Из Воспоминаний Евгения Никитина, бойцаЛенинградской сводной студенческой автоколонны,работающей в Кокчетавской обл. Казахстана,----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Я сейчас не могу вспомнить организатора Сборной студенческой механизированной бригады г. Ленинграда. Мы сразу откликнулись,т.к думали заработать немного денежки летом. От нашей группы я помню только Анатолия Володю и Валеру.Мы сразу скорешились.Подготовку не припоминаю и как доехали не припоминаю.Нам пообещали машины с капитального ремонта Автопредприятия г. Ленинграда . Машины прибыли отдельно от нас на платформах на станцию.(не помню название). Машины пригнали на Автобазу,где в дальнейшем мы проживали. Машины были ЗИС 150 (ЗАХАР) . МЫ скорешились своей группой-четвёркой. Наша задача была доставлять бутовый камень из карь ера на студенческие строительные
...Ещё
Из Воспоминаний Евгения Никитина, бойцаЛенинградской сводной студенческой автоколонны,работающей в Кокчетавской обл. Казахстана,----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- Я сейчас не могу вспомнить организатора Сборной студенческой механизированной бригады г. Ленинграда. Мы сразу откликнулись,т.к думали заработать немного денежки летом. От нашей группы я помню только Анатолия Володю и Валеру.Мы сразу скорешились.Подготовку не припоминаю и как доехали не припоминаю.Нам пообещали машины с капитального ремонта Автопредприятия г. Ленинграда . Машины прибыли отдельно от нас на платформах на станцию.(не помню название). Машины пригнали на Автобазу,где в дальнейшем мы проживали. Машины были ЗИС 150 (ЗАХАР) . МЫ скорешились своей группой-четвёркой. Наша задача была доставлять бутовый камень из карь ера на студенческие строительные объекты. Работа пошла .Но у многих машины стали выходить из строя ,застучали двигодели. Мы нашей группой предварительно подготовили машины для работы в тяжолых условиях. Освободилось несколько прицепов и мы ВПЕРВЫЕ подцепили по второму прицепу к своей машине. Стали возить по 12тонн камня. Расстояние до карьера было около 200 км. Старались ездить группой . назначали старшего в конце колонны. Это кек правило был я. Ездили мы группой 3-4 машины. Условия были очень тяжелые, дорога-солончак,машина с грузом проваливаетсь по саму ось. Скорость не больше 30 -40 км. В основном на 2-3 передачи. Был ?о очень жарко,двигатели перегевались , а по етому всё скабины снимали для проветривания двигателя. Ночи были прохладные- это нас и спосало. Двигатель расколялся до красна. На борту всегда была бочка с водрй,иначе нельзя. Приключений было много. Работали круглые сутки-всем надо было заработать и строителям. Отдыхали только во время разгрузки машины. Были и курьёзы,стычки сместным населением,когда мы посещали клуб,в основном это с АРМЯНАМИ .Вопоминаний мног. По просьбе руководства Региона нас попросили задержаться и мы 3 машины продолжали работать до конца сентября. По окончании работы сдали машины руководству автобазы. Добирались в ПИТЕР ПОЕЗДОМ. На эт ом наша работа закончилась. А после сыграли СВАДЬБУ
Я был командиром отряда.Отряд был награжден памятным знаменем ЦК ВЛКСМ Литвы, а я награжден грамотой, так же ЦК ВЛКСМ Литвы. Отряд располагался в г. Покруоисе. Жили в зданиях сельхозтехникума. Отряд численностью был 70 чел. К нам относились хорошо и провожали очень тепло. Комисаром был Д. Закс, завхозом Г. Шейнин. Удалось даже организовать культурную поездку в курортный район Паланги. Фотографий об этом отряде у меня не сохранилось. Большая часть руководящего звена поехали со мной на следующий год в Каракалпакию. Кому этот материал интересен можете воспользоваться.
Это котлован в депо Ачинска под скатоспускную канаву для демонтажа-монтажа колёсных пар тепловозов. Проектная отметка дна - 6 метров.К нашему прибытию железная дорога Ачинск -Абалаково уже строилась 11 лет. Смета была выбрана и нам суждено было отщипывать жалкие крохи! Из-за долгостроя уровень вечной мерзлоты под крышей депо поднялся , на удивление местным, до 2,5-3 -х метров от поверхности. Днём мы с Генподрядчиком заактировали тяжёлую разработку грунта вручную, ночью же набили в мерзлоту электроды из арматуры и подтащили к ним 380 Вольт. Из мерзлоты "добыли" ужасно липкую мастику из глины, которая нивкакую не желала отлипать от лопаты! Пробовали разогревать лопаты на костре, хватало тепла на пару бросков! Спалили с полсотни черенков, измучили нашего бригадного плотника Лёву Яковлева, эффект оставлся плачевен. Окончательно нащупали замечательную технологию , опять же на удивление местным! В котлован спустили металлическую ёмкость. Напустили в яму воды по щиколот
...Ещё
Это котлован в депо Ачинска под скатоспускную канаву для демонтажа-монтажа колёсных пар тепловозов. Проектная отметка дна - 6 метров.К нашему прибытию железная дорога Ачинск -Абалаково уже строилась 11 лет. Смета была выбрана и нам суждено было отщипывать жалкие крохи! Из-за долгостроя уровень вечной мерзлоты под крышей депо поднялся , на удивление местным, до 2,5-3 -х метров от поверхности. Днём мы с Генподрядчиком заактировали тяжёлую разработку грунта вручную, ночью же набили в мерзлоту электроды из арматуры и подтащили к ним 380 Вольт. Из мерзлоты "добыли" ужасно липкую мастику из глины, которая нивкакую не желала отлипать от лопаты! Пробовали разогревать лопаты на костре, хватало тепла на пару бросков! Спалили с полсотни черенков, измучили нашего бригадного плотника Лёву Яковлева, эффект оставлся плачевен. Окончательно нащупали замечательную технологию , опять же на удивление местным! В котлован спустили металлическую ёмкость. Напустили в яму воды по щиколотку. Далее уже глина отваливалась от лопаты со смаком! Ёмкость же опорожняли краном
ответить
16:29
Заслуживает внимание, что снимок нас в яме не удалось отснять фотокореспондентам газеты "Комсомольская Правда", так как они пытались искусственно "построить" нас позировать. Запомнились чудеса и превратности Советских расценок в строительстве.Бетонную смесь нам на "яму" возили за 15 километров по ухабистой дороге добитые самосвалы , кажется , даже не ЗИЛы, а ещё доисторические ЗИСы. Цементное молоко из них вытекало в пути. Ни с лопатами ни с кувалдами бетон из самосвала выгружаться не желал. Процессу помогала только тяжеленная вибробулава, что было совсем не подарком! Расценка же за выгрузку 1 метра куб. из самосвала была копеек 7. Недели через 3-4 в выходной, экскурсию на строящуюся Красноярскую ГЭС в Дивногорске нам устроил командир стройотряда В.Гинсбург, Потрясла меня кроме гигантских масштабов стройки (например гвоздь для опалубки длинной более 200 мм.) разгрузка новеньких 7 тонных самосвалов с бетоном , со встроенным в кузов стационарным вибратором. Водителю галошу указывала красным флажком девушка, чуть ли ни в миниюбке! Пару минут и бетон выгружался. Всё те же 7 копеек за куб! По памяти вспоминаю нашу доблестную бригаду. Володя Коваленко, Боря Мордухович, Толя Шашкин ( ещё пока не отправленный домой за нарушение режима),Миша Киселёв, Лёва Яковлев и Виктор по прозвищу " Клячкин". Кажется был ещё Бурлаков. Простите, кого не вспомнил! Кроме скромного вознаграждения , командир сумел продавить нам на всю бригаду Почётную Грамоту ЦК ВЛКСМ, которая, увы,досталась только бригадимру. Мораль, читатель, такова, Если встретите господина Дерипаску и его улыбчего финансиста А.Лившица объясните им , что надо делиться, хотя бы через благотворительность Из воспоминаний Андрея Кроткого, бригадира отряда " Ачинск-66".
Из воспоминаний Андрея Кроткого по 4 разъезду ж.д.Гурьев- Астраханьтебя заинтересовал четвёртый разъезд ж/д Гурьев-Астрахань. Формально командиром действительно был Андреев, хотя все материальные ценности , включая специальный инструмент, организовывал я в качестве завхоза. В тот же год в наш отряд, если ты помнишь, влились 25 парней - рижан из института Гражданской авиации.
17:20
Ребята работящие, но и требовательные! Андреев же вёл себя, неожиданно для меня, а качество его работы в Майском было неплохое в роли комиссара, форменным краснобаем! Я, пытаясь уложиться в заданную заранее суточную стоимость расходов мотался по 20 часов в дельту Волги, преодолевая по 7 паромов в одну сторону за более дешёвыми продуктами, загонял 3-х шоферов, сам рулил , не имея водительских прав, а Андреев считал ниже своего достоинства, заглянуть на кухню, чтобы проверить закладку продуктов за поварамми
...Ещё
Из воспоминаний Андрея Кроткого по 4 разъезду ж.д.Гурьев- Астраханьтебя заинтересовал четвёртый разъезд ж/д Гурьев-Астрахань. Формально командиром действительно был Андреев, хотя все материальные ценности , включая специальный инструмент, организовывал я в качестве завхоза. В тот же год в наш отряд, если ты помнишь, влились 25 парней - рижан из института Гражданской авиации.
17:20
Ребята работящие, но и требовательные! Андреев же вёл себя, неожиданно для меня, а качество его работы в Майском было неплохое в роли комиссара, форменным краснобаем! Я, пытаясь уложиться в заданную заранее суточную стоимость расходов мотался по 20 часов в дельту Волги, преодолевая по 7 паромов в одну сторону за более дешёвыми продуктами, загонял 3-х шоферов, сам рулил , не имея водительских прав, а Андреев считал ниже своего достоинства, заглянуть на кухню, чтобы проверить закладку продуктов за поварамми и откровенно устроил для себя дом отдыха в лагере.
Рижане взбунтовались, к ним присоединились некоторые наши экстремисты, полагаю , что и Матвиенко был в их числе, а также Серёга Сабуров. Все требовали отстранения Андреева от должности. Но отработано уже половина срока, скандал возник не ко времени. Я уговорил рижан оставить Андреева номинальным командиром, всё равно от него уже ничего не зависело. Послушали меня. Позже Андреев нагадил с премиальными и мне. Для меня тот год из всех 5 стройотрядов был самый тяжёлый и в физическом и психологическом плане, поэтому при упоминании об Андрееве меня до сих пор тянет блевать без спиртного
Из воспоминаний Владимира Гинзбурга. 1. На строительстве ж.д. Ачинск-Аболаково командиром сводного отряда был Генрих Вишневский,а комиссаром Александр Михайлушкин.Наш отряд стоял в Ачинске. Участвовали в строительстве депо. Было указание штаба о запрете всех поездок в отрядах.Наш же отряд побывал и на Красноярских столбах и на строительстве Красноярской ГРЭС и неоднократно выезжали с ночёвкой в тайгу за кедровыми шишками. И когда мы возвращались в Ленинград почти из всех отрядов(они стояли в тайге) к нам ходили за шишками. Но не это главное. Главное была афёра.:свод. штаб составил липовые списки по отрядам об отъезде 5-6 человек с каждого отряда вне эшелона.Управления должны были выдать на этих людей наличными. Только наш отряд,опередив штабников.,получил эти деньги,которые вошли в" общаг "отряда.Начиная с поезда и далее в горкоме комсомола,(включая Ковалевского)меня трясли за эти деньги(более 1000 рублей). Но отряд им их не вернул.На этом моя "карьера&quo...ЕщёИз воспоминаний Владимира Гинзбурга. 1. На строительстве ж.д. Ачинск-Аболаково командиром сводного отряда был Генрих Вишневский,а комиссаром Александр Михайлушкин.Наш отряд стоял в Ачинске. Участвовали в строительстве депо. Было указание штаба о запрете всех поездок в отрядах.Наш же отряд побывал и на Красноярских столбах и на строительстве Красноярской ГРЭС и неоднократно выезжали с ночёвкой в тайгу за кедровыми шишками. И когда мы возвращались в Ленинград почти из всех отрядов(они стояли в тайге) к нам ходили за шишками. Но не это главное. Главное была афёра.:свод. штаб составил липовые списки по отрядам об отъезде 5-6 человек с каждого отряда вне эшелона.Управления должны были выдать на этих людей наличными. Только наш отряд,опередив штабников.,получил эти деньги,которые вошли в" общаг "отряда.Начиная с поезда и далее в горкоме комсомола,(включая Ковалевского)меня трясли за эти деньги(более 1000 рублей). Но отряд им их не вернул.На этом моя "карьера"в ССО вне института была закрыта.Хотя я к этому и не стремился. Я любил работать в ЛССО.Именно с моих ранних отрядов заложился принцип,"коммунна", а не бригадный подряд. Отвальная( на большом костре сжигали чучела студентов -целинников и всего оставшегося хлама после нас-в дальнейшем в некоторых отрядах это называлось "рвачка". Привальная-встреча бойцов в кафе или ресторане.Соблюдение "сухого "закона. Были случаи отчисления за это из отрядов.Посвящение молодых бойцов в строителей.Это началось с 3 отряда,потому-что в первом буквально все были первый раз,а во-втором только командир,комиссар и завхоз были повторно.Есть что вспомнить.До
2..Посмотрите газету" Кадры приборостроению" номер34 за19.11.69г.. Там есть подборка"Ленинский трудовой семестр". 1) Статья" 60 дней в Средней Азии" автор-Юрий Этингоф.2)Статья "Мубарек в июне,июль в Мубареке" -автор-Тамара Дмитриева.3) Статья"Клянусь скорпионом"-автор-Вячеслав Симанин.4)Статья "Не надо салютов"-автор-Олег Вайсман. И ряд фотографий.История создания отряда такова. В феврале в ректорат института приезжал управляющий треста "Бухара газ пром строй".Товаровский с просьбой направить ещё один ССО,кроме запланированных двух отрядов Областным штабом.(Ему очень понравилась работа литмовцев в1968 г.)Ректорат согласился с условием направления из треста 30 отделочников для работы в строящемся новом корпусе института,которые были направлены и работали июль,август.В феврале я защитил диплом и был распределён в ЦНИИПА.Однажды меня вызывают в партком и предлагают сформировать указанный отряд. Я согласилс...Ещё2..Посмотрите газету" Кадры приборостроению" номер34 за19.11.69г.. Там есть подборка"Ленинский трудовой семестр". 1) Статья" 60 дней в Средней Азии" автор-Юрий Этингоф.2)Статья "Мубарек в июне,июль в Мубареке" -автор-Тамара Дмитриева.3) Статья"Клянусь скорпионом"-автор-Вячеслав Симанин.4)Статья "Не надо салютов"-автор-Олег Вайсман. И ряд фотографий.История создания отряда такова. В феврале в ректорат института приезжал управляющий треста "Бухара газ пром строй".Товаровский с просьбой направить ещё один ССО,кроме запланированных двух отрядов Областным штабом.(Ему очень понравилась работа литмовцев в1968 г.)Ректорат согласился с условием направления из треста 30 отделочников для работы в строящемся новом корпусе института,которые были направлены и работали июль,август.В феврале я защитил диплом и был распределён в ЦНИИПА.Однажды меня вызывают в партком и предлагают сформировать указанный отряд. Я согласился с условие переноса выхода на работу в ЦНИИПА на сентябрь месяц и трудоустройством до июля(я уже был женат и имел дочь).Эти вопросы были решены.Меня оформили начальником какой-то лаборатории.Но я работал непосредственно под Шереметом и занимался вопросами строительства нового корпуса и отрядом. Кстати.я Шереметом первым был направлен в места будующего строительства"Ягодное" в разведку.Я дал самые положительные характеристики этого места.Не успел я вывесить объявления о формировании нового отряд,он уже был сформирован. Все мои бригады из предыдущих отрядов влились в новый отряд.Из-за чего начались нестыковки со штабом ССО института.Я работал напрямую с управляющим треста.Областной штаб выделил отряду форму с условием включения в отряд 10 тредновоспитуемых. .В состав сводного областного отряда наш не входил и в подведении итогов не участвовал .Отряд был самолётом Ту-104 отправлен в Узбекистан и обратно. Самолёт фрахтовал трест.Отряд на стройке сработал отлично и занял 1-ое место в институте в фотовыставке ССО ЛИТМО " Лето-69" .Оператором отряда Борисом Рехтманом был снят отличный фильм об отряде. Знамя отряда . торжествено было вручено мне за бывшие мои заслуги в ССО ЛИТМО.К сожалению,его у меня попросили на выставку и не вернули..
Из 50 лет, исполнившихся с момента возникновения регулярных и самостоятельных студенческих строительных отрядов (ССО), на моей памяти 43 года. Именно в августе 1966 г. я впервые стал в ряды бойцов ССО.
Мой первый отряд был необычным. Его составляли сплошь одни медалисты, которые на отлично сдали два вступительных экзамена по математике и были зачислены в число студентов ЛИТМО.
Среди его бойцов были выпускник кафедры квантовой электроники, нынешний проректор университета по науке В.Б.Карасев, выпускник кафедры вычислительной техники Г.Я.Юнусов. Да и я был не просто бойцом, а стал сразу командиром отряда, состоявшего из 20 бойцов.
Такой выбор студенческого отдела обкома комсомола, под эгидой которого организовывался наш отряд, был не случаен: я имел опыт организационной работы был комсоргом школы и комиссаром комсомольско-молодежного лагеря труда и отдыха в Выборгском районе Ленингр
...ЕщёИз воспоминаний Евгения Шалобаева:
Из 50 лет, исполнившихся с момента возникновения регулярных и самостоятельных студенческих строительных отрядов (ССО), на моей памяти 43 года. Именно в августе 1966 г. я впервые стал в ряды бойцов ССО.
Мой первый отряд был необычным. Его составляли сплошь одни медалисты, которые на отлично сдали два вступительных экзамена по математике и были зачислены в число студентов ЛИТМО.
Среди его бойцов были выпускник кафедры квантовой электроники, нынешний проректор университета по науке В.Б.Карасев, выпускник кафедры вычислительной техники Г.Я.Юнусов. Да и я был не просто бойцом, а стал сразу командиром отряда, состоявшего из 20 бойцов.
Такой выбор студенческого отдела обкома комсомола, под эгидой которого организовывался наш отряд, был не случаен: я имел опыт организационной работы был комсоргом школы и комиссаром комсомольско-молодежного лагеря труда и отдыха в Выборгском районе Ленинградской области.
На электричке мы доехали до станции Кириши, где влились в районный отряд, возглавляемый студентами-технологами. Нас встретила Всесоюзная комсомольская ударная стройка – строительство ныне известного нефтеперерабатывающего завода. Мы жили в палатках на берегу Волхова. Никаких кроватей, дощатый настил, на который брошены матрасы и одеяла. Снимать сапоги не рекомендовалось – они могли упасть и зачерпнуть воду, ведь палатки находились на низком и заболоченном берегу. Работа была не очень сложная: теплоизоляция труб при помощи стекловаты, но соприкосновение технической ваты с кожей было очень нежелательно. Питались весьма скудно: в кипяток бросали содержимое нескольких банок рыбных консервов, и это был суп, а на второе отварная картошка или макароны с тушенкой. С заданием мы
справились успешно, и уже к первому сентября нас отвезли в город, где мы помылись, отъелись и получили студенческие билеты. Но уже на следующий день нам объявили, что все первокурсники должны поехать на уборку картофеля в Волосовский район Ленобласти. Теперь наш отряд стал больше по численности, и во главе был поставлен преподаватель с кафедры истории КПСС (Н.И.). Место нашей дислокации – совхоз Сяглицы, деревня Смердовицы, неподалеку станция Малая Вруда. Какие звучные названия! Бытовые условия, питание были лучше, дома стационарные, с кроватями, но наутро на одеялах лежал иней.
Работали мы уже в составе своих учебных групп. Здесь были заложены основы нашей многолетней дружбы. И сейчас через многие годы уже после окончания института мы, встречаясь, с удовольствием вспоминаем нашу молодость, и в памяти осталось лишь все хорошее. Этот период в работе студенческих отрядов впоследствии историки движения назовут романтическим. Затем появились штабы, формирование от
...Ещёсправились успешно, и уже к первому сентября нас отвезли в город, где мы помылись, отъелись и получили студенческие билеты. Но уже на следующий день нам объявили, что все первокурсники должны поехать на уборку картофеля в Волосовский район Ленобласти. Теперь наш отряд стал больше по численности, и во главе был поставлен преподаватель с кафедры истории КПСС (Н.И.). Место нашей дислокации – совхоз Сяглицы, деревня Смердовицы, неподалеку станция Малая Вруда. Какие звучные названия! Бытовые условия, питание были лучше, дома стационарные, с кроватями, но наутро на одеялах лежал иней.
Работали мы уже в составе своих учебных групп. Здесь были заложены основы нашей многолетней дружбы. И сейчас через многие годы уже после окончания института мы, встречаясь, с удовольствием вспоминаем нашу молодость, и в памяти осталось лишь все хорошее. Этот период в работе студенческих отрядов впоследствии историки движения назовут романтическим. Затем появились штабы, формирование отрядов стало более серьезным делом, появились службы специалистов (медицинская, инженерная, включая технику безопасности, финансовая).
Затем мне довелось руководить отрядом ЛИТМО (1969 г.), который работал на городских объектах, в том числе и на строительстве корпуса на Саблинской улице. Позднее, учась и работая в этом здании университета, я часто вспоминал, как мы укладывали чешский кафель в столовой и 120 кг плиты на крыше. Помню и прораба В.Горячова. Нашу работу в вузе принимал легендарный проректор по АХД Г.К.Шеремет. Среди других объектов – модернизация театра оперы и балета им. С.М. Кирова, строительство Дома быта на улице Декабристов, школы на улице Шаумяна.
Вспоминается и участие в интернациональных ССО. В 1971 г. я вместе со своими товарищами побывал в ЧССР, где строили дороги в небольшом словацком городке Брезно. Один из тогдашних моих товарищей и сейчас работает в нашем вузе – С.А. Арустамов. С тех пор мы и дружим. Для того, чтобы попасть в ИССО, необходимо было пройти серьезный отбор. Надо было иметь представление о стране, куда мы направлялись, отработать в отечественных отрядах не менее двух раз, а также быть полезным человеком! Поездка в тогда единую Чехословакию произвела на нас огромное впечатление. Не надо забывать, что это событие произошло через три года после известных событий августа 1968 г. Однако нас встречали очень сердечно по всему маршруту нашей культурной программы: Банска-Быстрица – Братислава – Брно – Прага – Карловы Вары – Кошице. Мы поднимались в Карпаты, были в национальном парке – Штербске плесо.
Не порываю я дружеских связей и с комиссаром ИССО из Горного института А.Ледантю, с к
...Ещё
Вспоминается и участие в интернациональных ССО. В 1971 г. я вместе со своими товарищами побывал в ЧССР, где строили дороги в небольшом словацком городке Брезно. Один из тогдашних моих товарищей и сейчас работает в нашем вузе – С.А. Арустамов. С тех пор мы и дружим. Для того, чтобы попасть в ИССО, необходимо было пройти серьезный отбор. Надо было иметь представление о стране, куда мы направлялись, отработать в отечественных отрядах не менее двух раз, а также быть полезным человеком! Поездка в тогда единую Чехословакию произвела на нас огромное впечатление. Не надо забывать, что это событие произошло через три года после известных событий августа 1968 г. Однако нас встречали очень сердечно по всему маршруту нашей культурной программы: Банска-Быстрица – Братислава – Брно – Прага – Карловы Вары – Кошице. Мы поднимались в Карпаты, были в национальном парке – Штербске плесо.
Не порываю я дружеских связей и с комиссаром ИССО из Горного института А.Ледантю, с которым мы работали рука об руку в Брезно. Горняки ездили вместе с нами по всей Чехословакии в одном автобусе. С тех пор я полюбил Прагу, Карловы Вары и побывал там еще не один раз.
На следующий год я был командиром принимающего ИССО, который дислоцировался рядом с Пушкиным, на территории совхоза «Детскосельский». Руководил им тогда Герой труда И.С. Шинкарев. Для этого хозяйства мы строили животноводческие помещения. Мы принимали студентов из ЧССР и польскую молодежь. Прекрасно работал в отряде и болгарин, который учился тогда у нас – Димитр Утев.
Именно в этом отряде родилось название для всех интерССО ЛИТМО «Товарищ». Под ним многие годы ездили наши студенты в ЧССР и ГДР (в 1974 г. мне довелось открыть это новое направление). Много было еще строек и отрядов: в 1976 – комиссар зонального ССО «Петроградец» (Коми республика, Печора), в 1978 – комиссар Кокчетавского областного ССО (ныне это суверенная страна Казахстан), в 1979 – 1981 – заместитель руководителя студенческих сельхозотрядов ЛИТМО (Ленобласть, Гатчинский район, Псковская обл., Гдовский район), в 1985 – 1986 – командир районного ССО «Наримановский» в Астраханской области. Кроме того, я участвовал в формировании ССО в ПНР (1970), ЧССР (1972 – 1975), ГДР (1975) и Астрахань (1975). Читал лекции в школе командиров ССО.
Двадцать лет моей жизни связаны со студенческими отрядами. Да и сейчас многие бывшие руководители ССО не порывают своих дружеских связей. Каждый год 29 октября, в день рождения комсомола, который много сделал для студенческ
...ЕщёИменно в этом отряде родилось название для всех интерССО ЛИТМО «Товарищ». Под ним многие годы ездили наши студенты в ЧССР и ГДР (в 1974 г. мне довелось открыть это новое направление). Много было еще строек и отрядов: в 1976 – комиссар зонального ССО «Петроградец» (Коми республика, Печора), в 1978 – комиссар Кокчетавского областного ССО (ныне это суверенная страна Казахстан), в 1979 – 1981 – заместитель руководителя студенческих сельхозотрядов ЛИТМО (Ленобласть, Гатчинский район, Псковская обл., Гдовский район), в 1985 – 1986 – командир районного ССО «Наримановский» в Астраханской области. Кроме того, я участвовал в формировании ССО в ПНР (1970), ЧССР (1972 – 1975), ГДР (1975) и Астрахань (1975). Читал лекции в школе командиров ССО.
Двадцать лет моей жизни связаны со студенческими отрядами. Да и сейчас многие бывшие руководители ССО не порывают своих дружеских связей. Каждый год 29 октября, в день рождения комсомола, который много сделал для студенческого строительного движения, мы встречаемся в кафе «Бродячая собака».
Среди нас – ректор нашего университета В.Н.Васильев, ректор Академии госслужбы А.С.Горшков, ректор университета сервиса и экономики А.Д.Викторов (уже после выхода этой статьи - убит около своего дома во Всеволожском. - Е.Ш.), бывший ректор Инжэкона А.И.Михайлушкин (мой областной командир в далеком 1972), проректор нашего вуза Ю.Л.Колесников (в 1976 – комиссар в ЗССО «Петроградец» в Печоре), недавний директор Константиновского дворца Ю.В.Филатов (мой областной командир в 1985), декан ФПК и заведующий кафедрой ПКС вуза Ю.А.Гатчин (командовал РССО «Гатчинский»).
И очень радостно, что вместе с ветеранами встречаются и нынешние руководители штаба строек, а ветераны приходят приветствовать бойцов нынешних ССО на Дворцовую площадь 1 июля, когда они когда они разъезжаются по своим местам дислокации.
Я не побоюсь громких слов – участие в ССО определило всю мою жизнь.
Коментарии Евгения Шалобаева по своим отрядам:3) Что за отряд ЛИТМО на строительстве Киришского НПЗ (Всесоюзная комсомольская стройка, в составе РСО «Куйбышевский») в 1966 году? Кроме Е.Шалобаева, в отряде были Г.Юнусов, А.Гринберг, В.Карасев, Л.Райхман (Израиль), Т.Ужвиева, М.К.... др. - всего 19 чел. Работа 4.08.-4.09.1966.
Городской ССО Литмо-69.Городской отряд ЛИТМО, работал на строительстве как своего вуза, так и Дома Быта (на углу Лермонтовского проспекта и ул. Декабристов - напротив Синагоги), школы на ул. Шаумяна, реконструкции Театра оперы и балета им. С.М.Кирова. Работал в две смены — июнь-июль (Е.Шалобаев), август-сентябрь (В.Арсентьев). Дом Быта планируется перепланировать, чтобы встроить вестибюль станции метро «Театральная» (НТВ, «Сегодня», 28.08.2013). Правда проект перенесен на 2018-й год.
ИССО ЛИТМО-71 в ЧССР.Комиссар В.Перепелицын (асс. каф. гироскопии). Бойцы отряда — А.Гринберг, Л.Жандармов (умер), О.Поняева (Жандармова, умерла), Г.Виноградова, М.Соломон (Израиль), С.Арустамов, Д.Каракулев и др. Всего 19 чел. Место работы — комбинат «Мостарен-Брезно» (директор Ян Пикула, приезжал в Ленинград в 1972-м с экскурсией, мы встречались). Шалобаев награжден Почетной грамотой ОК КСМ Словакии. Экскурсии в сталактитовые пещеры, на озеро Штербске плесо, восхождение на пик Герлаха (ранее пик Сталина) в Татрах. Отряд был премирован местным горкомом КП Словакии 10-дневной поездкой на автобусе по ЧССР (Брезно-Братислава-Девин-Брно-Ка
Вот заметка «Благодарная память» из институтской многотиражной газеты «Кадры — приборостроению» (№6 от 21 февраля 1974 г.) «Недавно в Ленинград пришло письмо от генерального директора объединения подъемно-транспортного оборудования «Мостарен Брезно» Яна Пикулы. Вот строки из его письма, обращенные к студентам нашего института:
«Сердечные поздравления посылают вам все работники заводов «Мостарен Брезно», все жители города Брезно. Мы часто вас вспоминаем. И я рад еще раз поблагодарить вас за помощь при строительстве нашего города». Предыстория этого письма такова. Летом 1971 года студенческий строительный отряд ЛИТМО работал на дорожном строительстве г. Брезно. Ребята трудились на совесть, вели большую работу по укреплению советско-чехословацкой дружбы. Наши многочисленные встречи с молодежью, с активистами союза антифашистских борцов и общества чехословацко-советской дружбы, с руководителями и рядовыми членами союза молодежи и коммунистической партии Чехос
...Ещё
Вот заметка «Благодарная память» из институтской многотиражной газеты «Кадры — приборостроению» (№6 от 21 февраля 1974 г.) «Недавно в Ленинград пришло письмо от генерального директора объединения подъемно-транспортного оборудования «Мостарен Брезно» Яна Пикулы. Вот строки из его письма, обращенные к студентам нашего института:
«Сердечные поздравления посылают вам все работники заводов «Мостарен Брезно», все жители города Брезно. Мы часто вас вспоминаем. И я рад еще раз поблагодарить вас за помощь при строительстве нашего города». Предыстория этого письма такова. Летом 1971 года студенческий строительный отряд ЛИТМО работал на дорожном строительстве г. Брезно. Ребята трудились на совесть, вели большую работу по укреплению советско-чехословацкой дружбы. Наши многочисленные встречи с молодежью, с активистами союза антифашистских борцов и общества чехословацко-советской дружбы, с руководителями и рядовыми членами союза молодежи и коммунистической партии Чехословакии произвели неизгладимое впечатление на жителей этого 75-тысячного города в Татрах. Об этом убедительно свидетельствует тот факт, что спустя три года память о работе наших студентов живет в сердцах тружеников братской Чехословакии. Е.Евгеньев». Под этим псевдонимом выступал ваш покорный слуга.
Мы используем cookie-файлы, чтобы улучшить сервисы для вас. Если ваш возраст менее 13 лет, настроить cookie-файлы должен ваш законный представитель. Больше информации
15. И зажегши свечу. Не ставят её под сосудом, но на подсвечнике. И светит всем в доме. 16. Так да светит свет ваш пред людьми. Чтобы они видели ваши добрыя дела и прославляли Отца вашего Небесного...
Комментарии 23
Из Воспоминаний Евгения Никитина, бойцаЛенинградской сводной студенческой автоколонны,работающей в Кокчетавской обл. Казахстана,-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
...ЕщёЯ сейчас не могу вспомнить организатора Сборной студенческой механизированной бригады г. Ленинграда. Мы сразу откликнулись,т.к думали заработать немного денежки летом. От нашей группы я помню только Анатолия Володю и Валеру.Мы сразу скорешились.Подготовку не припоминаю и как доехали не припоминаю.Нам пообещали машины с капитального ремонта Автопредприятия г. Ленинграда
. Машины прибыли отдельно от нас на платформах на станцию.(не помню название). Машины пригнали на Автобазу,где в дальнейшем мы проживали. Машины были ЗИС 150 (ЗАХАР) . МЫ скорешились своей группой-четвёркой. Наша задача была доставлять бутовый камень из карь ера на студенческие строительные
Из Воспоминаний Евгения Никитина, бойцаЛенинградской сводной студенческой автоколонны,работающей в Кокчетавской обл. Казахстана,-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Я сейчас не могу вспомнить организатора Сборной студенческой механизированной бригады г. Ленинграда. Мы сразу откликнулись,т.к думали заработать немного денежки летом. От нашей группы я помню только Анатолия Володю и Валеру.Мы сразу скорешились.Подготовку не припоминаю и как доехали не припоминаю.Нам пообещали машины с капитального ремонта Автопредприятия г. Ленинграда
. Машины прибыли отдельно от нас на платформах на станцию.(не помню название). Машины пригнали на Автобазу,где в дальнейшем мы проживали. Машины были ЗИС 150 (ЗАХАР) . МЫ скорешились своей группой-четвёркой. Наша задача была доставлять бутовый камень из карь ера на студенческие строительные объекты. Работа пошла .Но у многих машины стали выходить из строя ,застучали двигодели. Мы нашей группой предварительно подготовили машины для работы в тяжолых условиях. Освободилось несколько прицепов и мы ВПЕРВЫЕ подцепили по второму прицепу к своей машине. Стали возить по 12тонн камня. Расстояние до карьера было около 200 км. Старались ездить группой . назначали старшего в конце колонны. Это кек правило был я. Ездили мы группой 3-4 машины. Условия были очень тяжелые, дорога-солончак,машина с грузом проваливаетсь по саму ось. Скорость не больше 30 -40 км. В основном на 2-3 передачи. Был ?о очень жарко,двигатели перегевались , а по етому всё скабины снимали для проветривания двигателя. Ночи были прохладные- это нас и спосало. Двигатель расколялся до красна. На борту всегда была бочка с водрй,иначе нельзя. Приключений было много. Работали круглые сутки-всем надо было заработать и строителям. Отдыхали только во время разгрузки машины. Были и курьёзы,стычки сместным населением,когда мы посещали клуб,в основном это с АРМЯНАМИ .Вопоминаний мног. По просьбе руководства Региона нас попросили задержаться и мы 3 машины продолжали работать до конца сентября. По окончании работы сдали машины руководству автобазы. Добирались в ПИТЕР ПОЕЗДОМ. На эт ом наша работа закончилась. А после сыграли СВАДЬБУ
Примечание"Анатолий-этоАнатолий Диких,Володя-это Владимир Фёдоров,Валера-это Валерий Медведев,отлично играющий на гитаре.
Я,Толя,Володя,валера,Женя и Борис Волков-все из одной группы РТФ 161-661
окончившие ЛИТМО в 1969году.
Я был командиром отряда.Отряд был награжден памятным знаменем ЦК ВЛКСМ Литвы, а я награжден грамотой, так же ЦК ВЛКСМ Литвы. Отряд располагался в г. Покруоисе. Жили в зданиях сельхозтехникума. Отряд численностью был 70 чел. К нам относились хорошо и провожали очень тепло. Комисаром был Д. Закс, завхозом Г. Шейнин. Удалось даже организовать культурную поездку в курортный район Паланги. Фотографий об этом отряде у меня не сохранилось. Большая часть руководящего звена поехали со мной на следующий год в Каракалпакию.
Кому этот материал интересен можете воспользоваться.
Это воспоминания Командира отряда"Латвия-69" Владимира Берегового
Это котлован в депо Ачинска под скатоспускную канаву для демонтажа-монтажа колёсных пар тепловозов. Проектная отметка дна - 6 метров.К нашему прибытию железная дорога Ачинск -Абалаково уже строилась 11 лет. Смета была выбрана и нам суждено было отщипывать жалкие крохи! Из-за долгостроя уровень вечной мерзлоты под крышей депо поднялся , на удивление местным, до 2,5-3 -х метров от поверхности. Днём мы с Генподрядчиком заактировали тяжёлую разработку грунта вручную, ночью же набили в мерзлоту электроды из арматуры и подтащили к ним 380 Вольт. Из мерзлоты "добыли" ужасно липкую мастику из глины, которая нивкакую не желала отлипать от лопаты! Пробовали разогревать лопаты на костре, хватало тепла на пару бросков! Спалили с полсотни черенков, измучили нашего бригадного плотника Лёву Яковлева, эффект оставлся плачевен. Окончательно нащупали замечательную технологию , опять же на удивление местным! В котлован спустили металлическую ёмкость. Напустили в яму воды по щиколот
...ЕщёЭто котлован в депо Ачинска под скатоспускную канаву для демонтажа-монтажа колёсных пар тепловозов. Проектная отметка дна - 6 метров.К нашему прибытию железная дорога Ачинск -Абалаково уже строилась 11 лет. Смета была выбрана и нам суждено было отщипывать жалкие крохи! Из-за долгостроя уровень вечной мерзлоты под крышей депо поднялся , на удивление местным, до 2,5-3 -х метров от поверхности. Днём мы с Генподрядчиком заактировали тяжёлую разработку грунта вручную, ночью же набили в мерзлоту электроды из арматуры и подтащили к ним 380 Вольт. Из мерзлоты "добыли" ужасно липкую мастику из глины, которая нивкакую не желала отлипать от лопаты! Пробовали разогревать лопаты на костре, хватало тепла на пару бросков! Спалили с полсотни черенков, измучили нашего бригадного плотника Лёву Яковлева, эффект оставлся плачевен. Окончательно нащупали замечательную технологию , опять же на удивление местным! В котлован спустили металлическую ёмкость. Напустили в яму воды по щиколотку. Далее уже глина отваливалась от лопаты со смаком! Ёмкость же опорожняли краном
ответить
16:29Заслуживает внимание, что снимок нас в яме не удалось отснять фотокореспондентам газеты "Комсомольская Правда", так как они пытались искусственно "построить" нас позировать. Запомнились чудеса и превратности Советских расценок в строительстве.Бетонную смесь нам на "яму" возили за 15 километров по ухабистой дороге добитые самосвалы , кажется , даже не ЗИЛы, а ещё доисторические ЗИСы. Цементное молоко из них вытекало в пути. Ни с лопатами ни с кувалдами бетон из самосвала выгружаться не желал. Процессу помогала только тяжеленная вибробулава, что было совсем не подарком! Расценка же за выгрузку 1 метра куб. из самосвала была копеек 7. Недели через 3-4 в выходной, экскурсию на строящуюся Красноярскую ГЭС в Дивногорске нам устроил командир стройотряда В.Гинсбург, Потрясла меня кроме гигантских масштабов стройки (например гвоздь для опалубки длинной более 200 мм.) разгрузка новеньких 7 тонных самосвалов с бетоном , со встроенным в кузов стационарным вибратором. Водителю галошу указывала красным флажком девушка, чуть ли ни в миниюбке! Пару минут и бетон выгружался. Всё те же 7 копеек за куб! По памяти вспоминаю нашу доблестную бригаду. Володя Коваленко, Боря Мордухович, Толя Шашкин ( ещё пока не отправленный домой за нарушение режима),Миша Киселёв, Лёва Яковлев и Виктор по прозвищу " Клячкин". Кажется был ещё Бурлаков. Простите, кого не вспомнил! Кроме скромного вознаграждения , командир сумел продавить нам на всю бригаду Почётную Грамоту ЦК ВЛКСМ, которая, увы,досталась только бригадимру. Мораль, читатель, такова, Если встретите господина Дерипаску и его улыбчего финансиста А.Лившица объясните им , что надо делиться, хотя бы через благотворительность Из воспоминаний Андрея Кроткого, бригадира отряда " Ачинск-66".
Из воспоминаний Андрея Кроткого по 4 разъезду ж.д.Гурьев- Астраханьтебя заинтересовал четвёртый разъезд ж/д Гурьев-Астрахань. Формально командиром действительно был Андреев, хотя все материальные ценности , включая специальный инструмент, организовывал я в качестве завхоза. В тот же год в наш отряд, если ты помнишь, влились 25 парней - рижан из института Гражданской авиации.
17:20Ребята работящие, но и требовательные! Андреев же вёл себя, неожиданно для меня, а качество его работы в Майском было неплохое в роли комиссара, форменным краснобаем! Я, пытаясь уложиться в заданную заранее суточную стоимость расходов мотался по 20 часов в дельту Волги, преодолевая по 7 паромов в одну сторону за более дешёвыми продуктами, загонял 3-х шоферов, сам рулил , не имея водительских прав, а Андреев считал ниже своего достоинства, заглянуть на кухню, чтобы проверить закладку продуктов за поварамми
...ЕщёИз воспоминаний Андрея Кроткого по 4 разъезду ж.д.Гурьев- Астраханьтебя заинтересовал четвёртый разъезд ж/д Гурьев-Астрахань. Формально командиром действительно был Андреев, хотя все материальные ценности , включая специальный инструмент, организовывал я в качестве завхоза. В тот же год в наш отряд, если ты помнишь, влились 25 парней - рижан из института Гражданской авиации.
17:20Ребята работящие, но и требовательные! Андреев же вёл себя, неожиданно для меня, а качество его работы в Майском было неплохое в роли комиссара, форменным краснобаем! Я, пытаясь уложиться в заданную заранее суточную стоимость расходов мотался по 20 часов в дельту Волги, преодолевая по 7 паромов в одну сторону за более дешёвыми продуктами, загонял 3-х шоферов, сам рулил , не имея водительских прав, а Андреев считал ниже своего достоинства, заглянуть на кухню, чтобы проверить закладку продуктов за поварамми и откровенно устроил для себя дом отдыха в лагере.
Рижане взбунтовались, к ним присоединились некоторые наши экстремисты, полагаю , что и Матвиенко был в их числе, а также Серёга Сабуров. Все требовали отстранения Андреева от должности. Но отработано уже половина срока, скандал возник не ко времени. Я уговорил рижан оставить Андреева номинальным командиром, всё равно от него уже ничего не зависело. Послушали меня. Позже Андреев нагадил с премиальными и мне. Для меня тот год из всех 5 стройотрядов был самый тяжёлый и в физическом и психологическом плане, поэтому при упоминании об Андрееве меня до сих пор тянет блевать без спиртного
отряда был Генрих Вишневский,а комиссаром Александр
Михайлушкин.Наш отряд стоял в Ачинске. Участвовали в строительстве депо.
Было указание штаба о запрете всех поездок в отрядах.Наш же отряд
побывал и на Красноярских столбах и на строительстве Красноярской ГРЭС и
неоднократно выезжали с ночёвкой в тайгу за кедровыми шишками. И когда
мы возвращались в Ленинград почти из всех отрядов(они стояли в тайге) к
нам ходили за шишками. Но не это главное. Главное была афёра.:свод. штаб
составил липовые списки по отрядам об отъезде 5-6 человек с каждого
отряда вне эшелона.Управления должны были выдать на этих людей
наличными. Только наш отряд,опередив штабников.,получил эти
деньги,которые вошли в" общаг "отряда.Начиная с поезда и далее в горкоме
комсомола,(включая Ковалевского)меня трясли за эти деньги(более 1000
рублей). Но отряд им их не вернул.На этом моя "карьера&quo...ЕщёИз воспоминаний Владимира Гинзбурга. 1. На строительстве ж.д. Ачинск-Аболаково командиром сводного
отряда был Генрих Вишневский,а комиссаром Александр
Михайлушкин.Наш отряд стоял в Ачинске. Участвовали в строительстве депо.
Было указание штаба о запрете всех поездок в отрядах.Наш же отряд
побывал и на Красноярских столбах и на строительстве Красноярской ГРЭС и
неоднократно выезжали с ночёвкой в тайгу за кедровыми шишками. И когда
мы возвращались в Ленинград почти из всех отрядов(они стояли в тайге) к
нам ходили за шишками. Но не это главное. Главное была афёра.:свод. штаб
составил липовые списки по отрядам об отъезде 5-6 человек с каждого
отряда вне эшелона.Управления должны были выдать на этих людей
наличными. Только наш отряд,опередив штабников.,получил эти
деньги,которые вошли в" общаг "отряда.Начиная с поезда и далее в горкоме
комсомола,(включая Ковалевского)меня трясли за эти деньги(более 1000
рублей). Но отряд им их не вернул.На этом моя "карьера"в ССО вне
института была закрыта.Хотя я к этому и не стремился. Я любил работать в
ЛССО.Именно с моих ранних отрядов заложился принцип,"коммунна", а не
бригадный подряд. Отвальная( на большом костре сжигали чучела студентов
-целинников и всего оставшегося хлама после нас-в дальнейшем в
некоторых отрядах это называлось "рвачка". Привальная-встреча бойцов в
кафе или ресторане.Соблюдение "сухого "закона. Были случаи отчисления за
это из отрядов.Посвящение молодых бойцов в строителей.Это началось с 3
отряда,потому-что в первом буквально все были первый раз,а во-втором
только командир,комиссар и завхоз были повторно.Есть что вспомнить.До
есть подборка"Ленинский трудовой семестр". 1) Статья" 60 дней в Средней
Азии" автор-Юрий Этингоф.2)Статья "Мубарек в июне,июль в Мубареке"
-автор-Тамара Дмитриева.3) Статья"Клянусь скорпионом"-автор-Вячеслав
Симанин.4)Статья "Не надо салютов"-автор-Олег Вайсман. И ряд
фотографий.История создания отряда такова. В феврале в ректорат
института приезжал управляющий треста "Бухара газ пром
строй".Товаровский с просьбой направить ещё один ССО,кроме
запланированных двух отрядов Областным штабом.(Ему очень понравилась
работа литмовцев в1968 г.)Ректорат согласился с условием направления из
треста 30 отделочников для работы в строящемся новом корпусе
института,которые были направлены и работали июль,август.В феврале я
защитил диплом и был распределён в ЦНИИПА.Однажды меня вызывают в
партком и предлагают сформировать указанный отряд. Я согласилс...Ещё2..Посмотрите газету" Кадры приборостроению" номер34 за19.11.69г.. Там
есть подборка"Ленинский трудовой семестр". 1) Статья" 60 дней в Средней
Азии" автор-Юрий Этингоф.2)Статья "Мубарек в июне,июль в Мубареке"
-автор-Тамара Дмитриева.3) Статья"Клянусь скорпионом"-автор-Вячеслав
Симанин.4)Статья "Не надо салютов"-автор-Олег Вайсман. И ряд
фотографий.История создания отряда такова. В феврале в ректорат
института приезжал управляющий треста "Бухара газ пром
строй".Товаровский с просьбой направить ещё один ССО,кроме
запланированных двух отрядов Областным штабом.(Ему очень понравилась
работа литмовцев в1968 г.)Ректорат согласился с условием направления из
треста 30 отделочников для работы в строящемся новом корпусе
института,которые были направлены и работали июль,август.В феврале я
защитил диплом и был распределён в ЦНИИПА.Однажды меня вызывают в
партком и предлагают сформировать указанный отряд. Я согласился с условие
переноса выхода на работу в ЦНИИПА на сентябрь месяц и трудоустройством
до июля(я уже был женат и имел дочь).Эти вопросы были решены.Меня
оформили начальником какой-то лаборатории.Но я работал непосредственно
под Шереметом и занимался вопросами строительства нового корпуса и
отрядом. Кстати.я Шереметом первым был направлен в места будующего
строительства"Ягодное" в разведку.Я дал самые положительные
характеристики этого места.Не успел я вывесить объявления о формировании
нового отряд,он уже был сформирован. Все мои бригады из предыдущих
отрядов влились в новый отряд.Из-за чего начались нестыковки со штабом
ССО института.Я работал напрямую с управляющим треста.Областной штаб
выделил отряду форму с условием включения в отряд 10 тредновоспитуемых. .В
состав сводного областного отряда наш не входил и в подведении итогов не
участвовал .Отряд был самолётом Ту-104 отправлен в Узбекистан и обратно.
Самолёт фрахтовал трест.Отряд на стройке сработал отлично и занял 1-ое
место в институте в фотовыставке ССО ЛИТМО " Лето-69" .Оператором отряда
Борисом Рехтманом был снят отличный фильм об отряде. Знамя отряда . торжествено было вручено мне за бывшие мои заслуги в ССО ЛИТМО.К сожалению,его у меня попросили на выставку и не вернули..
Из
50 лет, исполнившихся с момента возникновения регулярных и
самостоятельных студенческих строительных отрядов (ССО), на моей памяти
43 года. Именно в августе 1966 г. я впервые стал в ряды бойцов ССО.
Мой
первый отряд был необычным. Его составляли сплошь одни медалисты,
которые на отлично сдали два вступительных экзамена по математике и были
зачислены в число студентов ЛИТМО.
Среди
его бойцов были выпускник кафедры квантовой электроники, нынешний
проректор университета по науке В.Б.Карасев, выпускник кафедры
вычислительной техники Г.Я.Юнусов. Да и я был не просто бойцом, а стал
сразу командиром отряда, состоявшего из 20 бойцов.
Такой
...ЕщёИз воспоминаний Евгения Шалобаева:выбор студенческого отдела обкома комсомола, под эгидой которого
организовывался наш отряд, был не случаен: я имел опыт организационной работы был комсоргом школы и комиссаром комсомольско-молодежного лагеря труда и отдыха в Выборгском районе Ленингр
Из
50 лет, исполнившихся с момента возникновения регулярных и
самостоятельных студенческих строительных отрядов (ССО), на моей памяти
43 года. Именно в августе 1966 г. я впервые стал в ряды бойцов ССО.
Мой
первый отряд был необычным. Его составляли сплошь одни медалисты,
которые на отлично сдали два вступительных экзамена по математике и были
зачислены в число студентов ЛИТМО.
Среди
его бойцов были выпускник кафедры квантовой электроники, нынешний
проректор университета по науке В.Б.Карасев, выпускник кафедры
вычислительной техники Г.Я.Юнусов. Да и я был не просто бойцом, а стал
сразу командиром отряда, состоявшего из 20 бойцов.
Такой
выбор студенческого отдела обкома комсомола, под эгидой которого
организовывался наш отряд, был не случаен: я имел опыт организационной работы был комсоргом школы и комиссаром комсомольско-молодежного лагеря труда и отдыха в Выборгском районе Ленинградской области.
На электричке мы доехали до станции Кириши, где влились в районный отряд, возглавляемый студентами-технологами. Нас встретила Всесоюзная комсомольская ударная стройка – строительство ныне известного нефтеперерабатывающего
завода. Мы жили в палатках на берегу Волхова. Никаких кроватей, дощатый
настил, на который брошены матрасы и одеяла. Снимать сапоги не
рекомендовалось – они могли упасть и зачерпнуть воду, ведь палатки
находились на низком и заболоченном берегу. Работа была не очень
сложная: теплоизоляция труб при помощи стекловаты, но соприкосновение
технической ваты с кожей было очень нежелательно. Питались весьма
скудно: в кипяток бросали содержимое нескольких банок рыбных консервов, и
это был суп, а на второе отварная картошка или макароны с тушенкой. С
заданием мы
сентября нас отвезли в город, где мы помылись, отъелись и получили
студенческие билеты. Но уже на следующий день нам объявили, что все
первокурсники должны поехать на уборку картофеля в Волосовский район
Ленобласти. Теперь наш отряд стал больше по численности, и во главе был
поставлен преподаватель с кафедры истории КПСС (Н.И.). Место нашей
дислокации – совхоз Сяглицы, деревня Смердовицы, неподалеку станция
Малая Вруда. Какие звучные названия! Бытовые условия, питание были
лучше, дома стационарные, с кроватями, но наутро на одеялах лежал иней.
Работали
...Ещёсправились успешно, и уже к первомумы уже в составе своих учебных групп. Здесь были заложены основы нашей
многолетней дружбы. И сейчас через многие годы уже после окончания
института мы, встречаясь, с удовольствием вспоминаем нашу молодость, и в
памяти осталось лишь все хорошее. Этот период в работе студенческих
отрядов впоследствии историки движения назовут романтическим. Затем
появились штабы, формирование от
сентября нас отвезли в город, где мы помылись, отъелись и получили
студенческие билеты. Но уже на следующий день нам объявили, что все
первокурсники должны поехать на уборку картофеля в Волосовский район
Ленобласти. Теперь наш отряд стал больше по численности, и во главе был
поставлен преподаватель с кафедры истории КПСС (Н.И.). Место нашей
дислокации – совхоз Сяглицы, деревня Смердовицы, неподалеку станция
Малая Вруда. Какие звучные названия! Бытовые условия, питание были
лучше, дома стационарные, с кроватями, но наутро на одеялах лежал иней.
Работали
мы уже в составе своих учебных групп. Здесь были заложены основы нашей
многолетней дружбы. И сейчас через многие годы уже после окончания
института мы, встречаясь, с удовольствием вспоминаем нашу молодость, и в
памяти осталось лишь все хорошее. Этот период в работе студенческих
отрядов впоследствии историки движения назовут романтическим. Затем
появились штабы, формирование отрядов стало более серьезным делом,
появились службы специалистов (медицинская, инженерная, включая технику
безопасности, финансовая).
Затем
мне довелось руководить отрядом ЛИТМО (1969 г.), который работал на
городских объектах, в том числе и на строительстве корпуса на Саблинской
улице. Позднее, учась и работая в этом здании университета, я часто
вспоминал, как мы укладывали чешский кафель в столовой и 120 кг плиты на
крыше. Помню и прораба В.Горячова. Нашу работу в вузе принимал
легендарный проректор по АХД Г.К.Шеремет. Среди других объектов –
модернизация театра оперы и балета им. С.М. Кирова, строительство Дома
быта на улице Декабристов, школы на улице Шаумяна.
Вспоминается и участие в интернациональных
ССО. В 1971 г. я вместе со своими товарищами побывал в ЧССР, где
строили дороги в небольшом словацком городке Брезно. Один из тогдашних
моих товарищей и сейчас работает в нашем вузе – С.А. Арустамов. С тех
пор мы и дружим. Для того, чтобы попасть в ИССО, необходимо было пройти
серьезный отбор. Надо было иметь представление о стране, куда мы
направлялись, отработать в отечественных отрядах не менее двух раз, а
также быть полезным человеком! Поездка в тогда единую Чехословакию
произвела на нас огромное впечатление. Не надо забывать, что это событие
произошло через три года после известных событий августа 1968 г. Однако
нас встречали очень сердечно по всему маршруту нашей культурной
программы: Банска-Быстрица – Братислава – Брно – Прага – Карловы Вары –
Кошице. Мы поднимались в Карпаты, были в национальном парке – Штербске
плесо.
Не порываю я дружеских
...Ещёсвязей и с комиссаром ИССО из Горного института А.Ледантю, с к
Вспоминается и участие в интернациональных
ССО. В 1971 г. я вместе со своими товарищами побывал в ЧССР, где
строили дороги в небольшом словацком городке Брезно. Один из тогдашних
моих товарищей и сейчас работает в нашем вузе – С.А. Арустамов. С тех
пор мы и дружим. Для того, чтобы попасть в ИССО, необходимо было пройти
серьезный отбор. Надо было иметь представление о стране, куда мы
направлялись, отработать в отечественных отрядах не менее двух раз, а
также быть полезным человеком! Поездка в тогда единую Чехословакию
произвела на нас огромное впечатление. Не надо забывать, что это событие
произошло через три года после известных событий августа 1968 г. Однако
нас встречали очень сердечно по всему маршруту нашей культурной
программы: Банска-Быстрица – Братислава – Брно – Прага – Карловы Вары –
Кошице. Мы поднимались в Карпаты, были в национальном парке – Штербске
плесо.
Не порываю я дружеских
связей и с комиссаром ИССО из Горного института А.Ледантю, с которым мы
работали рука об руку в Брезно. Горняки ездили вместе с нами по всей
Чехословакии в одном автобусе. С тех пор я полюбил Прагу, Карловы Вары и
побывал там еще не один раз.
На
следующий год я был командиром принимающего ИССО, который
дислоцировался рядом с Пушкиным, на территории совхоза «Детскосельский». Руководил им тогда Герой труда И.С. Шинкарев. Для этого хозяйства мы строили животноводческие помещения.
Мы принимали студентов из ЧССР и польскую молодежь. Прекрасно работал в
отряде и болгарин, который учился тогда у нас – Димитр Утев.
для всех интерССО ЛИТМО «Товарищ». Под ним многие годы ездили наши
студенты в ЧССР и ГДР (в 1974 г. мне довелось открыть это новое
направление). Много было еще строек и отрядов: в 1976 – комиссар
зонального ССО
«Петроградец» (Коми республика, Печора), в 1978 – комиссар
Кокчетавского областного ССО (ныне это суверенная страна Казахстан), в
1979 – 1981 – заместитель руководителя студенческих сельхозотрядов ЛИТМО
(Ленобласть, Гатчинский район, Псковская обл., Гдовский район), в 1985 –
1986 – командир районного ССО «Наримановский» в Астраханской области.
Кроме того, я участвовал в формировании ССО в ПНР (1970), ЧССР (1972 –
1975), ГДР (1975) и Астрахань (1975). Читал лекции в школе командиров
ССО.
Двадцать лет моей жизни
...ЕщёИменно в этом отряде родилось названиесвязаны со студенческими отрядами. Да и сейчас многие бывшие
руководители ССО не порывают своих дружеских связей. Каждый год 29
октября, в день рождения комсомола, который много сделал для
студенческ
для всех интерССО ЛИТМО «Товарищ». Под ним многие годы ездили наши
студенты в ЧССР и ГДР (в 1974 г. мне довелось открыть это новое
направление). Много было еще строек и отрядов: в 1976 – комиссар
зонального ССО
«Петроградец» (Коми республика, Печора), в 1978 – комиссар
Кокчетавского областного ССО (ныне это суверенная страна Казахстан), в
1979 – 1981 – заместитель руководителя студенческих сельхозотрядов ЛИТМО
(Ленобласть, Гатчинский район, Псковская обл., Гдовский район), в 1985 –
1986 – командир районного ССО «Наримановский» в Астраханской области.
Кроме того, я участвовал в формировании ССО в ПНР (1970), ЧССР (1972 –
1975), ГДР (1975) и Астрахань (1975). Читал лекции в школе командиров
ССО.
Двадцать лет моей жизни
связаны со студенческими отрядами. Да и сейчас многие бывшие
руководители ССО не порывают своих дружеских связей. Каждый год 29
октября, в день рождения комсомола, который много сделал для
студенческого строительного движения, мы встречаемся в кафе «Бродячая
собака».
Среди нас – ректор
нашего университета В.Н.Васильев, ректор Академии госслужбы А.С.Горшков,
ректор университета сервиса и экономики А.Д.Викторов (уже после выхода этой статьи - убит около своего дома во Всеволожском. - Е.Ш.),
бывший ректор Инжэкона А.И.Михайлушкин (мой областной командир в
далеком 1972), проректор нашего вуза Ю.Л.Колесников (в 1976 – комиссар в
ЗССО «Петроградец» в Печоре), недавний директор Константиновского
дворца Ю.В.Филатов (мой областной командир в 1985), декан ФПК и
заведующий кафедрой ПКС вуза Ю.А.Гатчин (командовал РССО «Гатчинский»).
И очень радостно, что вместе с ветеранами
встречаются и нынешние руководители штаба строек, а ветераны приходят
приветствовать бойцов нынешних ССО на Дворцовую площадь 1 июля, когда
они когда они разъезжаются по своим местам дислокации.
Я не побоюсь громких слов – участие в ССО определило всю мою жизнь.
Е.Шалобаев, директор Академии ЛИТМУ
строительстве как своего вуза, так и Дома Быта (на углу Лермонтовского
проспекта и ул. Декабристов - напротив Синагоги), школы на ул. Шаумяна,
реконструкции Театра оперы и балета им. С.М.Кирова. Работал в две смены —
июнь-июль (Е.Шалобаев), август-сентябрь (В.Арсентьев). Дом Быта
планируется перепланировать, чтобы встроить вестибюль станции метро
«Театральная» (НТВ, «Сегодня», 28.08.2013). Правда проект перенесен на
2018-й год.
каф. гироскопии). Бойцы отряда — А.Гринберг, Л.Жандармов (умер),
О.Поняева (Жандармова, умерла), Г.Виноградова, М.Соломон (Израиль),
С.Арустамов, Д.Каракулев и др. Всего 19 чел. Место работы — комбинат «Мостарен-Брезно» (директор Ян Пикула, приезжал в Ленинград в 1972-м с экскурсией, мы встречались). Шалобаев
награжден Почетной грамотой ОК КСМ Словакии. Экскурсии в сталактитовые
пещеры, на озеро Штербске плесо, восхождение на пик Герлаха (ранее пик
Сталина) в Татрах. Отряд был премирован местным горкомом КП Словакии
10-дневной поездкой на автобусе по ЧССР (Брезно-Братислава-Девин-Брно-Ка
Вот заметка «Благодарная память» из
институтской многотиражной газеты «Кадры — приборостроению» (№6 от 21
февраля 1974 г.) «Недавно в Ленинград пришло письмо от генерального
директора объединения подъемно-транспортного оборудования «Мостарен Брезно» Яна Пикулы. Вот строки из его письма, обращенные к студентам нашего института:
«Сердечные
...Ещёпоздравления посылают вам все работники заводов «Мостарен Брезно», все
жители города Брезно. Мы часто вас вспоминаем. И я рад еще раз
поблагодарить вас за помощь при строительстве нашего города».
Предыстория этого письма такова. Летом 1971 года студенческий
строительный отряд ЛИТМО работал на дорожном строительстве г. Брезно.
Ребята трудились на совесть, вели большую работу по укреплению
советско-чехословацкой дружбы. Наши многочисленные встречи с молодежью, с активистами союза антифашистских борцов и общества чехословацко-советской
дружбы, с руководителями и рядовыми членами союза молодежи и
коммунистической партии Чехос
Вот заметка «Благодарная память» из
институтской многотиражной газеты «Кадры — приборостроению» (№6 от 21
февраля 1974 г.) «Недавно в Ленинград пришло письмо от генерального
директора объединения подъемно-транспортного оборудования «Мостарен Брезно» Яна Пикулы. Вот строки из его письма, обращенные к студентам нашего института:
«Сердечные
поздравления посылают вам все работники заводов «Мостарен Брезно», все
жители города Брезно. Мы часто вас вспоминаем. И я рад еще раз
поблагодарить вас за помощь при строительстве нашего города».
Предыстория этого письма такова. Летом 1971 года студенческий
строительный отряд ЛИТМО работал на дорожном строительстве г. Брезно.
Ребята трудились на совесть, вели большую работу по укреплению
советско-чехословацкой дружбы. Наши многочисленные встречи с молодежью, с активистами союза антифашистских борцов и общества чехословацко-советской
дружбы, с руководителями и рядовыми членами союза молодежи и
коммунистической партии Чехословакии произвели неизгладимое впечатление
на жителей этого 75-тысячного города в Татрах. Об этом убедительно
свидетельствует тот факт, что спустя три года память о работе наших
студентов живет в сердцах тружеников братской Чехословакии. Е.Евгеньев».
Под этим псевдонимом выступал ваш покорный слуга.