Эйзенштейн протянул руку - ладонью кверху:
- А я-то вас и ищу! Между прочим, я дам вам почитать один сценарий...
Михаил сценарий прочитал и заинтересовался. И, возвращая рукопись, спросил, какую роль Сергей Михайлович предназначил ему.
Сергей Михайлович улыбнулся - лукаво, как умел только он:
- А сами-то не догадываетесь?
Михаилу была предназначена роль Федора Басманова.
В сценарии образ Федьки был прописан схематично. Он устоялся, только когда на площадке появился Кузнецов.
Эйзенштейн записывает в дневнике:
«Завтра я пошлю Мишу Кузнецова изучать глаза барса для роли Федьки Басманова. Серые глаза Кузнецова для этого годятся. Ему нужно поймать взгляд! Взгляд барса. Тело барса. Прыжок барса. Барс, впивающийся в свою жертву».
А дальше началась нешуточная схватка двух школ. Эйзенштейн рассматривал актера сквозь призму мейерхольдовского театра, где тот - средство пластического выражения режиссерского замысла. Кузнецов же хотел доходить до глубины образа сам, будучи учеником самого Станиславского. Воспоминания об Эйзенштейне Кузнецов так и назвал: «Мы спорили…»
В результате же получилась картина, все создатели которой вписали свои имена в пантеон киноискусства. Натура любимца грозного царя, лютого опричника Федьки Басманова, получилась у Кузнецова невероятно многогранной и естественной. Народ диву давался, как легко и незаметно невинный юноша может превратиться в подлинного садиста и изувера. А прекрасный Басманов Кузнецова, в «Пляске опричников», один из самых узнаваемых эпизодов мирового кино.
К сожалению «Иван Грозный» не понравился Сталину. Фильм лег на полку. А Кузнецов столкнулся с отсутствием работы. Наступил период малокартинья, да еще на «Мосфильме» набирал властные обороты личный враг актера Иван Пырьев, с которым Кузнецов не поладил еще во время съемок "Секретаря райкома".
Кузнецов решает перебраться на Киевскую киностудию. Было ли это решение правильным? Сначала казалось, что да. Студия, конечно, не блистала шедеврами, но вдруг выдала блокбастер «Тарас Шевченко», где Кузнецову досталась драматическая роль солдата Скобелева. За нее он получил Сталинскую премию первой степени. И все-таки на Киевской студии Кузнецов снимался много, но малоудачно.
Особняком стоит фильм Владимира Брауна «Матрос Чижик».Браун позволил выстроить роль от начала до конца, вмешиваться в режиссерскую работу. По признанию Кузнецова это его любимый фильм, самый заветный.
«Матроса Чижика» до сих пор иногда показывают по телевизору. Как и «Марью-искусницу» Александра Роу, где Кузнецов сыграл сказочного солдата. Именно по «Марье-искуснице» помнит Кузнецова широкий зритель.
Впервые после долгого перерыва Кузнецов снимался в Москве, на студии Горького и сразу такой успех. Казалось бы, с этим фильмом он триумфально вернулся в столицу. Но нет, здесь его никто не ждал. «Марья-искусница» стала последним безусловным шедевром Кузнецова. Дальше косяком пошли возрастные роли. Как хотите, а опять сработал «Рок-Роу».
С годами Кузнецов махнул рукой на заветы молодости, когда спорил с великими. На вопрос одного из зрителей насчет творческих планов обескураженно ответил: «Планы? Их у меня нет. В драматическом театре я не работаю. Куда меня пригласят – туда и пойду»
И вообще в результате долгой работы на Украине для Кузнецова сложилась парадоксальная ситуация.
«Когда меня предлагали выдвинуть на звание Народного СССР, завистники говорили: «За что ему давать? Кузнецов в последние годы снимался на студии «Довженко», пусть Украина его и выдвигает». А когда на Украине обсуждали мою кандидатуру на очередное звание, там завистники кричали: «Кузнецов давно живет в Москве и числится в штате «Мосфильма», пусть они и награждают его". Вот ведь, что получается!»
Из последних киноработ Кузнецова зрители конечно же, помнит его князя Прозоровского в «России молодой» и Михаила Кутузова в фильме "Багратион". Всего же на счету Михаила Артемьевича более 50 картин.
Михаил Артемьевич Кузнецов умер в сквере, что в начале Кутузовского проспекта, рядом с гостиницей «Украина». Было это среди белого дня.
Умер, как бы не заметив своей смерти. Говорят, такую кончину Господь посылает праведникам.
Ушёл из жизни 23 августа 1986 года в Москве. Урна с прахом актёра захоронена на 23-м участке Введенского кладбища Москвы.
На съемках фильма "Воздушный извозчик" Кузнецов нашел себе жену - Людмилу Шабалину, а на съемках фильма "Наше сердце" случилась судьбоносная встреча с новой женой - Викторией Германовой, которая после свадьбы взяла фамилию мужа и с тех пор в титрах писалась Викторией Кузнецовой.
Комментарии 19
Светлая память!