Работа над «Мгновениями», например, завершилась эпическим разрывом с Юлианом Семеновым и Микаэлом Таривердиевым.
Освоив, по ее словам, все кинопрофессии, от студийной уборщицы до второго режиссера, она обладала точным профессиональным слухом и в монтаже, и в музыкальном сопровождении фильмов, и прежде всего в работе с актерами.
Обожала репетиции, в ходе которых, по словам Армена Джигарханяна, выкраивала тончайшую «вязь» отношений между персонажами. И благодаря этому в ее фильмах сыграли одни из своих лучших ролей десятки актеров — от Людмилы Хитяевой, Клары Лучко и Вячеслава Тихонова до Юрия Яковлева, Леонида Куравлева и Олега Янковского.
Жизнь ее не щадила, как не щадила и все ее поколение.
Отец, инженер-экономист Моисей Аронович Лиознов, пропал без вести в рядах московского ополчения. Погибли и три брата ее матери.
Позже, уже после окончания ВГИКа (1949), она окажется без работы и будет на пару с мамой портняжничать, пока не закончится период «малокартинья» и на студиях не откроются новые вакансии.
Но еще до ВГИКа, вернувшись из свердловской эвакуации, она поступила в МАИ.
Проучилась там всего один семестр, но авиатема оставалась для нее родной.
Летчикам посвящены ее дебют «Память сердца» (1958), трогательный фильм о сбитом над Россией английском летчике, возвращающемся в СССР с друзьями, чтобы найти спасшую его учительницу — там, кстати, снялись аж четверо английских экспатов, более или менее работавших на нашу разведку,— и фильм памяти погибших испытателей первого советского реактивного истребителя «Им покоряется небо» (1963), образец «сурового стиля».
Ее приемной дочерью станет дочь друга-испытателя.
Во ВГИКе Лиознова окончила легендарную актерско-режиссерскую мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой, работала вторым режиссером на «Молодой гвардии» (1947).
Сама она говорила о Сергее Аполлинариевиче как о символическом отце, «идеологе», «носителе мужского начала».
Комментарии 5