Четыре года "Войны и мира"
Но роль Матвея не успела закрепиться за именем Тихонова: после четырех лет работы над эпической картиной Бондарчука актер для миллионов советских зрителей становится "князем Болконским". По словам Тихонова, съемки "Войны и мира" буквально опустошили его. "Толстой заставлял меня порой делать то, что мне не свойственно. Когда я играл Болконского, то часто сам задавал себе вопрос: а мог бы я так же, как он, ежедневно писать с войны письма отцу? Нет, наверное. Все же я воспитывался в рабочей обстановке. Нас не столько школа воспитывала, сколько улица", - вспоминает Тихонов.
После премьеры фильма новая роль добавила Тихонову еще больше популярности. Для многих он стал самым настоящим олицетворением образа, описанного Толстым. Но не для всех: критики в то время прохладно отреагировали на работу актера.
Этот факт настолько расстроил актера, что он даже хотел покинуть кино, но старый друг - Ростоцкий, буквально уговорил его сыграть в своем новом фильм - "Доживем до понедельника". И снова дуэт талантливого актера и режиссера принес свои плоды: Тихонов за эту работу получил Государственную премию СССР.
Мгновения славыВскоре Тихонов получил предложение от Татьяны Лиозновой... "Семнадцать мгновений весны" для Тихонова начались в столичном аэропорту "Внуково". Именно здесь, в ночном зале ожидания он думал о своей будущей роли штандартенфюрера Штирлица. В последствии актер предложил вставить в фильм эпизод встречи Штирлица с женой. Первоначально в сценарии этого не было.
То, что произошло после премьеры "Мгновений" без преувеличения можно назвать - всенародной славой. Тихонова хвалили и благодарили, на его имя приходили миллионы писем от поклонников и еще больше от поклонниц. Что говорить, если даже сам Леонид Брежнев отдал распоряжение разыскать разведчика Исаева и наградить его званием Героя Советского Союза. Узнав, что Исаев - персонаж вымышленный, генсек сменил распоряжение и сделал Тихонова народным артистом СССР.
Сам Вячеслав Васильевич о своем герое говорит в третьем лице - "он, Штирлиц".
С ним у него связано не мало забавных историй.
"Мне как-то на даче, - вспоминает Тихонов, - стало плохо с сердцем. Время позднее, врачей рядом нет. Правда, неподалеку военный госпиталь - туда меня родные и привезли. Доктор в приемном отделении заполняет карту: "Фамилия, имя, отчество?!" Я говорю: "Тихонов, Вячеслав Васильевич". Он спрашивает дальше: "Воинское звание?" "Штандартенфюрер", - отвечаю. Доктор поднял глаза, вгляделся: "Ох, извините, не узнал..."
А ведь фильм "Семнадцать мгновений весны" мог бы и не появится на экранах вовсе. Когда член Политбюро ЦК КПСС М.А. Суслов просмотрел фильм, заявил: "Не показан подвиг советского народа в войне", и потребовал запретить фильм. Но за картину вступился председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов, ответивший Суслову: "Весь советский народ не мог служить в аппарате Шелленберга".
После этого фильма было еще много, посвященных теме Великой Отечественной войны: трилогия И.А. Гостева "Фронт без флангов" (1974), "Фронт за линией фронта" (1977), "Фронт в тылу врага" (1981), фильм "Они сражались за Родину" (1975, режиссер С.Ф. Бондарчук).
Дочь артиста, Анна, "в последние годы он снимался в нескольких фильмах, но большого удовольствия от этого не получал. Пожалуй, единственный фильм, в котором отец играл с полной самоотдачей, - "Утомленные солнцем"".
Комментарии 29