Домой родители возвращались уставшие, а маму Галины ждали еще и бытовые обязанности. Девочка постоянно видела мать занятой, и это вызывало у нее ужас и отчаяние: неужели и ей придется так много работать и никогда не спать?
Я не хочу танцевать!» — плакала девятилетняя Галя Уланова, когда родители-танцоры отдали ее в Петроградское театральное училище.
Первым педагогом Галины Улановой стала сама Мария Федоровна Уланова. Первые балетные занятия Улановой были связаны с холодными залами, голодными обмороками, потому неудивительно, ей балет никогда не казался чем-то похожим на сказку.
Уланова рассказывала:
«Нет, я не хотела танцевать. Непросто полюбить то, что трудно. А трудно было всегда, это у всех в нашей профессии: то болит нога, то что то не получается в танце».В балетной школе маленькая Уланова часто плакала и требовала, чтобы её взяли домой. Она ненавидела занятия и каждодневную балетную муштру. Она страшилась той маминой суровости, с которой Мария Федоровна внушала девочке мысль:
«Если ты не станешь заниматься, ты будешь ничем, у тебя не будет даже профессии, ты будешь никчёмной балериной… Надо, надо работать!»Остаться без профессии казалось самой страшной карой в семье Улановых, а в качестве профессии воспринимался лишь балет.
Дорога в балетную школу для Галины Улановой была предопределена музыкальностью, грациозностью и рождением в балетной семье.
«У меня сложилось отчетливое представление, что мама никогда не отдыхает и никогда не спит. Наверное, это было довольно близко к истине. И я, слыша разговоры о том, что и мне предстоит учиться и стать балериной, с ужасом и отчаянием думала: неужели и мне придется так много работать и никогда не спать?»
Уланова не хотела идти по стопам родителей, а те, если бы не нагрянувшие нищета и голод, быть может, позволили бы дочери выбрать собственный путь. Воспоминания артистки свидетельствуют о том, что ни балет, ни первые успехи в нем не вызывали у нее никакой радости.
Это были тяжелые годы. Я лично попала в хореографическое училище, потому что меня не с кем было оставить. Мои родители отдали меня, решив, что за мной удобнее так наблюдать, так как в то время и школа, и репетиционное помещение — это было одно. А что из меня получится, они и не думали
из книги Ольги Ковалик «Галина Уланова»
В детстве Галина искренне ненавидела балет, а стоявшее дома старинное кресло, на котором мать заставляла ее садиться на шпагат, красноречиво называла орудием пыток.
Дебют Улановой состоялся в 1921 году — на экзамене в училище 11-летняя девочка станцевала польку на музыку Рахманинова. Веселый номер Галина исполнила с траурной миной, не способная улыбнуться от адского страха и невероятного волнения. Ее выступление называли успехом, но сама Галя этого слова чуралась. Отчасти из-за родителей, учивших ее не слушать излишних похвал и всегда оценивать свою работу самостоятельно.
Но судьба уготовила Галине Улановой другой путь — прорубить «балетное окно» в Европу сквозь железный занавес и удостоиться при жизни памятников в Санкт-Петербурге и Стокгольме.
Комментарии 8