Окончил 7 классов неполной средней школы, затем фабрично заводское училище в Москве. Работал на Московском мясокомбинате, учился в ФЗУ при нём. Вскоре Виктор твёрдо решил пойти по стопам своих старших братьев (Александр служил в авиации бортмехаником, а Николай был морским лётчиком). Однажды, придя домой, Талалихин сообщил родителям, что записался в аэроклуб.
Смелый и беспокойный, Виктор жаждал совершить что-то из ряда вон выходящее. Часто ему приходилось краснеть на комсомольских собраниях после очередных лихачеств. "Юноша прекрасно летает, но с жаром в голове," - так отзывался о нём инструктор аэроклуба. Со временем Виктор стал умнее, он всё увереннее шагал в гору, постигая лётное мастерство. В 1938 году Талалихин был призван в ряды Красной Армии и вскоре окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов. Служил в составе 27-го истребительного авиаполка Московского военного округа.
Зимой 1939-1940 годов лётчики 3-й эскадрильи полка под командованием капитана Михаила Ивановича Королёва участвовали в советско-финской войне. По словам однополчан, уже тогда Виктор никогда не терял самообладания в бою, принимал всё более смелые и логичные решения. На Карельском перешейке Виктор Талалихин совершил 47 боевых вылетов, сбросил десятки бомб на вражеские аэродромы, склады с боеприпасами и горючим, на автоколонны.
В воздушных боях сбил лично и в группе с товарищами 4 самолёта противника. Орден Красной Звезды украсил его грудь.
Весной 1941 года Талалихин с отличием окончил курсы командиров авиазвеньев и получил назначение во вновь формируемый 177-й истребительный авиаполк. Аттестация, выданная курсами усовершенствования лётного состава, гласила: "В.В. Талалихин летать любит... Летает смело... В воздухе энергичен, сообразителен. Хорошо летает на истребителях И-153 и И-16. Может быть допущен к инструкторским полётам...
Достоин продвижения по службе на должность командира звена..."
Прибыв в полк, Виктор встретил там старого фронтового друга и бывшего командира эскадрильи 27-го иап - майора М.И. Королёва, который теперь командовал 177-м авиаполком. С началом Великой Отечественной войны лётчики 177-го истребительного авиационного полка защищали небо Москвы с юго-западного направления. Талалихин был командиром звена, затем заместителем командира эскадрильи. В последних числах июля 1941 года для Талалихина началась новая боевая жизнь на фронте. Его назначили заместителем командира 1-й эскадрильи. Вскоре командир эскадрильи капитан Гугашин вышел из строя, и Виктору пришлось продолжительное время исполнять его обязанности.
В эскадрилье знали Талалихина как требовательного, волевого командира и в то же время чуткого, внимательного товарища, умеющего найти пути к сердцу лётчика. Прежде чем распорядиться, принять решение, сделать вывод, он всегда старался вникнуть в суть дела. Подчинённые выполняли его приказы, понимая смысл того, что им поручено.
В ночь на 7 августа 1941 года, в воздушном бою при отражении очередного налёта немецкой авиации на Москву недалеко от деревни Кузнечики младший лейтенант Талалихин сбил таранным ударом немецкий бомбардировщик. Это был один из первых случаев применения ночного тарана.
Уже на следующий день, 8 августа 1941 года, Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда". Ему было всего 22 года.
После недолгого лечения он снова в строю. Проявляя высокое лётное мастерство и творчество в тактике ведения воздушного боя, показывая пример ратной доблести и товарищеской взаимовыручки, в последующих боях Талалихин уничтожил ещё 5 самолётов противника лично и 1 в группе. Только в октябре на его счету было 3 победы: 13-го числа он сбил 2 бомбардировщика Не-111, а 15-го - многоцелевой самолёт Ме-110.
27 октября 1941 года 6 истребителей под командованием Талалихина вылетели на прикрытие наших войск в район деревни Каменки, на берегу Нары (85 км западнее Москвы).
При подходе к немецкому аэродрому их встретила девятка Ме-109. Талалихин сбил один "Мессер" лично, а другой - в паре с ведомым Александром Богдановым. Но пулемётная очередь пришлась и по кабине его истребителя. Талалихин был тяжело ранен в голову, и вскоре чёрный столб дыма отметил место падения его машины...
Виктор Васильевич Талалихин был похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
За те немногие месяцы участия в Великой Отечественной войны Виктор Талалихин сбил 6 вражеских самолётов.
Был награждён орденами: Ленина, Красного Знамени, Красной Звезды. Отважный лётчик навечно зачислен в списки воинской части.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4