Часть 2.
«Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение»
Дорогие братья и сестры, так ежегодно поет Святая Церковь в течение 5 дней: начиная с праздника Входа Божьей Матери во храм – 4 декабря до дня отдания праздника – 8 декабря.
Тропарь сего праздника, являясь центральным песнопением богослужения, заключает в своих словах основную мысль празднуемого события. «В храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает» - такова основная мысль праздника – трехлетняя Отроковица, Своим входом во храм, предвозвещала скорое Рождение Спасителя.
Аналогично этой мысли и сам праздник Введения Богородицы во храм возвещает нам о приближающемся Рождестве Христове.
Таким образом, праздник Входа Божьей Матери во храм, логично вплетается в начало Рождественского поста и имеет неразрывную связь через весь постный период с самим праздником Рождества Христова. Сия неделимая целостность поможет нам в ответе на важный вопрос:
Как нам правильно провести Рождественский пост и подготовить сердце к принятию в них Рожденного Богомладенца?
1. ЖИЗНЬ БОГОРОДИЦЫ ОТ ВХОДА ВО ХРАМ ДО РОЖДЕСТВА
Для того чтобы понять как подготовиться к Рождеству Христову нужно обратить сугубое внимание на жизнь Богородицы до момента Рождения Ею Христа.
Какова была жизнь Отроковицы после Ея входа во храм?
«Трехлетняя отроковица, Пречистая Дева Мария, была отдана в помещение для девиц, причем к Ней приставлены были девицы, по летам более взрослые и искусные в писании и рукоделии, чтобы Богоотроковица с младенчества научилась и писанию и рукоделию вместе… Дева скоро научилась еврейскому ветхозаветному писанию в совершенстве, – и не только Писанию, но и рукоделию хорошо научилась, как говорит о том святой Епифаний:
– Она отличалась силою ума и любовью к учению; не только поучалась в Священном Писании, но и упражнялась в прядении шерсти и льна и в шитье шелком. Благоразумием своим Она удивляла всех; занималась преимущественно такими трудами, которые могли бы быть потребны священникам в служении при храме; рукоделью этому Она так научилась, что им могла впоследствии, при Сыне своем, добывать себе пропитание; Она своими руками сделала Господу Иисусу хитон, не сшитый, но весь тканый…
При этом предание присоединяет, что Пречистая Дева часто пребывала во внутренней скинии, бывшей за второю завесой и называемой «Святое Святых», а не в обычном помещении для дев при храме...
Пришедши в совершенный возраст, Она, с юных лет научившись Священному Писанию и прилежно занимаясь рукоделием, еще больше упражнялась в молитве, и целые ночи и большую часть дня имела обыкновение проводить в молитве. На молитву входила во Святое Святых, для рукоделья же возвращалась в свое жилище… И большую часть жизни своей Она проводила в храме, за второю завесою, во внутренней скинии, на молитве, а не в отведенном Ей жилище, за рукоделием.
Потому-то всеми учителями Церкви согласно говорится, что Пречистая Дева, до двенадцатого года, всю свою жизнь провела во Святая Святых, так как оттуда редко выходила в свое помещение.
Такого рода была жизнь Ее в детстве, когда Она еще жила с девами – сверстницами. В то время, как день ото дня Она возрастала и укреплялась духом, совершенствовалась Она и в подвигах, и укреплялась в молитве и трудолюбии, восходя от силы в силу, до тех пор, пока не осенила Ее сила Всевышнего» (Жития святых святителя Димитрия Ростовского).
Вот как жила Владычица Богородица от дня Своего входа во храм до Рождества Спасителя!
Весьма назидательный пример того, как провести период поста в ожидании Рождества Христова, того как подготовить свое сердце для принятия в него Рожденного Богомладенца. Конечно, человеческая немощь не позволит вместить многого, но, во всяком случае, пример Богородицы, даст нашим действиям правильный вектор направления.
ОТЯГЧЕНИЕ СЕРДЦА
Подготовка сердца заключается в его очищении от всякой скверны и от всякой суеты, подобно тому, как дом, ожидающий принять царя, не только моют, но и освобождают от излишнего хлама. Богородица, уделяя время рукоделию, т.е. внешним заботам, все же большую часть жизни проводила на молитве. Но, если в силу обстоятельств нашей жизни, мы не можем уделять много времени молитве, то, во всяком случае, нам возможно уменьшит поток суеты. Облегчить сердце и ум от лишнего, освободив их для Бога – вот доступное и душеспасительное занятие в постный период.
Предупреждал Господь всякого верующего в Него:
«Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими» (Лк. 21, 34).
«Смотрите же за собой» - то есть будьте бдительны и внимательны, почаще обращайте взгляд на себя. На что обращать внимание? На то не вкралось ли в нашу жизнь объедение, пьянство и заботы житейские и не отяготили ли они наше сердце?
Действия объедения и пьянства, как причастных к телу, удобно обнаружить, а значит своевременно применить надлежащие меры, что мы и делаем, воздерживаясь постом. А вот заботы житейские – опаснейший враг. Опасность этого врага, лучше сказать вора, в его незаметности.
Неощутительно, шаг за шагом, вкрадывается этот вор в нашу жизнь, прикрывая свое присутствие в ней многими благими причинами и оправданиями. По слову Господа, третья часть людей из числа тех, в ком семя слова Божьего дало росток спасения, улавливаются этим дьявольским тернием и остаются бесплодными (Притча о сеятеле, Мф. 13, Мк. 4, Лк. 8).
Скажем по-другому и вдумаемся, каждый третий из числа уверовавших во Христа и посещающих храм, со временем, поглощаясь заботами житейскими, не приносит плода спасения. И там, где были бессильны неверие во Христа и иные сильнейшие дьявольские искушения, гниль повседневной суеты протачивает корабль души верующего и незаметно топит его.
Именно поэтому, как считают некоторые святые Отцы и видные богословы современности, Господь, в указанном слове, начиная от наименьшей опасности, и, восходя к наибольшей, поставил в конце заботы житейские.
Поэтому, время поста нужно употреблять не только к воздержанию тела от объедения и пьянства, но и как удобное время для максимально возможного уменьшения суетных забот и хлопот. Более того, во время поста на этого опасного «вора» нужно обратить большее внимание, по той самой причине, что в другие периоды мы мало заботимся о борьбе с ним. Обратим пристальное внимание на житейские попечения по причине того, что эта заповедь Божья, а значит то слово, по которому Господь нас будет судить (Ин. 12, 48).
Постом мы облегчаем наше тело, будем же облегчать и наши сердца, которые чрезмерно отягощаются, утучняются и одебелевают заботами житейскими. Облегченное же сердце, как скромный вертеп и незамысловатые ясли, без лишних нагромождений, способно принять в себя Рожденного Спасителя.
Жизнь Пресвятой Богородицы, от входа во храм до Рождества Ею Спасителя будет нам примером к богоугодному прохождению как Рождественского поста, так и иных постных периодов, а молитвы Владычицы да помогут нам, освободив сердце от излишнего, чтобы таинственно принять в него Рожденного Христа. Аминь.
Иерей Алексей Чиж
На фото: • Витторе Карпаччо. Введение Богородицы во храм.
#проповедь #spyridonrimini #кельяСпиридонаРимини
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев