Рецензия:
Американская группа «Двери» образовалась в 1965 г., став предтечей знаменитого хард-рокового триумвирата. Весьма талантливый молодой человек по имени Джим Моррисон после учебы в Сент-Питерсбергском колледже решил поехать в Сан-Франциско, чтобы поступить в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе и изучать кинематографию. Здесь он познакомился с неким Деннисом Джейкобом, которому предложил создать дуэт под названием «Двери открытые и закрытые» (The Doors Open and Closed), т.е. название будущей группы Джима зародилось уже тогда. Сняв для экзамена совершенно провальный фильм, Джим решил бросить учебу, но время в Калифорнии не прошло даром, поскольку поэт завел знакомство с неким Рэем Манзареком, который был старше его на несколько лет и был взращен на классической музыке и блюзе. На один вечер Джим присоединился к группе братьев Рэя, Rick and the Ravens, поскольку им не хватало гитариста, однако просто стоял с неподключенной гитарой спиной к зрителям, поскольку не умел играть абсолютно ни на чем. Следующая встреча с Рэем состоялась совершенно случайно на одном из пляжей. Джим принимал ЛСД (и не только), тогда продававшийся полностью легально, похудел на десяток килограммов и писал песни, однако хотел положить их на музыку. Подобная идея нашла отклик в сердце Рэя, особенно когда Джим пропел несколько строк. Манзареки записали с Джимом и джазовым ударником Джоном Денсмором (из группы The Psychedelic Rangers) несколько демо, и фирма Columbia предложила им небольшой контракт. Однако братья Рэя не были уверены в том, что хотят играть музыку на основе стихов Джима, и ушли из группы. С присоединением Робби Кригера, приятеля Джона из той же группы, который умел играть практически на всех существующих видах гитары и очень любил извлекать из нее звуки, надев на мизинец горлышко бутылки, образовался новый коллектив, в котором каждый участник был неотделим от остальных. Не будь этих ребят, Джиму вряд ли бы удалось донести до слушателей свои стихи. Название группы было взято из фразы Уильяма Блейка: «Если бы двери восприятия распахнулись, для человека все вокруг предстало бы таким, как оно есть: Бесконечным». В то же время словосочетание «Двери восприятия» было взято Олдосом Хаксли в качестве названия для романа, в котором он рассказывал о своих ощущениях при принятии мескалина – наркотика, хорошо знакомого индейцам и мексиканцам. Поскольку четверка музыкантов и наркотики были вещами нераздельными, более удачного названия нельзя было бы и придумать. После первых выступлений группы на бульваре Сансет-Стрип, в том числе в знаменитом клубе Whiskey A-Go-Go, компания Elektra Records решила заключить с ребятами контракт, вылившийся в выпуск отличнейшего дебютного альбома. Чтобы доукомплектовать ритм-секцию, к записи привлекли басиста Дага Лабана, хотя Рэй мог, играя на клавишных, левой рукой одновременно вести линию баса, поскольку такую возможность давало электрическое фортепьяно Fender Rhodes. Правда, звук при этом не всегда казался настоящим, и в студии Рэй больше этим изобретением не пользовался. Из 11 композиций, присутствующих на альбоме, только две имеют достаточно большую продолжительность, завершая каждую из сторон пластинки, а вот остальные не превышают 2-3 минут. Многие песни были сочинены Джимом задолго до этого, когда он находился под влиянием ЛСД или марихуаны, и практически не претерпевали дальнейших изменений. Кстати, к моменту записи альбома наркотики принимал только Джим, а остальные баловались этим гораздо реже. Записано было все практически вживую, поскольку ребята, уже множество раз исполнявшие эти вещи, знали их практически наизусть. В качестве вдохновителей Джима можно назвать уже упоминавшихся Блейка и Хаксли, а также Ницше, Артюра Рембо и греческую мифологию. Музой поэта можно также назвать Памелу Карсон, дочь офицера ВМС США, с которой Джим не расставался до самой своей смерти, хотя и изменял ей, и периодически порывал с ней.
Альбом стал не только одним из самых сильных дебютников всех времен и народов, но и одним из тех самых альбомов, которые предопределили дальнейшее развитие рок-музыки. Сначала он покорил Лос-Анджелес, потом США, а через полгода приобрел международную известность. На нем впервые можно услышать голос человека-легенды, который интересовался, по его собственному заявлению, «всем, что касается мятежей, беспорядка, хаоса, особенно тех видов деятельности, которые вроде бы не имеют никакого другого значения». Странный претендент на роль кумира целого поколения. Наркоман, алкоголик и бродяга – и в то же время замечательный поэт со своим строптивым «я». Удивительно, что The Doors никогда не принадлежали к какому-либо движению, держались особняком и от эсид-рока в лице Jefferson Airplane и Grateful Dead, и от лос-анджелесских фолк-роковых команд вроде The Byrds и The Mamas and the Papas. Они заняли свою собственную нишу психоделик рока, погорели как яркие звезды совсем немного, но их свет ощущается на протяжении многих лет после того, как группа прекратила существование.
Комментарии 22