Все сложилось очень удачно. Суровая приемная комиссия была просто очарована абитуриенткой Сазоновой, ей удалось поступить вместе с такими же талантливыми молодыми людьми, несмотря на ограниченный прием. Ее педагогом стал режиссер Алексей Попов, Нина превратилась в его самую преданную и фанатичную ученицу. Так, во всяком случае, отзывались о ней театральные критики спустя много лет.
После окончания учебы ее приняли в труппу Центрального театра Красной Армии. Дебютной работой на сцене этого театра стала постановка «Учитель», режиссера Сергея Герасимова. Нина перевоплотилась в Маньку Лагутину.
. Одна из первых ролей молодой актрисы в театре – Маша в водевиле «Лев Гурыч Синичкин», сыгранная в 1939 году.
Позже были Таня Бойцова в «Бессмертном» А.Арбузова, медсестра Маруся в пьесе «Фронт» А.Корнейчука и многие другие.
В ПЕРВЫЕ ДНИ ВОЙНЫ РЕПЕТИЦИИ В ТЕАТРЕ ПРОДОЛЖАЛИСЬ, НО ПО ПРОСЬБЕ ПОПОВА АРТИСТЫ ЧАСТО ВЫСТУПАЛИ НА ВОКЗАЛАХ, ТАМ, ГДЕ ШЛА ОТПРАВКА НА ФРОНТ. ОНИ СТАРАЛИСЬ, КАК МОГЛИ, ЧТОБЫ ПОДНЯТЬ БОЕВОЙ ДУХ СОЛДАТ, ПЕЛИ ВЕСЕЛЫЕ ЧАСТУШКИ, ПЛЯСАЛИ.
Вскоре Нина вместе с бригадой театра отправилась на фронт. Актеры посещали госпитали, воинские части, передовую. В то время, когда шла битва за Москву, Сазонова побывала во всех частях на передовой. В общей сложности артистка участвовала в трех тысячах концертов.
Через некоторое время и сама актриса вместе с бригадой театра отправилась на фронт. С актёрами театра выступала в воинских подразделениях, в госпиталях, на передовой.
За четыре долгих года войны она дважды находилась на волоске от смерти. Первый раз чуть не подорвалась на противотанковой мине, на которую случайно наступила. Ей пришлось стоять, не шевелясь, примерно час, пока не пришел сапер и обезвредил снаряд.
В 1942 году смерть прошла мимо нее во второй раз.
Ее концертная бригада попала в окружение под Харьковом.Все члены Десятой концертной бригады погибли (включая подругу артистки Тосю Романову)
Актриса и полковник РККА укрылись в одном из стогов, но немцы обнаружили военного. Нина осталась незамеченной, через день выползла из своего укрытия и нашла приют у деревенской старушки.
. «У одного дома стоит ведро с водой. Я к нему припала, оторваться не могу – несколько дней не пила, росу лизали с травы. Слышу, будто из-под земли, старушечий голос: «Девонька, иди-ка сюда». Рядом землянка, спустилась в неё. Бабка меня спрашивает: «Ты кто?» На мне платье форменное, назвалась медсестрой. «Снимай свою одежду, в деревне немцы». Даёт мне старую кофту, юбку, мужской пиджак. «Наши-то где?» – спрашиваю. «Кажись, под Чепелем. Это совсем рядом. Бери хворостину. Встретятся немцы, скажешь, мол, корову шукаю». Вышла на дорогу. У речушки немцы полощутся. Увидели меня, показывают в сторону Чепеля: «Там пу-пу-пу – фронт». Прохожу, помахиваю хворостиной, а у самой коленки трясутся, вот сейчас в спину! Навстречу мотоциклисты с автоматами – страшно до жути. Чувствую, силы мои уже на пределе. Но иду. А к вечеру начался ураганный огонь. Залегла, головы не поднять. К рассвету утихло. Встала, поднялась на горку – в утренней мгле сожжённая деревня дымится, только остовы печек торчат. У разрушенного сарая женщина на костре что-то варит в горшке. Присела возле. Вдруг сзади голос: «Гражданка, вы откуда?». Оглянулась – наши солдаты. У одного на гимнастёрке медаль «За боевые заслуги». Вскочила, рванулась к ним – и упала без сознания...», – вспоминала актриса.
Переодевшись в старую одежду, девушка двинулась в сторону линии фронта, вскоре ее подобрали советские разведчики. Нину передали сотрудникам органов КГБ, которые допрашивали ее с большим усердием.
Все эти испытания плохо отразились на психическом здоровье Нины Сазоновой, а доктора поспешили «припечатать» ее серьезным диагнозом – шизофрения.
. По воспоминаниям самой актрисы, когда она, вернувшись в Москву, пришла в свой театр, охранник не узнал её и не пропустил — настолько за годы, проведённые на войне, изменилась её внешность.
Но через некоторое время она была вынуждена вернуться на фронт.
Нина Афанасьевна Сазонова не имела воинских званий,не была солдатом, но всю войну прошла по передовым, госпиталям. Она была актрисой театра и артисткой фронтовой бригады! Своими выступлениями она согревала сердца воинов, поднимала их боевой дух. Сама неоднократно была на грани жизни и смерти, но выжила и продолжила свой путь актера.
После войны Нина Афанасьевна вернулась к любимой работе. В конце 1950-х годов, параллельно со службой в театре, она начала активно сниматься в кино.
Яркой самобытной актрисе особенно удавались роли матерей, жен, вдов – даже в титрах фильмов, в которых играла
Нина Афанасьевна, её роль обычно указывалась как «тётя» или «мать». Для экрана её открыл Александр Довженко. Увидев актрису в одном из спектаклей, он пришёл к ней за кулисы. «Я хочу, чтобы вы играли в моём фильме, – сказал режиссёр. – Это небольшая, но очень трудная трагическая роль. Мать, потерявшая на войне сыновей».
Предложение киномэтра удивило Сазонову: «Да как же я смогу? Ведь я характерная актриса. И у вашей героини уже взрослые дети, а моему сыну нет еще и семи». – «У вас глаза матери. Ваши глаза скажут зрителю всё». У крестьянки Степаниды война отняла семерых детей.
Образ матери в её бесконечном горе занял в фильме «Поэма о море» всего эпизод, но этот эпизод обратил на актрису пристальное внимание всех известных кинематографистов.
Спустя много лет Василий Шукшин как бы резюмирует всеобщее восприятие:
«Нина Афанасьевна Сазонова – воплощение российского материнства, к которому нельзя относиться не иначе как с чувством трепетного почтения».
«Дорогая мама! Простите, что я, чужой человек, называю Вас этим светлым именем. Моя мать давно умерла. Но увидел ваши глаза, услыхал ваш тёплый голос и будто вернулся в детство. Вы вернули мне память о самом дорогом человеке», – подобные письма в огромном количестве писали ей зрители.
Наверное, такая чуткость и глубочайшая сопричастность Нины Сазоновой в её послевоенных кино- и театральных работах в значительной мере были отголосками военной страницы её жизни – наполненной трагедиями и в то же время небывалым человеческим единением, которого нам сегодняшним порой так не хватает…
Нельзя представить себе Нину Сазонову без ее киноработ. Многие из них вошли в золотой фонд отечественной кинематографии. В кино Нина Афанасьевна сыграла около 30 ролей.
Кем бы ни были ее героини, в какие бы жизненные обстоятельства ни попадали, в них всегда была та жизнестойкость, тот дух поэзии, без которого невозможен полнокровный художественный образ русской женщины.
Комментарии 11
Светлая ей память!!!