Памятный стих: «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мк.11:25).
Вступление
1. Ср. Мк.3:2,6,22 и Мк.11:18,27,28 – что общего между началом и окончанием земного служения Христа?
В Мк.2 и 3 записаны пять споров между Иисусом и религиозными руководителями. На этой неделе мы рассмотрим шесть споров с представителями священноначалия, когда Иисус приходит в Иерусалим. Эти две группы споров обрамляют Его земное служение, его начало и конец. Каждая группа споров посвящена важным вопросам христианской жизни. Наставления Иисуса помогают верующим понять как основные вопросы веры, так и практические вопросы повседневной жизни.
Триумфальный вход
1. До Мк.9 служение Иисуса проходит в Его родной области Галилее. Начиная с Мк.10, повествование смещается на служение Иисуса в Иудее, в частности, в Иерусалиме.
В Мк.11 служение Иисуса будет происходить в Иерусалиме на Пасху (март-апрель).
2. Ср. Мк.11:1–11 с Зах.9:9 – какое библейское пророчество исполнилось в момент входа Иисуса в Иерусалим?
Зах.9:9 - Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной.
«Так за пятьсот лет до рождения Христа пророк Захария предсказывал пришествие Царя к Израилю. Пришло время исполниться этому пророчеству. Тот, Кто так долго отказывался от царских почестей, на этот раз вступает в Иерусалим как обещанный наследник престола Давида» (Уайт Э. Желание веков. С. 569).
3. Мк.11:9-10 - как вы считаете, почему народ с ликованием приветствует Иисуса?
Мк.11:9-10 – И предшествовавшие и сопровождавшие восклицали: осанна! благословен Грядущий во имя Господне! Благословенно грядущее во имя Господа царство отца нашего Давида! осанна в вышних!
Иерусалим находится в холмистой местности, Храмовая гора высотой около 740 метров, а гора Сион – около 765 метров. Во времена Иисуса население города составляло, вероятно, 40-50 тысяч человек, но на Пасху количество людей увеличивалось. Город занимал площадь 0,9 км2, Храмовая же гора занимала около 150 м2 из этой площади. Прекрасный храмовый комплекс возвышался над городом.
Иисус въехал в город с востока, спустившись с Елеонской горы. Весь город был взбудоражен Его появлением, все осознавали значение Его символического поступка. Толпа, сопровождавшая Иисуса, кричала «осанна», что изначально означало «спаси сейчас», а теперь воспринимается как хвала Богу.
«Въезжая в Иерусалим, Христос следовал обычаю иудейских царей. Подобно царю Израиля, Он въехал в столицу на молодом осле. Пророки предсказывали, что Мессия именно так вступит в Свое царство. И как только Он сел на осленка, громкий, торжествующий крик потряс воздух. Люди приветствовали Иисуса как Мессию, как своего Царя» (Уайт Э. Желание веков. С. 570).
4. В течение всей Своей земной жизни Иисус никогда не допускал торжеств в Свою честь. Почему теперь Он принимал то поклонение, которого никогда раньше не допускал?
«Он хотел обратить внимание людей на ту жертву, которая должна была увенчать Его служение падшему миру. В то время как народ собирался в Иерусалим, чтобы отпраздновать Пасху, Он, истинный Агнец, добровольно приносил Себя в жертву. В грядущие времена Его церкви надлежало сделать все, чтобы Его смерть за грехи мира стала предметом глубокого размышления и исследования. Все факты, связанные с ней, должны быть достоверны, чтобы не оставалось места для сомнений. Вот почему нужно было, чтобы взоры всего народа обратились на Него. События, предшествующие Его великой жертве, должны были привлечь внимание к самой Жертве … Триумфальный въезд должен был стать предметом всеобщих толков и запечатлеть Иисуса в сознании каждого. После Его распятия многие вспомнят об этом событии, обратятся к пророчеству и убедятся, что Иисус был Мессией, и во всех странах возрастет число обращенных к вере» (Уайт Э. Желание веков. С. 571).
5. Въезд Иисуса на осле в Иерусалим передает идею смирения. Почему это такая важная черта характера для христиан? Есть ли у нас что-то, чем мы могли бы гордиться в свете Креста?
Флп.2:8 – смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
6. Мф.26:56 – почему, хотя за Иисусом и следуют толпы людей, в конечном счете в Своем пути Он один?
Мф.26:56 - Сие же все было, да сбудутся писания пророков. Тогда все ученики, оставив Его, бежали.
Лк.24:21 - А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля
Начиная с Мк.8, Иисус открыто возвещает о Своих приближающихся страданиях на кресте. Его путь в Иерусалим – это дорога страданий и смерти. Но Он полон решимости отправиться туда, потому что Его миссия – умереть на кресте, чтобы спасти человечество.
На Своем пути к Иерусалиму Иисус поясняет Своим ученикам миссию, которую Он исполнит там.
Ученики не понимают слов Иисуса о Его миссии как о прямом исполнении пророчества. Они думают, что Иисус собирается установить земное царство при их жизни. По этой причине ученики обсуждают возможные привилегии или должности, которые они могут получить в Царстве. Лука описывает чувство опустошения учеников после того, как смерть Иисуса разрушила их честолюбивые надежды. «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лк.24:21). Таким образом, хотя за Иисусом и следуют толпы людей, в конечном счете в Своем пути Он один. Только Он понимает полное значение каждого Своего действия. Как описывал это Исаия за сотни лет до этого: «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною» (Ис.63:3).
Проклятие смоковницы и очищение храма
1. Мк.11:11-14 – почему Иисус проклял смоковницу?
Мк.11:11-14 - И вошел Иисус в Иерусалим и в храм; и, осмотрев все, как время уже было позднее, вышел в Вифанию с двенадцатью. На другой день, когда они вышли из Вифании, Он взалкал; и, увидев издалека смоковницу, покрытую листьями, пошел, не найдет ли чего на ней; но, придя к ней, ничего не нашел, кроме листьев, ибо еще не время было [собирания] смокв. И сказал ей Иисус: отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек! И слышали то ученики Его.
Иисус не нашел плодов и сказал дереву: «Отныне да не вкушает никто от тебя плода вовек!» (Мк.11:14). Это был очень странный и нетипичный поступок для Иисуса. «Проклятие смоковницы - это своеобразная притча. Бесплодное дерево, красующееся своей роскошной листвой на виду у Христа, было символом иудейского народа… Иудейская религия с ее величественным храмом, впечатляющими обрядами, священными жертвенниками, священниками в митрах внешне была очень привлекательной. Но ей недоставало смиренной любви к человеку… Иудеи обрекли себя на гибель, отказавшись служить другим. Сокровища истины, которые Бог вверил им, они не передали миру. В этом бесплодном дереве они могли увидеть и свой грех, и наказание за него. Смоковница, пораженная проклятием Спасителя, увядшая и засохшая до самых корней, изображала состояние иудеев, когда у них отнимется благодать Божья. Отказавшись делиться благословениями, иудеи не могли больше получать их сами» (Уайт Э. Желание веков. С. 583).
2. Мк.11:12-26 - какой урок Иисус преподал на примере засохшей смоковницы?
«Это предупреждение действенно во все времена. То, что Христос проклял дерево, которое Он сотворил Своей Собственной силой, является предупреждением всем церквам и всем христианам. Никто не может считать, что живет по Закону Божьему, если он не служит другим. Но многие совсем не так милосердны и бескорыстны, как Христос. Некоторые, считающие себя подлинными христианами, вообще не понимают, в чем состоит служение Богу. Их планы и заботы направлены на то, чтобы угождать самим себе. Они живут только для себя. Время для них представляет ценность только тогда, когда они приобретают что-нибудь для себя. В этом цель всей их жизни. Они служат не другим, а самим себе. Бог даровал им жизнь в этом мире, где должно совершаться бескорыстное служение. Он заповедал всеми возможными способами помогать своим ближним. Но часто собственное "я" заслоняет людям целый мир. Беды человечества не тревожат их. Те, кто живет так, похожи на многообещающую, но бесплодную смоковницу. Они только внешне соблюдают обряды, без покаяния и без веры. На словах они чтят Закон Божий, но на деле не повинуются ему. Они говорят, но не делают. И в словах, произнесенных у смоковницы, Христос показывает, насколько ненавистно Ему это пустое притворство. Христос говорит, что даже явный грешник менее виновен, чем тот, кто заявляет, что служит Богу, но не приносит плода для Его славы» (Желание веков. с. 584).
«С высоты Елеонской горы Христос видел весь мир и грядущие поколения, и Его слова применимы ко всякой душе, которая отвергает увещания Божественной милости. Пренебрегающий Его любовью! Он обращается к тебе и сегодня: "О если бы и ты... узнал, что служит к миру твоему!" Христос горько плачет о тебе, не роняющем ни слезинки о собственной участи. Роковое ожесточение сердца, погубившее фарисеев, теперь проявляется в тебе. Каждое свидетельство благодати Божьей, каждый луч Божественного света или смягчает и покоряет душу, или утверждает ее в безнадежной нераскаянности» (Желание веков. с. 588).
3. Мк.11:17 - каково, по словам Христа, одно из главных назначений храма?
Мк.11:17 - И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников.
4. Мк.11:15,16 - почему Иисус так откликается на то, что Он увидел во дворе храма?
Мк.11:15,16 - Пришли в Иерусалим. Иисус, войдя в храм, начал выгонять продающих и покупающих в храме; и столы меновщиков и скамьи продающих голубей опрокинул; и не позволял, чтобы кто пронес через храм какую-либо вещь.
Храм – это центр религиозной жизни израильского народа. Иисус выгоняет продавцов из двора, чтобы восстановить обстановку для благоговейного поклонения. Его действия – это прямое оскорбление тем, кто отвечает за храмовую систему. Иисус соединяет два ветхозаветных отрывка для порицания нечестивой торговли. Он настаивает на том, что храм должен быть домом молитвы для всех народов (Ис.56:7), включая язычников, а руководители превратили храм в вертеп разбойников (Иер.7:11).
«Дельцы назначали баснословные цены за продаваемых животных и делили прибыль со священниками и старейшинами, которые таким образом обогащались за счет народа» (Желание веков. с. 155).
«Священники и старейшины почти не сознавали торжественности и важности служения, которое они должны были совершать. Во время Пасхи и Праздника Кущей в жертву приносились тысячи животных, кровь которых выливалась на жертвенник. Иудеям была знакома церемония жертвоприношения, но они почти упустили из виду, что именно грех сделал ее необходимой, и не видели в крови животных прообраз крови Божьего возлюбленного Сына, Который сам должен был стать жертвой. И они забыли о том, что жертвоприношения Должны направлять мысли людей к распятому Искупителю. Иисус смотрел на невинные жертвы и видел, что иудеи превратили эти торжественные акты в сцену кровопролития и жестокости. Вместо того чтобы смиренно каяться в грехах, они умножали число жертвенных животных, как будто бессердечным служением можно было почтить Бога. Эгоизм и алчность ожесточили сердца священников и старейшин. Они превратили в средство наживы даже символы, указывающие на Агнца Божьего, чем в значительной мере была принижена в глазах народа святость жертвенного служения. Иисус был возмущен. Он знал, что когда Его кровь прольется за грехи людей, она будет столь же мало оценена священниками и старейшинами, как и кровь животных, которую они непрерывно проливали» (Желание веков. с. 590).
«Это служение было учреждено Самим Христом. Каждое священнодействие символически указывало на Него и было полно жизни и духовной красоты. Но духовное значение обрядов оказалось утрачено евреями, осталась лишь мертвая форма. Они полагались только на жертвы и обрядовые установления, позабыв об уповании на Того, на Кого указывали все эти служения. И для того чтобы восполнить утраченное, священники и раввины вводили все новые и новые законы и установления, и чем суровее они были, тем меньше проявлялась в них Божья любовь. Раввины измеряли свою святость количеством обрядов, а их сердца были наполнены гордостью и лицемерием» (Желание веков. с. 29).
5. Мк.11:15-18 – в чем была проблема священников, служителей храма?
«Священники и правители призваны стать представителями Божьими в народе; в их обязанности входило пресекать непочтительное поведение во дворе храма и быть для других примером благонравия и милосердия. Не стремиться к наживе они должны были, а заботиться о потребностях верующих, пришедших поклониться Богу, и помогать тем, кто не в состоянии купить требуемые жертвы. Но они этого не делали. Алчность ожесточила их сердца» (Желание веков. с. 156).
Вместо того чтобы принять весть Иисуса, они думают о том, как Его убить.
«Сами священники, служившие в храме, утратили понимание сути своего служения. Они уже не видели в символах того, что ими обозначалось. Совершая служение, они действовали, как актеры в спектакле. Обрядовые установления, предписанные Богом, превратились в средство для ослепления ума и ожесточения сердца. Такое служение Богу стало бесполезным, и Бог ничего не мог сделать для человека. Всю эту систему надлежало отменить» (Желание веков. с. 36).
6. Какие практические вопросы мы можем извлечь из очищения Иисусом храма?
«Дворы Иерусалимского храма, превращенные в обыкновенный базар, точно отображали состояние храма сердца, оскверненного чувственными удовольствиями и греховными помыслами. Очистив храм от торгующих и покупающих, Иисус заявил, что Его цель – очистить сердца от осквернения грехом, явленным в низменных желаниях, эгоистичных похотях, вредных привычках, растлевающих душу» (Желание веков. с. 161).
7. От чего Иисусу нужно очистить вашу жизнь? Как это происходит?
«Кто Тебе дал власть делать это?»
1. Мк.11:27-33 – какой вызов бросили представители священноначалия Иисусу?
На следующий день после очищения храма религиозные руководители во дворах храма призывают Иисуса к ответу: по какому праву Он действовал накануне? Они не ищут истины, а стремятся заманить Его в ловушку.
2. Как вы думаете, почему Христос не ответил прямо на вопрос об источнике Его власти?
На самом деле Иисус уже отвечал на этот вопрос, однако с тех пор духовенство так и не изменило своего отношения к Иисусу. Более того, Он понимал, что их вопрос продиктован лишь желанием поспорить с Ним, а не раскаяться в своей гордыне и жестокосердии.
«Иоанн свидетельствовал о Христе: "Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Ин. 1:29). А если священники верят свидетельству Иоанна, то как же тогда можно отрицать, что Христос - обетованный Мессия?» (Желание веков. с. 594).
3. Мк.12:1-12 - в чем был смысл притчи о винограднике и виноградарях? Что на этот раз вызвало гнев религиозных руководителей?
Мк.12:12 - И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.
История, рассказанная Иисусом, имеет большое сходство с притчей о винограднике, записанной в Ис.5:1-7, в которой Бог выдвигает обвинение против неверного Израиля. Все узнали эту параллель, особенно религиозные руководители.
Люди, которым доверили виноградник, отказываются отдавать владельцу какие-либо плоды с него. Вместо этого они плохо обращаются с его слугами и убивают их. Наконец хозяин отправляет своего любимого сына, к которому, как он ожидает, они отнесутся с почтением. Но они поступают не так. Они рассуждают так, что если убьют сына, то виноградник станет их. В итоге им выносится справедливый приговор.
В притче о винограднике Иисус разоблачает коварные планы духовенства погубить Его следующими словами: «схватив его, убили и выбросили вон из виноградника» (Мк.12:8).
4. Какое предупреждение звучит в Мк.12:9?
Иисус предупреждает священноначальников о том, куда ведет их путь. Рассматриваемая в таком ключе, Его притча становится предупреждением, данным с любовью. Им еще не поздно измениться и избежать суда. Некоторые покаются, изменятся и примут Иисуса. Другие нет.
«В рамках притчи неизбежным последствием отвержения сына становится суд. Это указывает на решающее значение, которое имеет отвержение Иоанна и Иисуса, что так заметно проявляется в Мк.11:27-12:12, поскольку речь идет об отвержении Бога. Не заявляя о Своем сверхъестественном сыновстве, Иисус ясно подразумевает, что синедрион отверг последнего посланника Божьего и что за этим последует катастрофа. Священное доверие, данное избранному народу, будет передано новому Израилю Божьему» (Lane, The Gospel According to Mark: The New International Commentary on the New Testament, vol. 2, p. 419).
«В притче хозяин виноградника символизировал Бога, виноградник - иудейский народ, а ограда - Божественный закон, который являлся защитой для них. Башня - это символ храма. Хозяин виноградника сделал все необходимое для его процветания. "Что еще надлежало бы сделать для виноградника моего, - говорит он, - чего я не сделал ему?" (Ис. 5:4). Так была изображена неустанная забота Господа об Израиле. И как виноградари должны были возвращать хозяину надлежащую долю плодов, так и Божий народ должен бьы чтить Его своей жизнью, используя полученные ими духовные преимущества. Но как виноградари убили слуг, которых хозяин посылал к ним за плодами, так и иудеи убивали пророков, которых Господь посылал к ним с призывом покаяться. Они убивали одного вестника за другим. До этого момента смысл притчи был понятен, и то, что следовало дальше, было не менее очевидно. В любимом сыне, которого хозяин виноградника в конце концов послал к своим непокорным рабам и которого они схватили и убили, священники и старейшины ясно увидели Иисуса и Его неизбежную участь. Они уже строили планы, как убить Того, Кого Отец послал к ним с последним призывом. В воздаянии, которое навлекли на себя бесчестные виноградари, была показана участь тех, кто предаст Христа» (Желание веков. с. 596).
«Спрашивая: "Когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?" - Христос предвидел, что фарисеи ответят именно так, как они и ответили. Он предполагал, что они осудят сами себя. Если Его предостережения не пробудят в них потребность в покаянии, то этим они определят свою участь» (Желание веков. с. 597).
Земные обязанности и небесные последствия
1. Мк.12:13-15 – какую ловушку подготовили для Иисуса фарисеи, задавая этот вопрос?
Мк.12:13-15 – И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня?..
Религиозные руководители задавали Иисусу вопросы, движимые злым умыслом (Мк.12:13). Они старались уличить Иисуса в чем-то, что можно было бы использовать, чтобы осудить Его либо перед римским правителем, либо перед народом. В этом споре речь шла об уплате податей. Отказ платить подати мог быть расценен как мятеж против римского правительства, а это было уже преступление.
2. Мк.12:15-17 – какой принцип отношения к земным властям и законам провозгласил Иисус? Как этот принцип применим сегодня? Где лежит водораздел между церковью и государством?
Мк.12:13-17 – Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.
«Отдать кесарю кесарево, а Богу Божье». Это наставление учит верующих ответственности перед правительством. «Христос заявил: если они живут под защитой римской власти, то должны оказывать этой власти поддержку до тех пор, пока это не вступает в противоречие с их долгом по отношению к Богу. Но, несмотря на то, что они должны смиренно подчиняться государственным законам, в первую очередь всегда нужно быть верными Небесному Отцу» (Уайт Э. Желание веков. с. 602).
«Христос … установил для всех людей великий принцип, который ясно определяет границы долга человека в отношении к земным властям» (Желание веков. с. 603).
3. Мк.12:18-27 - какую «головоломку» предложили Иисусу на этот раз саддукеи? Мк.12:19 - на какой закон они сослались? Ср. с Втор.25:5.
Мк.12:19 - Учитель! Моисей написал нам: если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему.
Втор.25:5 - Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею
Согласно закону Моисея о левиратном браке, для сохранения собственности в семье, когда умерший муж не оставлял наследника, на вдове должен был жениться его брат, а первенец, рожденный от этого брака, по закону считался ребенком умершего (Втор.25:6).
Саддукеи не верили в воскресение из мертвых. Высмеивая учение о воскресении, саддукеи указывают на юридический казус: чьей женой будет женщина, которая была женой семи мужчин, при воскресении мертвых?
4. Мк.12:24-27 – в чем основная идея ответа Иисуса?
Мк.12:24-27 – Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией? Ибо, когда из мертвых воскреснут, [тогда] не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как Бог при купине сказал ему: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? [Бог] не есть Бог мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.
Бог указывает, что Он Бог Авраама, Исаака и Иакова. Иисус подразумевает, что это означает, что они будут воскрешены; они не могут оставаться мертвыми, если Бог есть Бог Авраама, Исаака и Иакова, которые давно уже умерли.
«Саддукеи льстили себя мыслью, что они строже других придерживаются Писаний. Но Иисус сказал, что они не познали их истинного смысла, ведь такое познание возможно только через просвещение сердца Святым Духом. Иисус утверждал, что невежество в Писании и незнание силы Божьей является причиной их искаженной! веры и помраченного ума. Они пытались втиснуть тайны Божьи в ограниченные рамки своих представлений. Христос призывал саддукеев открыть свой разум для принятия священных истин, который расширили бы и углубили их понимание. Тысячи людей остаются неверующими оттого, что их ограниченный ум не способен постичь Божьи тайны. Объяснить чудесное проявление Божественной силы в провидении Христа они не могут и поэтому отвергают все доказательства этой силы, считая их естественными явлениями, которые они понимают еще меньше. Единственным ключом к постижению окружающих нас тайн является признание вездесущего и всемогущего Бога. Людям необходимо признать Бога Творцом Вселенной, Который повелевает и управляет всем. Саддукеи нуждались в более глубоком понимании Его могущества и тайны Божественной силы.
Христос заявил слушавшим Его: не будь воскресения мертвых, тогда и Писание, в которое они верят, не имеет смысла Он сказал: "Не слыхали ли вы реченного вам Богом - "Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова" Бог не есть Бог мертвых, но живых". Бог делает несуществующее существующим. Он видит все концы, и начала, и плоды Своего еще не завершенного труда. Мертвые праведники - от времен Адама до последнего дня - услышат голос Сына Божьего и выйдут из могилы для вечной жизни Бог будет Богом их, а они - Его народом Между Богом и воскресшими праведниками установятся близкие и доверительные взаимоотношения. Для Бога это состояние, которое является Его целью, уже как бы существует. Для Него мертвые живы» (Желание веков. с. 606).
5. Почему библейское учение о состоянии мертвых и воскресении так важно для нашей веры?
6. Если бы вас спросили: «Испытывали ли вы в своей жизни силу Божью?», что бы вы ответили и почему?
Величайшая заповедь
1. Мк.12:28-33 – в чем состоит суть Божьих Заповедей?
Книжник затрагивает самую суть религии своим вопросом о том, какая заповедь является важнейшей. Иисус цитирует Шма, исповедание веры в иудаизме из Втор.6:4,5. Величайшая заповедь, по словам Иисуса, состоит в том, чтобы возлюбить Бога всем своим сердцем, душой, разумением и силой, то есть всем, что составляет личность. Иисус называет вторую по важности заповедь, снова цитируя Ветхий Завет: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Лев.19:18).
«Первые четыре из десяти заповедей содержатся в одной главной заповеди: "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем", а последние шесть - в другой заповеди: "Возлюби ближнего твоего, как самого себя". Обе эти заповеди являются выражением закона любви. Невозможно соблюсти первую заповедь, нарушая вторую, и наоборот, невозможно соблюсти вторую, нарушая первую. Когда Бог занимает подобающее Ему место в нашем сердце, мы будем внимательны к нашему ближнему и будем любить его, как самого себя. Только в том случае, если мы больше всего любим Бога, мы становимся способны искренне любить ближнего.
А поскольку суть всех заповедей заключается в любви к Богу и человеку, то нарушение каждой заповеди ведет к нарушению всего закона. Поэтому Христос учил Своих слушателей, что закон Божий -это не собрание отдельных заповедей, из которых одни имеют большее значение, а другие - меньшее и потому ими можно безнаказанно пренебрегать. Наш Господь представляет все десять заповедей как единое Божественное целое и учит нас, что любовь к Богу должна проявляться в следовании всем Его заповедям» (Желание веков. с. 607).
2. В разговоре с книжником Христос говорит ему: «Недалеко ты от Царства Божьего» (ст. 34). Как вы считаете, это положительная оценка? Говорит ли она о духовной проблеме книжника?
Большинство религиозных руководителей, за редким исключением, настроены враждебно по отношению к Иисусу. То, что книжник прислушивается к спорам и оценивает ответы Иисуса, свидетельствует как о честности, так и о его смелости, ведь большинство представителей религиозной власти относились к Иисусу враждебно. Можно было бы просто стоять в стороне и смотреть, даже если сочувствуешь Иисусу. Но этот человек поступает иначе.
«Мудрый ответ Христа убедил этого книжника. Он знал, что вся иудейская религия - это соблюдение обрядов, а не внутреннее благочестие. Он в какой-то степени осознавал бесполезность обрядовых жертвоприношений и пролития крови для очищения от греха, если это совершается без веры. Ему казалось, что гораздо большую ценность, нежели все эти обряды, имеют любовь, повиновение Богу и бескорыстная забота о человеке. Готовность книжника признать истинность суждения Христа, его решительный и незамедлительный ответ перед всем народом показал, что в этом человеке совершенно другой дух, чем в священниках и правителях. Сердце Иисуса переполнилось состраданием к этому честному книжнику, который не побоялся навлечь на себя неодобрение священников и угрозы правителей, высказав свои убеждения. "Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия".
Этот книжник был близок к Царству Божьему, потому что он признал, что праведные дела более угодны Богу, чем жертвы и всесожжения, но он хотел постичь Божественную природу Христа и получить Его поддержку, чтобы следовать Его заповедям. Обрядовое служение бесполезно, если оно живой верой не связано со Христом. Даже нравственный закон не достигает своей цели, если он рассматривается в отрыве от Спасителя. Христос много раз показывал, что закон Его Отца содержит в себе нечто более глубокое, нежели просто властные предписания. В нем воплощен тот же самый принцип, что и в Евангелии: закон указывает на долг человека и открывает путь к осознанию своей вины. Человек должен взирать на Христа, если желает получить прощение и силу исполнять то, что предписывает закон» (Желание веков. с. 608).
Для того чтобы обрести Царство, книжнику нужно было признать, кто такой Иисус, и последовать за Ним, сделать еще один шаг на пути веры.
3. Как нам научиться любить Бога и любить своих ближних, как самих себя? Почему только благодаря Кресту мы можем осмысленно следовать этим заповедям?
Уроки, выводы
1. Религиозные руководители приходят, чтобы противостоять Иисусу, поставить Его в тупик и одержать над Ним победу, но им это не удается. Что приводит людей к противостоянию Богу?
2. Что христиане могут сделать, чтобы преодолеть предубеждения и обратиться к сердцам тех, кто сопротивляется зову Святого Духа?
3. На протяжении всех Евангелий Иисус снова и снова ссылается на Писание и то, как оно должно исполниться. Что это говорит нам о Слове Божьем, какое место оно занимает в жизни, исполненной веры?
Вывод. «Сердце Иисуса пронзил вид Иерусалима, который отверг Его, Сына Божьего, пренебрег Его любовью, который не поверил Ему, хотя видел Его невероятные чудеса, и который готов был лишить Его жизни. Он видел, какую вину навлекал на себя Иерусалим, отвергая своего Искупителя, он видел, каким Иерусалим мог бы стать, если бы принял Того единственного, Кто мог исцелить его раны» (Желание веков. с. 576).
Светлана, svettor@yandex.ru * Объем материала не предполагает его полное использование на уроке. Он дается для личного углубленного исследования изучаемой темы.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев