«Много лет назад я спросил у своего духовника, что такое смирение?»
Я в то время был молодым и неопытным, мне казалось, что если я получу точный ответ, то тут же приобрету эту добродетель, и у меня все пойдет на лад.
К тому же я нашел в «Лествице» преподобного Иоанна Лествичника изречение о том, что смирение есть искоренительница всех страстей, и загорелся желанием приобрести смирение, чтобы таким образом устранить все страсти, как говорится в сказке, «одним махом семерых побивахом».
На самом деле смирение приобретается в борьбе, иногда, к сожалению, в преткновениях и падениях, и тот, кто приобрел смирение, можно сказать, приобрел совершенство или приближается к нему.
Это мне поневоле пришлось понять с годами, из собственного горького опыта.
Но в то время я обратился к отцу Андрею с вопросом: «Что такое смирение?» — и он дал мне ответ, который показался мне совершенно неожиданным и даже неуместным.
Он сказал, что СМИРЕНИЕ — ЭТО НЕНАДЕЯНИЕ НА СЕБЯ.
Я этими его словами был сильно разочарован: «Что он такое говорит, какое это имеет отношение к моему вопросу?!», но промолчал.
Он, видимо, почувствовал, что я с этим не согласился, и не стал продолжать разговор.
А спустя годы я осознал, что это так и есть: смирение состоит именно в том, чтобы во всем надеяться не на себя, а на Бога.
Отец Андрей говорил так от опыта, он был по-настоящему смирен.
Мы часто не понимаем, что такое истинное смирение, что значит почитать себя хуже других.
Поэтому вместо того, чтобы смиряться, занимаемся смиреннословием.
Смиреннословие — очень распространенная мнимая добродетель, когда человек на словах уничижает себя, а в душе таким себя не почитает.
Настолько распространен этот порок, что трудно им не заразиться.
Есть история про одного такого «смиренномудрого» монаха.
Он так убедительно обличал себя в каких-то грехах, что слушатели ему поверили, и когда они поверили, монах огорчился. Понимаете?
Представьте себя на его месте, ведь у всех нас бывают подобные ситуации.
Мы говорим: “Да, я грешный человек” — казалось бы, это скромно.
Если тот, к кому мы обращаемся, поверит, что мы такие, то мы ведь огорчимся, нам это не понравится.
В действительности мы называем себя грешными, малограмотными и говорим о прочих своих недостатках для того, чтобы возвыситься перед теми людьми, которые смирение почитают добродетелью.
То есть мы хвастаемся, так сказать, с примитивной мужицкой хитростью, вроде: “Я плохой”, а человек, с которым мы общаемся, должен сказать: “Да нет, ты хороший”. — “Нет, я плохой”. — “Да нет, ты хороший”. — “Нет, я грешник”. — “Да нет, ну что ты”.
Нам это приятно, очень трудно от этого отказаться.
Схиархимандрит АВРААМ (Рейдман)
#поучение #spyridonrimini #кельяСпиридонаРимини
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев