О таких, как он, говорили: «Звезда первой величины».
Этим человеком был дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской и двух Сталинских премий генерал-лейтенант инженерно-танковой службы Павел Михайлович Зернов (1905-1964).
Павел Михайлович в своих совсем небольших по объему воспоминаниях (всего 20 страниц) под названием «Краткое автобиографическое описание моей жизни» писал:
«... Проработал батраком около 1,5 лет и в июне 1919 г. поступил через биржу труда на Кольчугинский завод, сначала рассыльным, а потом рабочим… На заводе (мне было 15 лет) вступил в ряды комсомола.
Была у меня тогда мечта – хотел уехать на фронт вместе с другими комсомольцами завода. Записали меня добровольцем, а поехал я вместе с товарищами … возить дрова для завода. Задание было выполнено, и до весны 20-го года завод был обеспечен местным топливом. Так началась моя активная работа в рядах комсомола ...»
У него с детства был интерес к разным механизмам, приборам. При первой возможности что-то разбирал и заново собирал. От комсомола и пошел учиться по этому направлению — на рабочем факультете в Институте народного хозяйства имени Г.М.Плеханова, а с 1929 по 1933 годы — в Высшем Техническом училище имени Н.Э. Баумана.
После «Бауманки» и защиты диплома по специальности «инженер-механик по двигателям внутреннего сгорания», Зернова решили оставить аспирантом. Он был старшим инженером, а позже научным сотрудником в лаборатории. А еще он руководил конструкторской группой по проектированию двигателей на Горьковском автозаводе.
После окончания аспирантуры в 1937 году, Зернов защитил диссертацию, стал кандидатом технических наук.
А в феврале 1938 года молодой ученый стал главным инженером Главного управления дизелестроительной промышленности. Спустя полгода Зернов стал начальником Главного управления тракторной промышленности наркомата машиностроения СССР.
Ему 33 года, а он уже опытный, признанный специалист и его часто посылают туда, где возникают проблемы.
Так, для производства дизелей для подводных лодок в Германии купили соответствующие чертежи. Производство решили начать на заводе «Русский дизель». Но внезапно возникла проблема. Зернов вспоминал:
«... В течение месяца изо дня в день и ночью, я находился в сборочном и сдаточном цехах завода. Дизели, поставленные под полную нагрузку на 72 часа непрерывной работы, один за другим выходили из строя через 40–50 часов ...».
После упорных поисков причины, работая вместе с другими конструкторами, Павел Михайлович выясняет, что в чертежах имеется такая совсем ма-а-ленькая и на первый взгляд совсем незаметная неточность, из-за которой все и происходило. Дефект исправили, дизеля заработали нормально. Интересно, так же было у немцев или это только для СССР сделали? Второе вероятней.
Или командировка в Мелитополь. Там у дизелей стали разрушаться коренные подшипники коленчатых валов. Вновь долгий поиск, проверка всего, бессонные ночи. Но в итоге причина аварий найдена - при изготовлении подшипников использовались материалы низкого качества. Зернов пишет об этом кратко:
«Наведён был порядок и культура в производстве, дизеля пошли нужного качества».
А он уже в Горьком — командировка на завод «Двигатель Революции», где Зернов налаживает выпуск двигателей. Когда все завершено, он уже на заводе «Коммунист».
Такая результативная работа приводят к тому, что с февраля 1939 года Павел Михайлович уже заместитель наркома среднего машиностроения СССР, а спустя полтора года он — Председатель Всесоюзного комитета стандартов при СНК СССР.
Руководство страны понимало — без стандартизации не добиться стабильного качества продукции.
Ситуация была неоднозначная — главные инженеры попадали под суд за проблемы с качеством, а стандарты качества как раз до сих пор еще и не созданы...
Как вспоминал один из соратников Павла Михайловича:
«Запущенность дела стандартизации и суровость мер наказания за несоблюдение стандартов вызывали необходимость принятия быстрых решений».
Плохо в стране с тракторами, все три тракторных завода, Челябинский, Сталинградский и Харьковский, регулярно не выполняют план. Зернов писал:
«... Меня вызвали в ЦК ВКП(б) и сказали: поезжай на заводы, разберись с обстановкой на месте, прими необходимые меры по налаживанию работы… В течение двух с лишним месяцев я побывал на тракторных заводах.
Первое, что было сделано: выдвинуты новые кадры и назначены директора …
На Сталинградском тракторном я узнал, что созданный артиллерийский тягач был окрещён как "вредительский". Кто первым поставил это клеймо, так и не выяснил, но тягач на вооружение Красной армии не принимался.
Я познакомился с конструкцией, поездил на тягачах в районе завода и пришёл к выводу: зря бракуют. Позвонил в ЦК ВКП(б), доложил своё мнение и попросил разрешение направить два тягача своим ходом с полной нагрузкой из Сталинграда в Москву. Это будет настоящее испытание, так как тягачам надо пройти 1000 км по бездорожью в весенне-зимнюю распутицу.
Тягачи благополучно прибыли в Москву. Они были приняты на вооружение Красной армии ...»
Очень интересный пример с «вредительским тягачом». Реальное вредительство же было! Это к тому, что немало самых настоящих врагов сидело на разных местах и реально вредило стране, ее развитию. После окончания Гражданской войны сколько лет прошло? Не все же недовольные из тех, кто был «всем, а стал никем», покинули страну, немало их осталось. И не все из оставшихся смирились с текущим положением...
... А Зернов уже погружен в дела автомобильной промышленностью ... спустя время он уже на вагоностроительном заводе на Урале ... еще проходит время и Зернов уже погружен в выпуск новых сплавов на металлургическом производстве …
О напряженности работы, буквально на пределе сил, свидетельствует вот такой случай.
31 декабря 1940 года его вызывают в ЦК партии. Внезапно, в ходе разговора, Павел Михайлович вдруг потерял сознание. Очнулся он только на следующий день у себя дома. Проспал Павел Михайлович больше 20 часов! Позднее в ЦК его сильно отругали — там узнали, что накануне вызова в ЦК Зернов в течении нескольких суток реально не спал! Была очень напряженная работа.
С началом Великой Отечественной Зернов в числе тех, кому поручается решение вопросов по выпуску боевой техники и вооружения.
15 июля 1941 года ему поручено в течение месяца наладить выпуск необходимых армии крупнокалиберных пулеметов и создать все условия для увеличения их выпуска. Через месяц доклад Павла Михайловича - «Задание выполнено».
В сентябре 1941 года Зернов, одновременно к имеющейся уже должности, был назначен заместителем Народного Комиссара танковой промышленности СССР. Он проработал в этой должности всю войну.
Следует срочная командировка в Харьков — эвакуировать танковые заводы на Урал. Зернов покинет Харьков одним из последних, а на следующий день город будет захвачен врагами.
Новое задание — Сталинград. Необходимо наладить производство танков, используя судоверфь. Павел Михайлович писал:
«... Трудности были невероятные, наступила зима, цехов не было, оборудование ставить было негде. Люди жили где попало, продовольствие кончалось, начались бомбёжки. Героическим трудом приехавших рабочих были выстроены цеха, смонтировано оборудование и налажено производство броневых корпусов и танков. Задание ГКО выполнено ...»
Из Сталинграда он летит в Москву — работать в наркомате. Но кабинетная жизнь не для Зернова. Павел Михайлович вспоминал:
«Я попросился назначить меня на самый трудный участок – на производство».
Его командируют в Нижний Тагил — получено задание резко увеличить выпуск Т-34. В итоге завод не только выполняет задание, но и перевыполняет его.
И так всю войну. Вот он снова в Сталинграде — во главе комиссии, которой поручено определить, как восстанавливать промышленные предприятия и сам город. Закончив с этим, Зернов летит в Ленинград — готовить проект восстановления Кировского и Ижорского заводов. А потом, без перерыва, череда новых командировок — Калинин, Днепродзержинск, Венгрия, Берлин, вновь возвращение в Ленинград ...
В 1944 году Зернову поручено новое и очень важное задание - строительство Крымского моста. Мост планировался длиной 4,5 км, он должен был соединить берега Кавказа и Крыма. Забегая вперед, стоит сказать, что мост был построен за 150 дней. Первая свая была вбита 1 июля 1944 года, а первый поезд прошел уже 3 ноября …
Масштабы строительства поражали — требовалось забить тысячи свай, смонтировать 15 тысяч тонн пролетов и опор, уложить более 5 тысяч кубометров бетона и отсыпать 35 тысяч кубометров каменных дамб. При этом все необходимые материалы надо было где-то найти и доставить к месту строительства. Не были же они складированы прямо перед будущим мостом!
Зернов решил использовать доставшийся трофейный металл, брошенный гитлеровцами. Но его не хватало даже на половину пролетов и опор. Тогда Павел Михайлович, возглавивший решением Ставки УВВР N12 (Управление военно-восстановительных работ), нашел простой, но в тех условиях гениальный выход — для строительства использовать элементы разрушенных мостов на Днепре.
Строители уложились в срок — 3 ноября 1944 года через Керченский пролив прошел первый поезд. По традиции, как вспоминали очевидцы, руководители стройки встретили прохождение первого поезда, стоя на лодках прямо под мостом.
Мост был построен, но было немало временных деревянных свай. Их планировалось заменить к 1 января 1945 года. К этому же сроку в планах было установить 123 ледореза. Тогда Керченский мост точно бы выстоял. Но, во-первых, успели установить только пять. Причина была объективная — сильно помешали очень затяжные в ту зиму шторма.
А во-вторых, из-за очень сильных морозов, совсем не по погоде, в Азовском море образовался аномально толстый слой льда...
Стоит еще учесть, что к зиме 1944 года керченский мост потерял свое важное стратегическое значение — война покатилась дальше, на Запад. Это отразилось на снабжении строительства ресурсами.
А в феврале 1945 года наступило очень резкое потепление, лед начал движение в Черное море через Керченский пролив. И всей своей огромной массой лед навалился на опоры моста, они и не выдержали ...
Сам же Павел Михайлович в это время уже несколько месяцев работал в другом месте — осенью 1944 года был назначен директором завода «Красное Сормово», Крымский мост достраивался уже без него.
За время существования Крымского моста по нему прошло более двух тысяч эшелонов с топливом и боеприпасами для фронта.
Если кто-нибудь скажет, что Керченский мост был авантюрой Сталина, вспомните эту цифру — «2 тысячи эшелонов», которые внесли свой вклад, приближали Великую Победу.
По воспоминаниям, когда о катастрофе с мостом доложили Сталину, он помолчав, сказал:
«Наверное, мы ошиблись, забрав оттуда товарища Зернова. Но на новом месте он нужнее, а когда потребуется, новый мост мы там построим».
Далее Павел Михайлович, вместе с войсками 1-го Белорусского Фронта, был на территорию Германии и до ноября 1945 года.
Академик Ю.Б.Харитон, который также был командирован в Германию, вспоминал, что повсюду видел таблички, на которых было написано - «Хозяйство Зернова». У Юлия Борисовича сложилось впечатление, что на этих территориях всем заправляет только генерал Зернов.
Еще в феврале 1943 года ГКО СССР утвердил программу работ и исследований по практическому использованию внутриатомной энергии. Так начинался советский Атомный проект. Зернов писал:
«В феврале 1946 г. новое назначение. Дело абсолютно новое. Пришлось всё начинать сначала. Задание особое…».
Согласно Постановлению СМ СССР № 805-327 сс «Вопросы Лаборатории № 2» от 9 апреля 1946 г. заместитель министра транспортного машиностроения П.И. Зернов назначен начальником КБ-11 с освобождением от текущей работы по министерству;
проф. Ю.Б. Харитон — главным конструктором КБ-11 по конструированию и изготовлению реактивных двигателей.
Так начинался легендарный «Арзамас-16».
Но уже тогда у Павла Михайловича появились проблемы с сердцем - сказывалась постоянная работа на износ, бессонные ночи, частые командировки, отдых урывками ...
Под руководством Зернова осуществлялось строительство лабораторных зданий, создавалась экспериментальная база, на которой велись все необходимые научно-исследовательские и конструкторские работы по подготовке конструкции первой советской атомной бомбы.
С 1946 по 1950 годы в Арзамасе-16 было построено и реконструировано более 350 различных зданий и сооружений, в том числе производственные корпуса, магазины, дома, детские сады, школы, больницы, аптека, стадион, общежития, столовые и т.д.
Инфраструктура — прокладка тепловых сетей, водопровод, электроснабжение, связь, транспорт. Были проложены автомобильные и железные дороги на территории секретного объекта. И все это надо было делать оперативно, в кратчайшие сроки, но качественно.
В работе КБ-11 не было никакой бюрократии, отмечалась забота о сотрудниках, умение коллективно отдыхать, уделялось внимание молодежи. Словом, работа шла на перспективу.
Какой энергией и какими способностями должен был обладать человек, чтобы справиться с таким неимоверно сложнейшим делом? Это было под силу далеко не каждому и не просто хорошему, а очень сильному, прекрасному организатору.
Именно таким и был генерал-майор инженерно-танковой службы Павел Михайлович Зернов.
29 августа 1949 года на Семипалатинском полигоне был осуществлен взрыв первой советской атомной бомбы РДС-1.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1949 года Павлу Михайловичу Зернову было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
В 1950 году очень серьезно напомнило о себе больное и, увы, сильно изношенное сердце Павла Михайловича — тяжелый инфаркт. На семь месяцев он выпал из рабочего графика и уже не смог продолжить работу в КБ-11.
После выздоровления его перевели в аппарат Первого Главного Управления при Совете Министров СССР, где Зернов возглавил работы по созданию новых образцов ядерного оружия.
В 1953 году Павел Михайлович назначается начальником Главного управления приборостроения Министерства среднего машиностроения СССР.
Но здоровье, сердце, сильно изношенное годами тяжелейшей, непрерывной работы, стало просто подводить. Павла Михайловича перевели на более спокойную работу — заместителем министра среднего машиностроения, где он стал курировать создание новых образцов оружия.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1956 года Павлу Михайловичу Зернову было во второй раз присвоено звание Героя Социалистического труда.
В 1963 году Павлу Михайловичу было присвоено звание генерал-лейтенанта инженерно-танковой службы и состоялось последнее в его жизни назначение — заместителем председателя Государственного комитета по среднему машиностроению СССР.
Кто когда-либо работал с Павлом Михайловиче Зерновым, вспоминали, что в самых сложных ситуациях он всегда был спокоен и доброжелателен. Никогда не кричал на подчиненных и не грозил самыми суровыми карами, но в его присутствии все работало как часы. Это качество особенно ценно было в начале войны, когда сплошь и рядом была всеобщей неразбериха, суета, временами даже паника.
Павел Михайлович — почетный гражданин города Сарова. В городе его именем названа улица, а на здании ВНИИ экспериментальной физики установлена мемориальная доска.
https://dzen.ru/a/ZydO6FXu2yBOUA6a#Саров #Арзамас16 #оружие #Победа #индустриализация
Комментарии 14
Всех - кто на слуху, кого несправедливо осудили, кто просто забыт, ПОИМЁННО золотыми буквами вписать в историческую память и чтобы никто, в течении столетий не смог стереть.