о том, что Петр отречется от Него трижды в эту ночь. Только что Петр заявил во всеуслышание, что не знает Иисуса, теперь он с горечью понял, насколько хорошо Господь знает его, насколько проницательно видит Он все движения сердца, неверность которого, как оказалось, была неизвестна даже самому Петру» (Желание веков. с. 712, 713).
8. Хотя Петр сильно огорчил Иисуса своими отречениями, Иисус не отверг его. Какую надежду вы можете извлечь для себя из этой истории?
9. Как вы готовитесь к тому, чтобы в момент испытаний не отречься от Христа?
Кто Ты?
1. Мк.14:61,62 – с какой целью первосвященник задал Иисусу этот вопрос?
Мк.14:61-64 - Но Он молчал и не отвечал ничего. Опять первосвященник спросил Его и сказал Ему: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник, разодрав одежды свои, сказал: на что еще нам свидетелей? Вы слышали богохульство; как вам кажется? Они же все признали Его повинным смерти.
Снова и снова руководители пытаются обосновать свои обвинения против Иисуса. Автор Евангелия отмечает, что свидетельство было ложным и свидетели не могли прийти к согласию.
Иисус ссылается на Дан.7:13-14, где сказано о Сыне Человеческом, сидящем одесную Бога и грядущем с облаками небесными.
Дан.7:13,14 - Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится.
«Тот, Кто мог умертвить Своих врагов, терпел их жестокость. Его любовь к Отцу и Его обещание, данное от творения мира, понести на Себе грех помогли Ему безропотно сносить грубое обращение тех, кого Он пришел спасти. В человеческой плоти Он должен был вынести все насмешки и оскорбления, которыми люди осыпали Его. Единственная надежда человечества – в покорности Христа всему, на что способны руки и сердца людей» (Желание веков. с. 703).
2. Мк.14:21,49 – что означают эти слова?
Мк.14:21 – Впрочем Сын Человеческий идет, как писано о Нем…
Мк.14:49 – … Но да сбудутся Писания.
Иисус ясно понимает, что Его ждет. Он осознает, почему он идет по избранному Им пути и куда он Его приведет. Иисус осознает, что все, что происходит с Ним или случается против Него, является частью Божественного замысла. Он понимает, что происходящее должно произойти, чтобы «сбылись Писания» (Мк.14:49). По этой причине, когда Петр пытался убедить Его отказаться от воли Божьей, уготованной для Него в спасительном замысле, Иисус ясно видел, что через него говорил сатана, как он когда-то говорил с Евой через змея. Иисус пришел в этот мир, чтобы отдать Свою жизнь как искупление за человечество. Так, Библия предсказывала, что «предан будет смерти Христос, и не будет» (Дан. 9:26), или, буквально, «рядом с Ним не будет никого». Это трагическая судьба Иисуса, которая стала реальностью.
3. Мк.14:60-72 – сравните поведение Иисуса и Петра. Какие уроки вы извлекли из этой истории?
В то время как Иисус внутри судилища подвергается допросу и дает верное свидетельство, Петр снаружи дает ложное свидетельство. Это шестое рамочное повествование в Евангелии от Марка. Два параллельных действующих лица, Иисус и Петр, совершают противоположные действия. Иисус дает верное свидетельство, Петр ложное. Трижды Петр отрицает свою связь с Иисусом.
4. Какие слова надежды вы бы дали тому, кто, хотя и хочет следовать за Иисусом, иногда терпит в этом поражение? Есть ли среди нас кто-то, кто не оказывался на месте Петра?
Уроки, выводы: Три отношения к Спасителю
1. В Мк.14:1-11 Марк приводит две сцены с тремя главными персонажами или группами персонажей: 1) священники и книжники, 2) неизвестная женщина и 3) ученики и Иуда Искариот. Каким было их отношение к Спасителю?
а) Первая группа готова вложить значительную сумму денег, чтобы предать Иисуса смерти, как сказано в Мк.14:1,11. Их отчаянное желание предать Его смерти любой ценой было настолько велико, что для достижения своих целей они прибегли к тому, что пообещали заплатить одному человеку из Его ближайшего окружения.
б) Второе действующее лицо — это неизвестная женщина, которая была готова потратить на Иисуса непомерную сумму из своих собственных сбережений. Она купила очень дорогое благовоние, чтобы помазать голову и ноги Иисуса. Ученики оценили благовоние как стоящее больших денег, более трехсот динариев (Мк.14:5). Динарий был основной римской валютой, он был равен дневной заработной плате наемного работника (Мф.20:1-16). Женщина потратила сумму, равную заработной плате почти за год работы. Возможно, она копила эти деньги на протяжении долгих лет тяжелого труда. В любом случае это были большие деньги. Женщина желала выразить свою благодарность Иисусу, лично заплатив высокую цену и проявив самопожертвование. Иисус, в свою очередь, щедро вознаградил ее за дар, принеся который она показала, насколько Он был дорог для нее. Господь в ответ высоко оценил ее поступок, сказав: «Где ни будет проповедано Евангелие сие, в целом мире, сказано будет, в память ее, и о том, что она сделала» (Мк.14:9).
в) Действующими лицами третьей группы являются ученики и Иуда. В отличие от женщины они считали, что благовоние стоит слишком дорого, чтобы потратить его на Иисуса. Они настаивают, что «можно было бы продать его более нежели за триста динариев и раздать нищим» (Мк.14:5). Хотя деньги изначально не принадлежали им, они, тем не менее, обвиняли и осуждали женщину за то, что она так щедро одарила Иисуса.
2. Каков ваш отклик на любовь Спасителя и Его жертву, принесенную за вас?
3. Что мы можем сделать сегодня, чтобы почтить Христа за Его великий дар спасения, предложенный человечеству?
Светлана, svettor@yandex.ru * Объем материала не предполагает его полное использование на уроке. Он дается для личного углубленного исследования изучаемой темы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1