Драматичные воспоминания Героя Советского Союза штурмана Павла Галкина
«Я как–то в свободное время по корабельным справочникам, где прописаны все суда и тип вооружения на них, посчитал, сколько за время атаки по нам выпускалось боеприпасов. Получилось примерно 300 000 снарядов и пуль. Я счастливчик для военно–морской авиации, потому что остался в живых».
Так вспоминал о своей службе Герой Советского Союза Павел Галкин. В годы Великой Отечественной он был штурманом торпедоносца Северного флота. Гвардии лейтенант участвовал в сложнейших операциях по атаке вражеских кораблей: совершил 22 боевых вылета, потопил две подводные лодки, мотобот и транспортное судно.
В сегодняшнем материале рассказываем, почему работа торпедоносцев была самой опасной в авиации и что вспоминал ветеран о войне.
Павел родился 15 декабря 1922 года в деревне Нижняя Ищередь под Рязанью. После семи классов поступил в педагогический техникум по специальности учителя русского языка и литературы, окончил его в 1940 году.
Вскоре начал работать по специальности в сельской школе, а в декабре 1940 года Галкина призвали на службу во флот. Сначала он был радистом в зенитном дивизионе, а в мае 1941 года его зачислили в военно-морское училище. В июле 1943 года после его окончания Павел стал штурманом 29-го бомбардировочного полка ВВС Северного флота.
Первые вылеты он совершал на советском бомбардировщике Пе-2. Его экипаж был сформирован еще в училище, в боевой обстановке он действовал слаженно.
В одном из боев их самолет атаковал немецкий конвой и попал под удар немецкого истребителя. Противник атаковал из «мертвой зоны» и нанес серьезные повреждения в хвостовой части. Стрелок-радист Борис Боровой получил тяжелое ранение, но летчик Павел Сердюк смог дотянуть до аэродрома и посадить Пе-2.
Однако после этого вылета экипаж расформировали: стрелка-радиста отправили в госпиталь, а летчик из-за повреждения руки был переведен в штурмовую авиацию.
Павла Галкина зачислили штурманом в 9-й гвардейский полк торпедоносцев, который летал на американских бомбардировщиках А-20 «Бостон». Гвардии лейтенант быстро освоил новую машину и продолжил боевые вылеты.
Успешно выполнять задания Галкину помогала хорошая подготовка и постоянное самообразование. Вскоре молодой гвардии лейтенант стал одним из лучших штурманов полка. Вот что вспоминал ветеран:
«Нам досталась землянка, в которой когда-то размещался политотдел, и кто-то, видимо, занимался научной работой. Там была библиотека и книги по философии.
Я всё свободное время читал те книги, которые там были. А там был и Кант, и Гегель, и Шопенгауэр, и Фейербах. Мне уже было по силам тогда понимать смысл этого текста, т.к. я закончил педагогический техникум, а у нас была хорошая программа.
Кроме философской литературы я много читал и художественную. «Божественную комедию» Данте, Байрона, «Одиссею» Гомера, Лермонтова и Пушкина. И не по школьной программе, а сам. Естественно, я изучал и астрономию, и радиотехнику, и прочее».
Галкин попал в экипаж к Евгению Францеву, опытному летчику, в совершенстве владевшему машиной. Павел Андреевич вспоминал, что они понимали друг друга с полуслова и действовали единым организмом. Благодаря отличной подготовке и взаимодействию экипаж добивался успехов.
2 апреля 1944 года А-20 в районе норвежского острова Арнейа атаковал транспортное судно водоизмещением 10 тысяч тонн и успешно поразил его торпедой. Работа торпедоносцев была связана с огромным риском, вот что вспоминал ветеран об одном из боев:
«Мы вылетели на цель — четыре транспорта и 16 боевых кораблей… Сама по себе торпедная атака с самолёта требует, чтобы высота сбрасывания была не ниже 30 и не выше 70 метров. Иначе торпеда упадёт и повредится.
Скорость тоже должна быть ограничена, и никаких скольжений, прямолинейный горизонтальный полёт — это боевой курс к моменту сбрасывания. Во время атаки о немецких истребителях мы особенно и не думали. Основное — огонь зенитный. А что представляет из себя артиллерийский огонь — это рассказать, словами передать практически невозможно.
Впереди нас действительно вот все [было прошито] трассирующими. И надо было найти в этой смертельной сети место, прореху в обороне противника. Поэтому торпедоносцы в среднем выполняли по статистике где-то 4,8-5 атак к моменту своей гибели.
Мы потопили два транспорта, но и вернулись только вдвоём. Два самолёта там остались. Ведущий на горящем самолёте шел в атаку, а в правого ведомого попал крупный снаряд, он развалился в воздухе и — в воду. Остался только левый ведомый, молодой лётчик, прижался к нам».
12 сентября 1944 года Галкин был отправлен в госпиталь на операцию. А 15 сентября его экипаж отправился на задание с новым штурманом Василием Легкодымовым, во время выполнения которого все члены экипажа погибли.
Ветеран очень тяжело переживал смерть своих друзей и боевых товарищей. После лечения Галкин был направлен на учебу на Высшие офицерские курсы ВВС ВМФ, окончил их в 1945 году.
За свои заслуги Павел Андреевич Галкин был удостоен звания Героя Советского Союза.
В мирное время он продолжил службу, после выхода в запас работал в Ейском высшем военно-авиационном училище. Ветеран скончался 15 июня 2021 года в возрасте 98 лет.
Похоронен с воинскими почестями на Новом кладбище Ейска.
Бюст П. А. Галкина, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на территории музея ВВС СФ на Аллее героев-авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 года на улице Преображенского в посёлке Сафоново города Североморск Мурманской области (автор Э. И. Китайчук).
Именем П. А. Галкина названа школа в селе Пустотино Кораблинского района Рязанской области (2021).
Имя Героя выбито на Мемориале Героев Советского Союза в Краснодаре.
Имя Героя выбито на Мемориал Победы в Великой Отечественной войне на площади Победы в Рязани.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 3