Часть 1.
Дорогие братья и сестры, поздравляем всех с началом Рождественского поста и наступающим праздником Введения Божьей Матери во храм.
Милостью Божьей мы с вами уже прошли первые шаги сего благословенного периода. Сорок дней Рождественского поста насыщены и пропитаны Великими Праздниками и праздниками великих святых. И поэтому, несмотря на то, что мы возьмёмся за духовный труд в декабрьские морозы нас, на пути к Вифлеемскому вертепу, будет согревать тепло любви и ревности святых подвижников.
Среди них великий апостол Андрей Первозванный, столь близкий народам славянским, как первый проповедник Христа на нашей земле. Он и ныне укрепит нас в вере апостольской. Николай Чудотворец – тот самый святой, о котором не нужно рассказывать. Знают Николу не со слов, но из его дел. Святитель Спиридон Тримифунтский, он хоть и епископ, но пасл овец. Хоть был нищий, но других обогащал, необразован, но философов и риторов посрамлял.
И недостанет нам времени, чтобы повествовать о великомучениках Екатерине, Варваре и Мине, святителе Амвросии, преподобном Савве, великом князе Александре, праведном протоиерее Иоанне, о пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; те, которых весь мир не был достоин (Ср. Евр. 11, 32-38) будут сопутствовать нам и своим сопутствием укреплять на пути Рождественского поста.
И первой Святой, Пресвятой, на пути к Рождеству нам будет Сама неизреченно Родившая. Как вифлеемская звезда изначала пути сопровождала волхвов, так и нам в начале Рождественского поста предстает Сама Владычица в празднике Введения Ея во храм чтобы указать путь к Рожденному Богомладенцу.
И не дивно сие! Как можно найти Рожденного без Родившей?
Пресвятая Богородица, помогай нам!
1. ИЕРУСАЛИМСКИЙ ХРАМ
Святые богоотцы Иоаким и Анна привели свое единственное Чадо – Марию еще Младенцем во храм, когда Ей было всего три года. Что это был за храм?
Во времена Ветхого Завета, место, где можно было поклоняться Богу истинному, было только одно – Иерусалимский храм. Он находился на горе Мориа, на том самом месте, где Авраам должен был принести в жертву своего сына Исаака, но был остановлен Богом.
По грехам народа израильского этот храм несколько раз разрушали. В 586 году до Рождества Христова разрушили первый храм, который построил царь Соломон, сын святого царя Давида. С того момента исчез Ковчег Завета, поэтому Святая Святых – часть храма, которая была доступна только раз в году первосвященнику – с того момента оставалась пустой. После плена вавилонского был построен второй храм, строил его Зоровавель, но и его через четыре века в 167 году до н.э. осквернили язычники.
За 19 лет до Рождества Христова полуразрушенный и оскверненный храм вызвался восстановить царь Ирод Великий, тот самый, который вскоре, покушаясь убить Младенца Христа, убьет четырнадцать тысяч младенцев в Вифлееме. Обновление храма продолжится в течение долгих лет и после смерти Ирода. Так, Иудеи скажут Спасителю: «Сей храм строился сорок шесть лет, и Ты в три дня воздвигнешь его?» (Иоан. 2, 20).
С того момента храм значительно изменит свой облик, но все же его продолжат именовать вторым храмом, а надежды Ирода, о том чтобы стать вторым Соломоном разобьются в прах. Внешне храм станет намного величественнее храма Соломона. Его площадь будет в несколько раз больше современных стадионов – 500 метров длинной и 300 шириной, его высота над долиной Кедрон достигнет почти двухсот метров. На этом-то крыле храма поставит Христа искуситель, сказав Ему: «Если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз» (Лк. 4, 9).
Историк того времени Иосиф Флавий напишет: «Внешний вид храма представлял всё, что только могло восхищать глаз и душу. Покрытый со всех сторон тяжёлыми золотыми листами, он блистал на утреннем солнце ярким огненным блеском, ослепительным для глаз, как солнечные лучи. Чужим, прибывавшим на поклонение в Иерусалим, он издали казался покрытым снегом, ибо там, где он не был позолочен, он был ослепительно бел». С высокой террасы этого храма, можно было увидеть пространство от Средиземного до Мертвого моря.
Внешне храм задумывался еще с одной целью – военной. Он был настолько укреплен, что римляне, при разрушении Иерусалима в 70 году н.э., войдя в город, несколько месяцев не могли взять сам храм. А внутри храм представлял из себя целую систему разных зданий и пристроек со своей внутренней инфраструктурой и скорее более походил на современный монастырь, нежели на храм.
«К стенам храма пристроены были каменные здания, … отдельные одно от другого, просторные и очень красивые … они имели все удобства для жительства в них… В этих зданиях находились помещения для разных лиц; отдельно жили девы, посвященные на служение Богу до времени; отдельно жили вдовицы, давшия обет Богу хранить чистоту свою до смерти, как пророчица Анна, дочь Фануилова; отдельно обитали мужи, называвшиеся назореями, подобно инокам, жившие безбрачно. Все эти лица служили Господу при храме и получали пропитание от доходов храма.
Остальные здания отведены были для пребывания странников и пришельцев, приходивших издалека на поклонение в Иерусалим» (Жития святых, святитель Димитрий Ростовский).
Вот каков был храм, вот куда приводят трехлетнюю Богородицу. Она была приведена родителями как раз в период начала его обновления. В тот период при храме воспитывалось много мальчиков и девочек.
Во-первых, сами родители, посвящая свое дитя Богу, выражали таким образом Творцу свою благодарность, во-вторых, для активно восстанавливающегося храма нужна была помощь как взрослых, так и детей, ну и в-третьих, сами дети, находящиеся при храме, научались
Закону Божью, молитве, ремеслу – всему тому, что в первую очередь необходимо в жизни каждого человека. К примеру, Матерь Божия упражнялась в прядении шерсти и льна и в шитье шелком, участвовала Она в создании завесы для Святая Святых, которая позднее во время смерти Спасителя на Кресте раздралась надвое (Мф 27:51).
ЗНАЧЕНИЕ ПРАЗДНИКА
В храм приходили и оставались там девы, вдовы, назореи, также родители приводили своих детей. Посреди этих обыденных событий случилось одно необычайное для всех, на которое и мы обратим пристальный взор.
В тот день, когда праведные родители Иоаким и Анна привели Богородицу во храм, первосвященник глубоко поразил всех своим поступком. По таинственному вразумлению, водимый Духом Божиим, он ввел Пречистую Деву в самую недоступную и святейшую часть храма, она так и называлась – Святая Святых. Туда нельзя было входить не только женщинам, но даже и священникам, а мог туда входить только первосвященник, да и то однажды в год.
Там, трехлетней Богородице, было отведено место для молитвы. Всем же прочим девам, живущим во храме, под строжайшим запретом возбранялось подходить к алтарю, для молитвы им отводилось место между церковью и алтарем. Пречистой же Деве, со времени введения Ее, не было запрещено ежечасно входить во внутренний алтарь, за вторую завесу и молиться там.
Это событие, особо устроенное по Промыслу Божьему, является основным, на чем Святая Церковь нам предлагает сфокусировать свое внимание.
Храм для иудейского народа был местом особого Божия присутствия. После постройки Соломоном первого храма, священники внесли Ковчег Завета во Святая Святых и «Когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» (3 Цар. 8, 10-11). Однако, обновленный Иродом храм, несмотря на колоссальные размеры и внешнее богатое убранство был лишен главного - Ковчега Завета, а с его утратой и Божественное присутствие в виде облака оставило храм.
Новым Ковчегом и Скинией, наполненной Славой Божьей стала Пречистая Владычица наша Богородица, которую первосвященник вводит во Святыя Святых храма. Все богослужение настоящего праздника в различных чтениях и песнопениях сосредоточено именно на этой мысли.
Так пишет об этом святой Феофилакт: «Первосвященник, быв тогда вне себя, объятый Духом Божиим, понял, что эта отроковица – вместилище Божественной благодати и что Она более его достойна всегда предстоять пред Лицом Божиим.
Вспомнив сказанное в законе о ковчеге, что ему назначено находиться во Святом Святых, он тотчас понял, что это преднаписано было относительно сей Отроковицы, нисколько не усомнившись и не остановившись, дерзнул, вопреки закону, ввести Ее во Святое Святых».
Богородица есть тот истинный Ковчег, прообразом которого был ветхозаветный, потому как не манну, скрижали завета и жезл Аарона носила в Себе, но Самого Бога. Она исполнилась Славы Божией, подобно тому как в Ветхом завете облаком этой Славы наполнялась Святая Святых.
В ветхозаветный храм, который не имел более Ковчега Завета, во Святая Святых его, вводится Храм новый — Пресвятая Дева. Этим символически предзнаменуется скорая смена Ветхого Завета – сосредоточенного и ограниченного Иерусалимом земным, где в храме из белых камней и позолоты поклонялись Богу – на Новый Завет, когда Господь поселится в сердцах верующих, соделовая самого человека храмом Бога Живого (2 Кор. 6, 16) и поклоняться Ему будут на всяком месте в духе и истине (Иоан. 4, 23).
Первым таковым Храмом, Храмом по существу вместившим Бога, живым Храмом Бога Живого стала Преблагословенная Владычица наша Богородица, Еяже молитва Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Иерей Алексей Чиж
#проповедь #spyridonrimini #кельяСпиридонаРимини
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев