Часть 3. Двойные стандарты езидского «духовенства».
Лицемерие проявляется вот еще в чем: любой крещенный из езидизма или вышедшая замуж [-женившийся] за инородного автоматически перестает быть «пάра езидизанέ» (членом езидского общества), но, как показывает практика, это относится только к простолюдинам. Довольно большое число езидов постсоветских стран стал, заняв высокие посты, и женившись на представительницах другой национальности стали христианами. Это известные депутаты, спортсмены, певцы, писатели и даже «воры в законе» (мафиози), которые имеют большую популярность среди езидов. Реальность показывает, что езидское общество, религиозные лидеры, а также «духовенство» Лалыша, благодаря популярности этих людей, не перестают считать их езидами. Известно, что представители курдов-езидов были активными пропагандистами атеизма в СССР. Например, Арабе Шамо (езидский шейх), Аджие Джнди и другие курдские советские писатели, являющиеся идеологами атеизма в езидском обществе. Они восхваляли в своих трудах Ленина, Сталина и других отцов-основателей коммунизма и адептов безбожия. Можно ли считать езидами тех, кто отрицает существование Бога? Но на сайтах, в издаваемых книгах все, эти курдские писатели, позиционируются как представители езидизма и никого не смущает, что в прошлом они были идеологами атеизма. Другой пример: езидские «воры в законе». Всем известно, что «воры в законе» — это категория людей, которые, не смотря на преступную жизнь, считают себя верующими людьми, и фактически каждый из них крестится и даже в храм ходит, хотя продолжают жить преступной жизнью. Так поступают и езидские преступники. Наглядный пример — Дед Хасан. Известно, что он был крещен, ходил в храм, его отпевал священник и на его могиле стоит большой крест. Это относится и к другим известным езидским «ворам в законе». Парадокс в том, что все езиды это игнорируют и продолжают считать Деда Хасана представителем езидской веры, хотя и знают, что он был крещен. Как быть с этим? Езидские заповеди на знаменитых людей не действуют? Таких двойных стандартов довольно много.
Для постсоветских езидов задача шейхов и пиров заключается в основе исполнении похоронных обрядов: обмыть покойника, сделать ему обрезание и отпеть. Во время «марзάл» (дни поминовения усопших) шейхи и пиры ходят по кладбищам и за небольшую сумму денег читают кавлы и бейты. Бывали случаи, когда между шейхами и пирами случались конфликты, даже драки прямо на кладбище, из-за того лишь: кто будет читать гимны над покойником, у которого богатая семья. Фактически современный езид-служитель связан только с этими внешними обрядовыми обязанностями, и не более того. Проповедь могут сказать пожилые шейхи, но обычно она имеет стандартные пожелания благ и покоя усопшему, и никогда духовно-нравственного характера. С молодыми шейхами и пирами ситуация трагичнее. они не хотят ходить по кладбищам, так как большинство из них вообще не знает своего родного языка, а те, которые хоть немного знают, мало понимают, так как кавлы и бейты очень сильно арабизированы. Многим не хочется исполнять свои обязанности перед своими мридами, которые прибегают к другим шейхам и пирам, но последних становится все меньше и меньше. Надо также сказать, что некоторые шейхи и пиры из-за экономических проблем уехали в РФ и Европу и потеряли всякую связь со своими мридами. Оставшиеся же шейхи и пиры в постсоветских странах начали создавать новые духовные центры и под влиянием христианства решили, как например в Грузии или Армении, начали добиваться своего "духовного" возглавления над всеми езидами своей страны. По сути это разрушает всю внутриезидскую структуру, поскольку каждый отдельный шейх и пир является "духовным" руководителем исключительно своих мридов, а здесь мы видим посягательства некоторых шейхов и пиров на "чужую епархию", так что это привело даже к расколу среди противников этой трансформации, ибо никакой шейх или пир не может быть "духовным" руководителем всех езидов в определенной стране, но только своих мридов.
Важно подчеркнуть, что в езидском обществе негласно обязательное целомудрие должно быть только у женского пола, а по поводу мужчин — к ним нет таких принципиальных требований. Например, если девушка сблудила, то, по сути, она становится изгоем (раньше могли и камнями закидать) и фактически никто ее замуж не возьмет, так как это клеймо останется на роду. Отношение к мужчинам иначе: сколько бы ни блудили, это им не мешает жениться на ком угодно, никто им не предъявит претензий и не скажет, что так нельзя. Это не говорит о том, что подобная проблема существует только у езидов, но мы здесь хотим подчеркнуть отношение шейхов и пиров и народного сознания к данному вопросу. Если езидская замужняя женщина совершила прелюбодеяние, то ее обычно с позором выгоняют, но если езидский парень не то что сблудит — будет иметь одновременно много любовниц и в связи с этим жена захочет уйти, то в сознании езидского общества это не является достаточным основанием, а если кто и пытался, все равно родители возвращали назад со словами: «терпи». Приведу пример. Мне рассказывал один езид, что его прапрабабушка была из известной семьи, как у нас называют «жь мάла агέ». Будучи в браке со своим мужем, она часто слышала, что ее муж на стороне имеет любовницу, но она этому не верила, но когда убедилась в этом, для нее настал отчаянный момент: с одной стороны: поруганная гордость за свое происхождение — «как он унижает меня и мой род», с другой стороны — разочарование в нем. Видя безвыходную ситуацию, она повесилась…
Нравственный Закон Божий дан для всех, лишь испорченная природа человека создает различия в законе, преследуя свою выгоду. Например, любой, кто сблудил, — это касается как женщин, так и мужчин, — по Библии и церковным канонам, совершает смертный грех и, соответственно, отлучается от Причастия на определенное время и получает подобающую епитимию (воспитательное наказание). А также, по слову Господа Иисуса, единственная причина развода может быть — если один из двух сблудил. Если подобное было совершено и есть доказательство, церковный суд перед человеком ставит выбор: «Разводиться или простить (если будет раскаяние) и продолжать жить совместно». Подчеркиваю, это касается как женщин, так и мужчин. Этого, к сожалению, нет в езидизме, что говорит о дискриминации по отношению к слабому женскому полу. Очень важно подчеркнуть, что сам по себе развод в езидском обществе был довольно редким явлением. Но ныне, секуляризм настиг и езидов: за последние десятилетия довольно много браков распалось и связано это по большей части с тем, что езидские девушки требуют себе равные права по отношению к женихам, к чему, конечно, вторые не привыкли.
Смотрите так же:
Трансформация езидизма. Часть 1. Введение. https://www.youtube.com/watch?v=2p_orZnPAos&t=29s Трансформация езидизма. Часть 2. Отступление от традиций https://www.youtube.com/watch?v=afcHXCRGjhc
Присоединяйтесь к ОК, чтобы посмотреть больше фото, видео и найти новых друзей.
Комментарии 2