ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ
События, которые произошли в Эдемском саду не только удивляют, но даже несколько смущают, если не сказать больше. А именно, через грехопадение получилось то, что человек познал добро и зло, через что получил богоподобие. И сам Бог подтвердил это: Быт 3:22: «И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.»
Это очень трудно для нашего восприятия, прям очень! Вроде как запрет, вроде как нарушили, но с другой стороны, через это же приобрели богоподобие. Прям мозг взрывается от этих мыслей. Это как вступление. Мысль в том, как интересно и замысловато Богом все задумано.
В этих странных обстоятельствах на самом деле просматривается мастерская работа Творца по формированию сложной личности. Реализовать богоподобие — задача нетривиальная. В ход должны пойти самые нестандартные методы. Хотя о каких вообще стандартах может идти речь в таких обстоятельствах. Ведь не табуретку изготавливают — богоподобие!
Фундаментальным условием здорового формирования личности является создание убедительных условий для проявления свободы воли. Почему убедительных? Потому что в этом мире подлинная свобода есть только у Бога. Создать для человека пространство, где он бы обладал свободой, да еще такой же, как у Бога, для реализации — дело совершенно невозможное. Но Богу возможно всё! Именно по этой причине мы наблюдаем все эти сложности с древом познания добра и зла, о которых я говорил выше.
Главное достоинство человека как личности — это проявление воли. Что такое воля? В чем главное проявление воли? Если обобщить, то личность, обладающая волей, имеет способность решать проблемы. Решать задачи. А решать задачи может только человек, который готов брать на себя ответственность за свои поступки. Который может вопреки, вопреки, например, мнению большинства, вопреки давлению массы, давлению родни, давлению общества, пойти на какие-то шаги, которые он считает правильными. Именно так из социального целого, из общей массы рождается личность. Сперва личность вливается в массу. Это важный этап. И чем искреннее и полноценнее она это делает, тем здоровее будет. Но потом личность должна из массы выделиться. Выделиться способностью решать свои проблемы против шерсти массы.
К чему я веду? Наша жизнь со всеми ее перипетиями, со всеми проблемами, со всем тем злом, которое мы видим вокруг, на самом деле является полигоном для создания личности. По этой причине всё так сложно и неоднозначно, потому что личность создается незаурядная — это подобие Бога.
Личность рождается дважды. Первый раз как физическое тело, а второй раз как духовное. Именно об этом говорил Иисус: Ин 3:6-7: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. Не удивляйся тому, что Я сказал тебе: должно вам родиться свыше».
Личность рождается в кризисе, в тот момент, когда она принимает трудное решение, вопреки социальным нормам, вопреки культуре. Первое такое решение — это покаяние: Ин 15:18-19: «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир».
В первый раз мы рождаемся в социальный институт или, лучше сказать, в социум. И мы не воспринимаем себя как личность отдельно от социума. Я — это мы. Командное чувство, сопричастность к общему делу. Это вот наша, ваша, мы и команда. То есть всё, что связано с общим. Потом происходит второе рождение. Это когда человек рождается из этого социума. То есть он должен от этого социума отделиться. Поэтому написано: 2 Кор. 6:17: «И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я прииму вас».
Бог так интересно всё усмотрел, что вот второе рождение, когда рождается личность, происходит это всегда на фоне разделения с каким-то социумом, который нам искренне дорог. Который мы любим. Но по условиям игры этот социум является образом мира, который обязательно будет представлять некую форму нечестия. А наше созревание к рождению будет основано на понимании этого нечестия, с одной стороны, и любви к истине, с другой. Второе рождение — это рождение к истине, где четко определяются приоритеты. И за истиной толпой не ходят. Тут только личная ответственность. Это как раз и есть способность воли, о которой я говорил. Способность решать свои проблемы. Проблемой тут становится выбор между привычным и любимым социумом и истиной. Именно в этом месте происходит зачаток личности. Называется второе рождение, или, как говорил Христос, «рождение свыше».
А может такое быть, что отделяться от социума не потребуется? Нет, не может. Это мир, какие бы формы, в том числе и христианские, он ни принимал. В какие бы милые одежды мир ни рядился, миром он и останется. Это всегда блудница, которая всячески пытается выставить себя приличной женщиной. Но это блудница. И правда в том, что именно она рождает личность. Так устроено Божьим промыслом. Ведь личность должна себя чему-то противопоставить, чтоб была цена, чтоб было трудно и больно. Иначе никак.
Сегодня христианство стало модным. С одной стороны, это хорошо, но с другой стороны, это создает ложную иллюзию. Иллюзия состоит в том, что общество становится как бы христианским. Но это далеко не так. Так быть просто не может. Мир всегда миром и останется. Просто напяливая на себя христианскую атрибутику и религиозный пафос, он путает и обольщает людей. Это вредит личности, ведь в таком случае уже нет необходимости противопоставлять себя миру. Мир такой прекрасный. Он такой христианский! Но это неправда. Это лишь иллюзия. В таком обществе личности комфортно в общей каше. Вроде как ничему себя противопоставлять. Всё и так хорошо. И под таким туманом личность усыпляется и остается не рожденной. Самое коварное время. Время теплости: Откр 3:16: «Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих».
Но если отделения не произойдет, человек никогда не сможет вырваться из этого общего котла людей, из мирских, так называемых «культурных» установок. Он навсегда останется частью единого социокультурного месива, которое называется «мир сей». Хоть он и «культурный», но мир.
Вот почему я начал с Эдемского сада. Сложность развития личности в том, что человек до какого-то этапа должен сформироваться в утробе блудницы. И, как выясняется, человеческое грехопадение — это необходимое условие для формирования этих условий.
Вот так вот, криво-косо, хромают люди к богоподобию, но по-другому, видимо, невозможно. Согрешив, человек подумал, что проявил волю и родился как личность. Но вышло наоборот. И вот чтобы человека вернуть, потребовалась дорогая цена, потребовалась жертва Голгофская. Такова цена богоподобия. Главную цену платит Бог. Он оплачивает наше богоподобие “налично”, Своей Кровью на кресте, а мы лично, то есть ценой трудного решения: Мат 11:12: « Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,» Так это выглядит в притче Христа: Лук. 14:26: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником;».
Вот такой сложный путь для созидания личности! Узкий путь! Очень!
Бог это все задумал. И по-другому нет никакой возможности.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев