Воспоминания из детства.
В.А.Тарарышкин
Ловля рыбы.
Весной, во время половодья, река Итья поднималась, был затор льда у моста около дома Красочкиных, в это время очень сильно затапливало огороды. Были годы, когда льдины плыли по линии окон домов. Затем затор пробивало, вода относительно опадала и мы на огородах, в большущих лужах ловили рыбу кошелками- изюрят, плотву, клинков и т.д.
Взрослые ходили с намётками по берегу реки и то же ловили рыбу. Намётка-это длинных шест, на конце которого рамка, обтянутая сеткой. Рыбы всем хватало- её тогда было очень много. Река Итья протяженностью около 20 километров. Вдоль реки были деревни Суйск ( начало реки) далее с.Богданово, д.Шишкино, с.Тарасово, д. Лукино, д. Городецкое, д. Ухорские хутора. Река питалась многими родниками. Почти у каждой деревни были глубокие места - «заводи». Рыбе было где размножаться.
В Столпцах было 4 родника. Была громадная плотина, где стояла мельница. Напротив мастерских добывали камень и место называлось «каменщины». И в этом месте мы ловили пескарей на червя. Удочки были самодельными - удилище из прута орешника из лукинского леса, чёрная нитка, крючок из булавки.
Была тогда такая рыба « кусака» или «шиповка», похожая на змею небольшого размера с квадратными иголками на боках и на жабрах были колючие шипы. Когда её брали руками, она извивалась, била шипами больно - поэтому её называли «кусака», рыба, похожая на налима. Угорь, чёрная рыба, как змея, когда её брали в руки, она издавала писк – «пискуля». Таких рыб сейчас нет.
У родников водились клинки. Щуки уползали на нерест в реку Итью, отнерестившись, ослабевшие возвращались в Проню. И - уж тут не зевай - мы били их вилами. В заводи она плыла в мутной воде. Удар! Хлопок по воде, щука всплывала и мы вилами выбрасывали её на берег. Самые вкусные были пескари - мать бросала их на большую сковороду, сдабривала сметаной и отправляла в русскую печь. И это был для нас - «пир на весь мир».
В реке Проне водилась тогда рыба - щука, окунь, линь, язь, лещ, налим, плотва, чехонь, ёрш, уклейка, стерлядь. Самое рыбное место был « кукан»- устье Итьи и Прони. Ловили с самого раннего утра, занимали место не зевая, потому что к обеду « купальщики» уже рыбалке сильно мешали - шумели.
Если не везло - ловили уклейку на « муху». В том месте этой рыбы было много. Городские ловили на леску, а мы на нитку. И леску и крючок нам было достать нелегко. Тогда в нашей Проне была крутая ловля. Москвичи (взрослые дяди) к вечеру или утром вставали напротив друг друга на разных берегах, вращая барабаны удилища. Леска с крючками, наживка и поводками перемещалась по воде, рыба брала наживку, барабаны вращались- садок и рыба в руках! Для нас это просто завораживающее зрелище.
Вася С. Брал рыбу на «пчелника». В мелких местах перегораживал речку соломенными матами, в промежутках ставил верши из прутьев с начинкой (комбикорм). Утром проверял - самый малый урожай-два ведра уклейки попадалось. Это было на кукане.
Учитель математики подъезжал на велосипеде в обед. Забрасывал удочку, бросал подкормку в реку и немного ждал. И начинался клёв! Он тащит рыбу - язь большой, удилище в дугу! Садок, подсадка - рыбка на месте! Мы наблюдаем вдали. За короткое время он поймал 8 штук больших язей. Смотал удочку и был таков. И так повторялось через почти всё лето. После этого в селе все мужики стали его называть « ЯЗЬ», скорее всего от зависти. Своего секрета он так никому и не открыл. Таких историй было очень много.
Однажды на ГРЭС прорвало пруд, потоком воды вынесло много рыбы. Люди об этом особо и не знали. Стали находить на кустах больших толстолобиков (очень большие, как бараны). Мы стали замечать, что соседей развешены гирлянды карасей (караси с ладошку) и большие тараны. Ноги в руку - и на речку, подкинули комбикорм в заводи - и всё зашевелилось. Ловили на червя, одна рыбина за одной. Наловили ведро. Сбегали за сумкой. И она за два часа полна. Народ хлынул на реку - но кому досталось, кому уже нет. На Столпянском базаре, на местном прилавке периодически торговали местной рыбой.
До войны было две рыбные бригады. У главного рыбака было прозвище «Степан Разин». Я его запомнил. Ох и удалой был мужик! Он отцу сделал лодку, мы, пацаны, наблюдали - было круто!- как он гнул доски дна и для борта. Он успевал и шутить и смеяться и был большим любителем выпить. А как он отменно матерился - мы просто сидели с открытыми ртами. Всё это было в такт той жизни. Он был из рода Краюшкиных.
Из детства запомнился случай. На ярмарку 19 августа из села Коленцы привезли громадных щук, они не умещались на прилавке поперёк. Щуки отливались зелёным с золотистым оттенком. Были у рыбаков ещё и сомы средних размеров.
Запомнился случай из детства - шутка взрослых пацанов. Летом, купаясь на « Осенкиных» взрослые пацаны уговорили нас проплыть около пчельника. Пчельник- это колхозная пасека, расположенная на высоком берегу реки. Пчёлы летали на луга, на ивняк, добывали мёд и возвращались. И вот мы , пять пацанят, смельчаков , плывём на другую сторону реки. Поравнялись с пчельником и нам на головы стали садиться пчёлы, жужжат сердитые, одного куснула, другого- поднялся такой писк. Потом кто-то крикнул : « Ныряй и плыви по течению!». И мы все так и сделали. Оказывается, пчёлы набрали мёд и летели к ульям, а сил уже не хватало, вот они и садились на наши головы, чтобы отдохнуть. Взрослые смеялись, а мы не понимали, что происходит.
Шутка на реке в половодье.
В тот год вешней воды было очень много. И она долго не спадала. У нас были каникулы, мы учились в 5-ом классе. И ребята постарше из 7-8 классов раздобыли в СПТУ лодку под названием « Беда» (потому что была ковырючей). И нас как-то уговорили плыть до леса три километра. Стояла солнечная и тихая погода. Нас собралось человек 6, двое постарше, а остальные пятиклассники, как я.У старших было два самодельных весла, а у нас простые дощечки. Нас заставляли петь морские песни. Плыли мы резво, доплыли до середины реки и вдруг налетел ветер, поднялись волны и лодка стала неуправляемой, её кидало как поплавок. Вот тут мы и напугались. Старший крикнул « Запевайте « Варяг»! Мы испугались ещё больше. Так же неожиданно ветер стал утихать, река успокоилась. Успокоились и мы. Старший дал команду вернуться назад к пристани. Теперь я думаю, что он испугался не меньше нашего. До берега мы бы точно не доплыли, слишком широко разлилась тогда Проня.
О Столпянском базаре.
На базаре случалось так, что познакомившись там, люди потом продолжали дружбу и совместную торговлю. Торговля была очень оживлённой, можно было купить всё , что было необходимо для жизни в сельской местности и не только. Из воспоминаний моего приятеля и коллеги:
«Мы приехали торговать зерном на машине из Букрино ( до Столпец 35 километров).Когда подъехали к рынку, меня 15-летнего парня, да и моего отца тоже удивило море народу. Это море шумело двигалось, слышался рёв животных, коров, блеяние овец, крики гусей. Это было на Покров в 1968 году. Мы быстро продали зерно и купили корову.Среди движущегося народа встретили земляков на лошади. Мы привязали к полку корову и пошли за возом пешком- 35 километров пешком, тогда это было нормально. Когда предлагали довезти её на машине, земляки отговорили, сказали что для коровы переезд на машине- сильный стресс.
Когда мы пришли домой - оказалось что корова – настоящая ведёрница. Она давала по ведру молока в каждую дойку, утром, вечером и днём. В селе все удивлялись нашей кормилице. Так что молока хватало и на нашу семью и всем соседям дачникам доставалось. Все хвалили нашу корову и её вкусное молоко». А секрет был в том, что иногда местные мужики подменяли телят от элитных коров, которые были в подсобном хозяйстве Столпянского СПУТ № 8.
Из воспоминаний моего соседа. Он шил шапки, головные уборы и его фамилия была Шапошников. Вот он вспоминал: «Наши предки возили в Питер яблоки, груши. Когда они поспевали в садах - стоял просто божественный запах спелых плодов.
Из воспоминаний водителя колхоза « Россия» Николая Б. Он служил в Совестской армии в ГДР, возил генерала. Однажды они зашли в гасштет попить пива. Услышав русскую речь, к ним подошёл старый немец. Завязался разговор. Выяснилось, что после войны пленные немцы восстанавливали мост через реку Проню в деревне « Добрые соты» (сейчас там проходит трасса М-5). Иногда им давалось послабление и разрешалось посещать базары в селе Столпцы- это всего 15 километров. Особенно ему запомнилась летняя ярмарка, Яблочный спас - этот праздник и ярмарка продолжалась 3 дня. Базары были очень богатые, можно было купить очень многое. Именно на это праздник, а он был и есть престольным праздником для Столпянского храма, всегда стремились приехать коренные столпяне,( которые переехали в дальние края), чтобы навестить родных. И было очень многолюдно на улицах села и на ярмарке. Некоторые говорили, не на базар, а на «толкучку». Это так называется место, где много народу и очень бойко продавали-покупали товар.
Что я и мои ровесники получили на ярмарках и базарах?
После войны было голодно. Но базар нас очень выручал. У нас была большая семья. Отец пришёл с фронта с баяном и ружьём. Баян обменяли на полтора мешка картошки, а ружьё на мешок крупы.
В Столпцах и окрестных деревнях валяли валенки. Часто на базарах можно было увидеть 2 вальщиков» и у них было своё определённое место. Узлы с большими и маленькими валенками мелькали тут и там. Каждый хотел продать свой товар, если не получалось - везли валенки в Рязань или в Москву. Валенки нужны были всем. Мы были подростками и нам иногда доверяли торговать валенками малых размеров. Гордости нашей не было предела! Я лично часто торговал домашними куриными яйцами. В доме не всегда хватало денег. А летом в жару, мы, подростки, торговали холодной водой из родника. Тут и там по торговым рядам мелькали мальчишки с бидончиком воды и алюминиевой кружкой. Бабушкам не хотелось покидать торговое место, мы наливали им кружку холодной воды, они нам платили три копейки. Сходить в кино тогда стоило 5 копеек. И у нас тоже была конкуренция с «продавцами воды» из соседней деревни.
Мы брались за любой труд: сдавали пустые бутылки в сельпо, тряпишнику старое тряпьё за рыболовную леску и крючки, собирали и сдавали металлолом. Бывало летом зарабатывали- пасли свиней для СПТУ№8.
Самым светлыми и радостными был для меня и моих ровесников праздник Пасхи- встреча весны и Яблочный Спас и Медовый Спас- закат лета.
Из рассказов старожилов и родителей я знаю, что колокол на нашем храме купцы Рюмины заказывали во Франции. По звону и красоте звука ему не было равных в округе. Особенно это было заметно на Пасху. Звук большого колокола и маленьких колоколов был слышен далеко по реке и за 3 и за 5 километров до леса. Свой звон был и у Перевлеского храма и Коленцевскую церковь мы тоже слушали. Было очень похоже на песню « Вечерний звон». Мы как заворожённые слушали эти перезвоны, наслаждались и радовались приходу весны.
Я, как рождённый сразу после войны в 1948 году в Столпянской больнице, крещённый в Столпянской церкви, вместе со своими ровесниками прошёл настоящую школу жизни в родном селе, и в том числе, на базаре.
Жизнь в моём селе Столпцы то замедлялась, то развивалась очень бурно. Торговля, базары в развитии села, конечно, очень помогали
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 1