Тайна седьмая — в чём заключается отрицательное влияние школы на детей? Количество предметов, количество учебников, вес школьного портфеля превысили все пределы. Родителей без(с)покоит, а школьники не понимают, зачем они тащат в школу каждое утро около пяти килограммов книг, и ещё — глупый мешок со сменной обувью? Лет двадцать ведутся разговоры о весе школьного портфеля, но вместо одного лёгкого учебника по каждому предмету (!) появляются 2-3 дополнительных учебника в тяжёлых ламинированных переплётах. Например, в пятом классе в портфеле у школьника только по одному предмету, русскому языку, лежат четыре книги: «Русский язык. Теория», «Русский язык. Практика», «Рабочая тетрадь по русскому языку», «Учебные таблицы по русскому языку», «Семейный наставник. Русский язык», «Русский язык. Занятия школьного кружка».
Тайна — чем руководствовались авторы школьных программ, включив в программу пятого класса учебник по «Теории русского языка»?! Даже студенты в университете начинают понимать, что такое теория не раньше третьего курса. Нынче же в программах старшей школы нет усложнения — есть измельчение и изобилие терминологии — потому что в рамках ЕГЭ и его тестов можно проверить только эти мелочи, а не масштабность и глубину мышления. Тайна — зачем надо было один тонкий и понятный учебник русского языка 1955 года раздуть до пяти книг, сложность которых превосходит сложность химии и физики? Вся современная школа успешно строилась на дидактике Я. А. Коменского, требовавшего ясности «как необходимого условия посильной доступности для учащихся, которая достигается отчётливостью объяснения основных положений без излишнего углубления в детали». Зачем в пятом классе детализация языка на уровне филологического факультета университета? Что-то здесь не то. Тайна — проверяются ли школьные учебники на читабельность? Нечитабельность учебников может вызвать ненависть к правильному русскому языку, который стал для них (по их же отзывам) сложнее английского языка. Тайна — почему самым большим отделом в книжных магазинах стал отдел школьных учебников, а пособий для сдачи ЕГЭ по русскому языку в них около двухсот! При этом писать выпускники школ стали ВДВОЕ БЕЗГРАМОТНЕЕ, чем 15 лет назад. Все видят, как каждое утро дети, сгибаясь, тащат в школы свои сумки с учебниками. В половине случаев их сумки с учебниками несут мамы или бабушки. Обсуждая вес и количество учебников, которые надо освоить детям, уместно задать авторам программ для школы знаменитый вопрос: «Вы что, с ума сошли?». Или мы все сошли с ума?
Режим труда и отдыха детей нарушает все физиологические нормы. Родителей без(с)покоит то, что дети работают шесть рабочих дней в неделю по семь уроков в день, плюс три часа на приготовление домашних заданий, включая воскресенье. Где профсоюз? Нагрузка такова (ни для кого это не секрет), что существенную часть домашнего задания делают родители: рисуют, клеят, чертят, выполняют лабораторные работы по биологии и пр. до глубокой ночи. Зачем мы обманываем сами себя? Непонятно, почему в самой передовой образовательной системе, в Финляндии, — ЗАКОНОМ ЗАПРЕЩЕНО задавать домашнее задание детям до шестого класса, а в РФ работа дома считается важнейшей частью подготовки школьника? Тайна — в РФ взрослых от сверхэксплуатации защищает профсоюз — детей не защищает никто. Тайна — кто регламентирует режим труда и отдыха детей? Почему Министерство обороны не ставит вопроса о выпускниках школы, большая часть из которых НЕ ГОДНА к строевой службе, потому что у них сколиозы, гастриты, близорукость, рассеянность, полученные от ежедневного десятичасового непрерывного сидения за столом на протяжении десятка лет? Положение детей усугубляет забота родителей об их подготовке к реальной жизни за счёт ежедневных платных музыкальных, танцевальных, спортивных школ, курсов иностранных языков, компьютерного программирования и т. д. Всё это должна дать школа. Интенсивность, с которой детей «учат», применяется кратковременно только во время войны, когда готовят спецгруппы для спецзаданий. Тайна — кто же в России озабочен вопросами: сколько дети спят, как они питаются, что у них с нервами, что они думают о жизни, родителях и школе? Недавно ещё один мальчик прыгнул с 22 этажа в Ленинградской области. Надо ли спрашивать, почему? Можно ли организовать образование школьников по-другому? Так и было по-другому. В 50-е годы после школы, выполнения домашнего задания, исполнения своих обязанностей по дому (принести дров и истопить три печки, сходить за керосином, вымыть посуду) оставалось не менее четырёх часов на чтение книг. Хватило сил и времени прочитать к восьмому классу полностью Дюма, Стендаля, Золя, Цвейга, Лондона — ВСЕХ ПОЛНОСТЬЮ. Хватало времени и сил на спортшколу с лёгкой атлетикой, быть чемпионом района по лыжам, юношей играть на первенстве Ленинграда по баскетболу, бросать гранату на 52 метра и пр., потому что врачи, учителя, тренеры нас берегли, дозировали нагрузки, и детей, например блокадников Ленинграда, подняли до уровня солдат, годных к строевой службе. Сейчас другая жизнь: книги у детей заменил интернет, ВКонтакте, TikTok, Skype... В детской поликлинике отвечает говорящий автомат: «Подождите, все операторы заняты». Исчезает живое общение. Но видел ли кто-нибудь из авторов программ современной школы, что на всех сайтах, откуда школьники списывают контрольные и сочинения, представлена самая гнусная порнография? Наверное, видели, но это их, очевидно, НЕ КАСАЕТСЯ. Во всяком случае в хоре голосов против порнографии, педофилии, нецензурной брани, голоса МинВуза нет вовсе. Детей защищает кто угодно, кроме Академии педагогических наук РФ. Министерство образования полностью сдало позиции в противостоянии с «коллективным педагогом», объединяющем телевидение, интернет, кино, «мобилы», которые буквально уничтожают усилия учителей по формированию Человека. Не космонавт и полярник, а проститутка и бандит стали символами успеха, которые навязывает школьникам «коллективный педагог». Может это и есть начало новой биополитики»? Да нет — и этот процесс тоже вполне предсказуем в рамках резкого и быстротечного изменения и нашей системы жизнеобеспечения и самой Системы Управления.
Поэтому очевидно, что нужно нагружать детей, НЕ ПЕРЕГРУЖАЯ их, и дать им возможность развиваться, чтобы они смогли научиться самостоятельно трудности преодолевать. Для этого достаточно просто быть рядом, чтобы вовремя «мозги вправить», если совсем «занесёт» ребенка в споре с учителем, например, дерзить начнёт или что-то в этом роде придумает. Но тут — очень важно — сохранить к себе в ребёнке доверие, а это значит — не обманывать. А свои собственные проблемы типа тяжелого портфеля и прочих школьных дел им нужно позволить решать самостоятельно. А вот когда сын или дочь не доверяет родителям, родители и начинают контролировать всё жёстче и жёстче, воспитывая искусных и искушенных лжецов. И тут всё дело — в Мозгах каждого отдельного человека.
Тайна восьмая — что должен знать и уметь школьник, получающий Аттестат зрелости? ОТВЕТ ПРОСТ — окончив школу, её выпускник должен начать самостоятельную жизнь. Он должен сам себя обеспечивать материально и помогать своим родным, он должен сам принимать решение о своём дальнейшем развитии, он должен ориентироваться в жизни с такой же ответственностью, как его родители. Для этого, чтобы ни говорили, школа дарит своему выпускнику развитые высшие психические функции, позволяющие ему САМОСТОЯТЕЛЬНО НАХОДИТЬ ВАРИАНТЫ своего дальнейшего профессионального и социального развития. Все выпускники имеют достаточный уровень владения письменной и устной речью, языками математики, химии, физики, биологии и др. Конечно, уровень развития у всех разный, и это скажется в судьбе каждого из них, но базовые когнитивные процессы школа включает, несмотря на собственные внутренние проблемы. Но вот чего школа не делает — так это НЕ ГОТОВИТ своих воспитанников к реальной житейской практике. Все школьные знания теоретические — нет тренингов поведения в стандартных житейских ситуациях (автоавария, задержание, поведение обвиняемого или свидетеля, допустимые нормы поведения в конфликте, взаимодействие с банками, умение читать договоры и т. п.). Когда и где он этому научится, когда его задержат и осудят? Выпускники школы НЕ ЗНАЮТ АЗОВ уголовного и гражданского права. Не ведая, что творят, совершают преступные действия, наивно считая, что они не сделали ничего предосудительного — это же показывают каждый день в телесериалах как нормальное поведение. Необходимый минимум правовых знаний многие, к сожалению, получают после осуждения, когда жизнь почти сломана. Современная жизнь требует, чтобы выпускник школы умел водить машину, безопасно обращаться с электрическими приборами, химическими препаратами, владеть современными инструментами, адекватно вести себя в чрезвычайных ситуациях, ориентироваться на местности, уметь разжечь костёр, спастись от холода и спасать других. Недопустимо, чтобы выпускник школы не «умел забить гвоздя», нуждался в опеке и защите, как ребенок. После окончания школы он уже солдат, избиратель (какой — это второй вопрос), работник, иногда даже — отец. Это должно быть предусмотрено в программах школьного обучения. Все предметы должны иметь житейскую практическую направленность. Это не фантазия, а принципиальный вопрос, который имеет столько сторонников, сколько и противников.
Мало кто знает, что своим высоким качеством немецкие товары обязаны учителю Вильгельму Августу Лаю. До его реформы школы немецкие товары были худшими в Европе. В. А. Лай внедрил в Германии концепцию «Школы действия», суть которой заключалась в том, что каждое теоретическое знание, даваемое в школе, применялось на практических занятиях в действиях школьника. Если ботаника — то на опытном участке; если физика, то в мастерской; если тригонометрия, то расчёт и изготовление водосточных труб; если физиология, то реальное оказание скорой медицинской помощи и т. д. «Школа действия» дала Германии целые поколения людей, у которых знание не расходилось с делом, и они подняли немецкую промышленность на современный уровень. Задолго до него Я. А. Коменский требовал сознательности в обучении, считая, что ученик должен: «...ОСОЗНАТЬ, КАКУЮ ПОЛЬЗУ приносит изучаемое в поведении и жизни». Он требовал «учить делу», т. е. «…в школах учатся писать — упражняются в письме, говорить — в речи, умозаключениям — упражняться в умозаключениях, чтобы школы были ничем иным, как мастерскими, в которых кипит работа». Конечно, буквально повторить опыт В. А. Лая в современных условиях не удастся. Но практической подготовки школьника к реальной жизни должно придаваться такое же значение, как развитию его высших психических процессов и теоретической подготовке. Каждый предмет должен дать школьнику опыт того, как надо правильно вести себя в жизни: биология и физиология изучаются НЕ ТОЛЬКО для поступления в медицинский университет, но и для того, чтобы каждый выпускник знал, что ему есть, пить, чем дышать, чтобы не заболеть. А если заболел, то понимать, что болит и какими средствами можно вылечиться. Математика обязательна любому выпускнику школы, потому что вся современная жизнь построена на числах, цифрах и расчётах: с банками, работодателями, налоговыми инспекциями. Считать, вычислять, программировать, измерять объёмы, веса, расстояния — это так же важно, как дышать в той жизни, которая предстоит вчерашнему школьнику. Без практикума по литературе и русскому языку, без правильных слов и речи, выпускники НЕ СМОГУТ понять другого человека и себя, не смогут объясниться, договориться, обрести друзей и создать семью — всё это представлено в мировой литературе. Физика и химия — это сама практика. Электрическая проводка, её неполадки, безопасный ремонт не должны составлять для школьника труда, как и применение химических веществ, защита от отравлений организма, воды, воздуха, продуктов питания.
География? Попросите своих детей «на память» нарисовать схему Петербурга. А дельту Невы? Не вышло? Тогда пусть нарисуют схему маршрута от дома до школы с указанием названий улиц и поворотов. Убедительно? География — абсолютно практическая дисциплина, без понимания которой выпускник школы заблудится и не найдёт дороги домой, если отвезти его от города километров на сто. Например, он оказался в деревне Железная Гора Ленинградской области. Где это, и как оттуда добраться домой? Мы не только своей Родины не знаем, даже области, в которой живём. Она для нас практически такая же неизвестная территория, как экваториальная Африка.
Почему так? Тайны, тайны, тайны. Вот тебе и открытое общество, за которое сражались «защитники Белого дома» в 1991 году.
Непонятно, почему реформа образования НЕ ОБСУЖДАЕТСЯ ни с теми, кто реально детей учит, ни с их родителями, ни со специалистами высшей школы? Непонятно, почему она буквально продавливается, словно от реформы школы зависит что-то таинственное и чрезвычайное? Но, если всё же начать обсуждать, то будет вообще полное непонимание того, что обсуждается. Тем более, что на верхнем административном уровне симулировать обсуждение и якобы принятие «всенародно составленной программы» особых проблем сейчас не составляет. Цель есть, далее нужна идея, а её должен синтезировать единичный мозг. Или два отдельных мозга. Три, четыре, но надеяться на некое большинство и то, что оно окажется правым — неразумно. Всё, что написано в моих и не только моих трудах по интервенции и управлению, ясно даёт понять — большинство сейчас будет АКТИВНО НЕ ПРАВЫМ. Даже экономика, оборона, политика обсуждаются и оспариваются, но реформа школьного образования закрыта завесой глухой тайны, как главная секретная цель глобальных изменений в мире. Нынешние так называемые «достижения» в сфере сегодняшнего образования следует понимать только как один и частичный эпизод в сфере государственности России, которая рушится на наших глазах. Но если на всё происходящее посмотреть в комплексе познания целого с точки зрения сегодняшнего — научного способа познания целого? И насколько с помощью этого способа можно получить искомую информацию? Прежде нужно уловить разницу между понятиями научный взгляд, метод, способ, мышление и прочее, и — ненаучный. Сегодня «научный взгляд» синонимичен «аналогу истины», а ненаучный воспринимается аналогом лжи из сферы мракобесия. Но это совсем не так. Сегодняшняя наука — деятельность по определённым правилам. Точно так же, как шахматы — действие по шахматным правилам. Если кто двигает фигурами НЕ ПО ПРАВИЛАМ, это не означает, что он делает глупость. Это значит, что он играет не в шахматы, а с помощью фигур излагает, например, стратегию наступления.
Нет комментариев