4 июня 1965 года на новосибирском городском пляже было многолюдно.
Жара стояла неимоверная, и горожан потянуло к берегу Оби. В полдень мирный отдых граждан был нарушен возрастающим гулом самолёта. Внезапно показался боевой истребитель МиГ-17, который снизился и пошёл над самой водой в направлении Коммунального моста. Все оцепенели.
А самолёт, пройдя под центральной аркой, вынырнул с обратной стороны моста и резко взмыл в воздух.
Запечатлеть этот полёт никому не удалось («снимок», гуляющий по Сети – фотомонтаж). Специально не готовились, а телефонов с камерами тогда не было. Но было огромное количество свидетелей, в том числе и военных лётчиков. Они быстро засобирались и доложили командирам об увиденном уникальном трюке: пролёте под мостом на реактивном истребителе! Такого никто никогда не совершал.
Валентин Васильевич Привалов родился на берегу Истринского водохранилища, в деревне Пятница. Когда ему было 6 лет, началась война. И вот однажды он увидел, как пара советских истребителей (это были И-16) пронеслась прямо над крышей дома.
Для мальчика это было потрясение и озарение. Он твёрдо решил стать лётчиком.
Такая возможность появилась в 10-м классе, когда юноша начал заниматься в аэроклубе.
Окончив Армавирское лётное училище, Валентин Привалов по распределению попал в морскую авиацию на Балтике. Затем служил в Семипалатинске и Канске. Был большим энтузиастом лётной профессии и всегда мечтал сделать что-нибудь необыкновенное. Его кумиром был Валерий Чкалов, а его пролёт под мостом он считал не авиахулиганством, а показателем высочайшего мастерства пилота. И считал, что подобное возможно повторить и на современных самолётах.
Лётчики авиаполка, где служил Валентин, участвовали в учениях зенитно-ракетных войск. Для этого они из Канска прилетали в Новосибирск. В перерывах между полётами часто отдыхали на Оби. Когда Привалов увидел Коммунальный мост, он понял, что хочет как Чкалов пролететь именно под ним.
Осталось дождаться удобного момента.
Четвёрка лётчиков из Канска летала с интервалами 30-40 минут. 4 июня 1965 года, когда Привалов выполнил задание и вынырнул из облаков, он увидел прямо по курсу Коммунальный мост. Ни секунды не раздумывая, лётчик направил МиГ-17 к своей мечте.
Задача предстояла наисложнейшая.
Скорость – 700 км/час. Высота арки моста всего 30 метров, ширина – 120 метров.
На мосту люди и транспорт. На набережной тоже люди. Следом за Коммунальным мостом, меньше чем в километре, – Железнодорожный, а значит, надо будет немедленно уходить от него вверх.
В общем, одно неверное движение штурвалом, и трагедии не избежать.
Валентин Васильевич потом рассказывал, что был уверен в себе и машине настолько, что не почувствовал ни капли волнения. А когда проделал манёвр, то удивился, насколько быстро и гладко всё прошло. И даже уверовал в то, что никто ничего не заметил. Потому что дело могло закончиться увольнением из ВВС, а без неба и полётов он жизни не мыслил.
А дело, между тем, дошло до Министра Обороны СССР Малиновского. Всю четвёрку лётчиков из Канска арестовали.
Выявили авиахулигана и приготовились отдать его под трибунал. Но у Привалова нашлись влиятельные заступники. Например, Первый секретарь Новосибирского обкома партии Горячев. На местном авиазаводе производили истребители и бомбардировщики Су, а потому любили таких отчаянных асов. Вступился за лётчика и Командующий военным округом, тоже любивший профессионалов.
В то время в Новосибирске находился маршал авиации Евгений Савицкий. Привалова повезли на «разборки» к нему. Маршал ценил классных лётчиков, но был вынужден прилюдно отматерить Валентина Васильевича за «чкаловщину». Лётчик получил строгий выговор по партийной линии, но на этом и ограничились. В профессии авиахулигана оставили, он прослужил до 42-х лет. Потом ещё четверть века проработал в гражданской авиации авиадиспетчером и был отмечен Почётным знаком «Отличник воздушного транспорта».
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3