Праздник, пожалуй, более других свидетельствующий об историческом и цивилизационном единстве Великой, Малой, Белой и Подкарпатской Руси.
Почему именно Покров – воспоминание, казалось бы, о предмете одеяния Богородицы – почитаемы на Руси Православной не менее чем Её Рождество и Успение, Введение в храм, Благовещение? - рассказываем в этой статье.
Летописи (из них только греческих более ста) повествуют о том, что жил в Восточной Римской империи православный славянин по имени Андрей, который был рабом некоего богатого константинопольца Феогноста. Рабы, кстати, поставлялись в средневековую Европу викингами, овладевшими тогда землями северных славян на восток от Балтики. Не потому ли греческое Житие Андрея, впервые переведенное на русский в XII в. предположительно в Новгороде, сразу стало очень популярным на Руси?
Юноша воспринял учение Христа и отцов Церкви настолько глубоко, что принял подвиг юродства. Феогност, сочтя Андрея сошедшим с ума, отказался от своих планов на него и после нескольких попыток «излечить» отпустил.
Юродивый, как и полагается, жил в нищете под открытым небом, терпеливо перенося насмешки и унижения обывателей. За что и сподобился дара спасительных для многих людей предсказаний, видений ангелов, святых, Самого Христа и Божией Матери.
Последнее случилось с ним в храме во Влахернах (тогда – окраине Константинополя). Здесь к тому времени уже пять веков хранились риза, головной покров и часть пояса Богородицы, перенесенные из Палестины. Во время всенощной службы Андрей увидел под куполом влахернского храма Богородицу, как бы идущую по воздуху. Она была озарена сверхъестественным сиянием и окружена ангелами и святыми.
Сравнявшись с престолом, Мария опустилась на колени в молитве за христиан. Затем встала, сняла с головы плат и распростерла его над находящимися в храме, защищая от враждебных сил. Свет в этот миг сконцентрировался на этом покрове.
Андрей, очнувшись от увиденного, решил удостовериться, что это ему не почудилось, и спросил стоявшего рядом своего ученика: «Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу, молящуюся о мире?» Тот ответил: «Вижу и ужасаюсь».
Как свидетельствовал сам святой, Богородица в это время просила Своего Сына принимать молитву всякого, кто призывает в помощь Ее имя: «чтобы не отошел никто от моей иконы неуслышанным».
Но что же это за «враждебные силы» от которых христиан защитил тогда покров Богородицы? В одних источниках говорится о нападении арабов на Константинополь в 910 г., в других видение св. Андрея ни с какими нападениями врагов не связано, в третьих нападение неназванных «врагов» переносится в 911 г.
Как мы уже отметили, блаженный Андрей (чья память празднуется Церковью 15 октября на следующий за Покровом день), стал особо популярен на Руси в XII в. Возможно потому празднование в честь Покрова было установлено именно тогда. Большинство исследователей называют инициатором св. блгв. князя Андрея Боголюбского – первого великого князя не киевского, но уже владимирского, который не исключено, и крещён в честь блаженного. Некоторые ученые допускают, что Покров был введён дедом князя Андрея – «благороднейшим архонтом России» Владимиром Мономахом.
Как бы там ни было, а именно Андрей Боголюбский построил первый известный нам храм Покрова Божьей Матери. Тот самый – всемирно признанный шедевр православной архитектуры на р. Нерли.
На Руси же, благодаря содействию благоверного князя Андрея Боголюбского, празднование Покрова Божией Матери получило широкое распространение. Находящийся под особым покровительством Небесной Заступницы православный люд Святой Руси смог во всей полноте осознать и оценить истинное значение бывшего в Константинополе чудесного явления, и с 1165 года праздник Покрова стал общерусским»
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Комментарии 4