Того самого, который в 1931 году в 13-летнем возрасте, предположительно, написал донос на собственного отца. Из-за этого председатель сельсовета деревни Герасимовка Уральской области Трофим Морозов отправился на десять лет за решетку за воровство и помощь с документами кулакам-спецпереселенцам. А его сын на долгие десятилетия стал пионером-героем, для которое коллективное важнее семейного.
В наши дни есть и другая версия. Если вкратце: все это ложь, придуманная советской пропагандой. На самом деле, разницы особой нет. Такие случаи действительно были или как минимум могли иметь место. И это повод рассмотреть их моральную составляющую в целом.
Допустим, все было так, как нас давно учили в школах. В таком случае стоит понимать, что любой условный Павлик Морозов изначально находился перед дилеммой. В те годы молодое советское общество искренне жило будущим. Оно стремилось жить единым коллективом. Общее преобладало над личным. В случае с ребенком семейное могло бы побороть все это. Однако если во всей деревне в открытую говорят о недостойном поведении отца, поневоле перестаешь его уважать, тем более что Трофим Морозов занимался рукоприкладством, бросил жену с четырьмя детьми и стал сожительствовать с соседкой. Своим детям при этом никак не помогал. А дед до революции был жандармом, которого ненавидела вся деревня. Да и после революции не стал лучше: ничего не давал внукам, а только оскорблял их.
Если подытожить, нашего нарицательного Павлика Морозова ничто не связывало с семьей, кроме взаимной ненависти. И в начале подросткового возраста такой человек не мог не искать справедливости. Советская власть же дала ему такую возможность. Кроме того, отец после доноса не понес очень уж сурового наказания. Вместо десяти лет, к которым был приговорен, провел в заключении только три. Еще и вернулся с орденом за ударный труд. Иными словами, поступок сына, возможно, в итоге принес ему лишь пользу. А вот сам Павлик вместе с братом Федором однажды пошел в лес — и не вернулся. Так что если уж кого-то и осуждать, то его убийц.
Не важно, какая версия правдива. Гораздо важнее сама трагедия народа в те годы, когда наши предки получили власть, будучи совершенно не подготовленными к этому и злоупотребляя ею. И еще большая — в том, что иначе было нельзя. Путем эволюции искоренять не менее жестокие имперские порядки пришлось бы столетиями.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев