ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ
КАК ОБНОВЛЯЕТСЯ БЛАГОДАТЬ
Есть такой проблематичный казус. Это касается благодати и нашего состояния сердца.
Есть уверенность, фундаментальная уверенность в том, что человек не может жить без благодати. Я уверен в том, что даже когда мы предстанем перед Богом и когда смерть будет побеждена, мы все равно всегда будем ходить в благодати. Потому что только в благодати можно стоять перед Богом. Никто не может стоять перед Богом без благодати.
Мы по какой-то причине востребуем благодать только после греха. Она становится для нас нужна по совершении ошибки. Только так она становится востребована, и мы способны ее реализовать. То есть возникает трудность: если ты не грешишь, тогда тебе благодать не нужна? Это проблема. Проблема возникает в том, что напрашивается вывод: чтобы всегда жить в благодати, нужно постоянно грешить. Это казус.
Интересно в этом смысле место Быт. 4:26: «У Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа». В чем заключается призывание имени Господа? Имя Господа призывается на жертву, то есть они научились тому, что Бог приходит на жертву. Авель принес жертву правильно. Правильная жертва — это жертва искупительная. И по этой причине Бог ее принял. Его сердце было смиренным, а потому он нуждался в благодати, а его жертва была именно попыткой приобрести благодать. Поэтому Бог ответил на его молитву.
Енох по опыту Авеля понял, что только благодать призывает имя Бога. В этом контексте становится очень интересной притча Христа, где Он приводил в пример мытаря и фарисея. Мытарь, написано, «ушел из храма оправданным». Когда он молился, то бил себя в грудь и говорил: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику». Фарисей же этого не делал. Он приносил жертву подобно Каину, хвалясь своими достижениями: «Господи, благодарю Тебя, что я такой праведный, что у меня все хорошо складывается». А вот состояние мытаря было состоянием грешника, и он получил удовлетворение. И Бог ему ответил. Удивительно, но фарисей ведь благодарил Бога за все блага, которые Тот ему даровал. И тем не менее был отвергнут.
Это проблема. Напрашивается вывод. Бога не особо интересуют наши успехи. Наша благодарность Богу за Его блага может оказаться не более чем прикрытием сытости и самовлюбленности.
Получается, что подлинное общение с Богом возможно только при востребовании благодати. А благодать нужна грешнику. Праведнику благодать без надобности. Странно это, но факт: «Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». (Мф. 9:13).» Милость в этом тексте имеется в виду Божественная. Бог желает проявлять милость. То есть нам постоянно нужно быть грешниками, чтобы приобретать благодать. Получается, что не грешник благодать вообще взять не может, она ему попросту не нужна. Вот такая вот проблема.
Разрешение этой проблемы, вероятно, подсказано в «Втор. 6:25: «И в сем будет наша праведность, если мы будем стараться исполнять все сии заповеди пред лицем Господа Бога нашего, как Он заповедал нам».». Это, во-первых, «стараться», а во-вторых, «все заповеди». Очевидно, что при таком подходе к исполнению заповедей человек неизбежно выходит на траекторию постоянного стремления к совершенству. В этих двух словах заключено стремление к совершенству.
Мы должны всегда СТАРАТЬСЯ исполнять ВСЕ заповеди. Вот чем отличался, допустим, фарисей от мытаря. Фарисей в глазах своих достиг определенного совершенства и дальше не двигался. В чем была его проблема? Та мера благочестия, которую он приобрел через исполнение заповедей, его устраивала. А стремление к совершенству всегда ставит тебя в состояние грешника. Что это значит? Это значит, что ты будешь всегда в чем-то запинаться. Но необходимо уточнение. Ты не будешь постоянно запинаться за одно и то же, что является нечестием, не об этом речь идет. В самой сути стремления к совершенству всегда присутствует одно неизменное условие — ты однозначно будешь находиться в состоянии несовершенства. А это единственный способ всегда иметь актуальную благодать и не быть нечестивцем.
Стремление к совершенству ставит тебя в положение, в котором ты осознаешь свое несовершенство. И вот тут тебе нужна благодать. Главная мысль, которую я хочу сказать, это то, что стремление к исполнению заповедей — это необходимое условие для общения с Богом и получения благодати. Если человек не стремится к исполнению заповедей, он становится как фарисей, то есть ему довольно. Он уже достиг того, что нужно.
Если же он не стремится к исполнению заповедей, но все-таки ощущает себя грешником, тогда он встает в положение нечестивца. Он вроде говорит: «Я грешник», признает это, но не стремится к исполнению заповедей, оставаясь в этих грехах. Это называется нечестие. О таких написано: «используют благодать как повод к угождению плоти, как повод к распутству». Также написано, что они «лишаются благодати». У них нет благодати: «Евр. 12:15-17: «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами».
Вот это две категории людей, которые не могут иметь благодати. Благодать имеет только тот, кто стремится к исполнению заповедей. Вот почему заповеди Христовы, заповеди Божьи неразрывно связаны с благодатью. А благодать что делает? Она призывает имя Господа. Общение с Богом может иметь только тот человек, который острую нужду в благодати. Он ищет эту благодать как возможность помилования за свои ошибки, которые он допустил в стремлении к совершенству, в стремлении к исполнению заповедей.
Это ключ, который дает человеку возможность всегда стоять перед Богом с дерзновением. Стремление к совершенству и благодать, которая покрывает все эти ошибки, недочеты, которые мы допускаем в этом процессе. Иначе общение с Богом не бывает. Всё, что не так, всё, что по-другому, это либо фарисейство, либо нечестие. Поэтому Иисус сказал: «Если любите Меня, исполните Мои заповеди», потому что «Мои заповеди» как раз и есть стремление к совершенству.
Если ты любишь Бога, ты будешь стремиться к исполнению Его заповедей, и в процессе ты будешь неизбежно ошибаться, ощущать свое несовершенство, какие-то свои ошибки, промахи, которые будут покрываться благодатью. Ты познаешь, что значит «милости хочу, а не жертвы». Ты всегда будешь в этом процессе обновления, возрастая в благодати, возрастая в праведности, действительно в благочестии. Благочестие будет возрастать, разум будет увеличиваться, правильные поступки будут приходить. Но ты никогда не будешь вести себя как фарисей, говоря, что ты такой хороший, потому что будешь прекрасно понимать, как далеко тебе еще до совершенства.
Пусть ты не можешь на данном этапе что-то реализовать, но ты стремишься. Ведь это, кстати, то самое состояние, которое мы приобретаем при покаянии. Мы ярко ходим в этой благодати, остро ее ощущаем. Почему она так остро ощущается? Потому что мы сильно, очень сильно ощущаем, что Бог нам простил наши грехи. Мы настолько сильно ценим это, и по этой причине впитываем благодать, которую Бог нам с удовольствием обильно предоставляет. Мы восторжены от божественной благодати, которую Он нам дает во Христе Иисусе. А стремление к святости, и говорить нечего, на том этапе особенно живо. Никого особо даже уговаривать не надо.
И именно острота этого переживания дает нам близость с Богом. Со временем наша жизнь «устаканивается», мы становимся более зрелыми, бросаем все наши грубые грехи, становимся благопристойными, приличными, уважаемыми. И куда-то девается благодать? Первая любовь начинает угасать. Почему она угасает? А потому, что постепенно мы превращаемся в фарисеев. Почему? Мы становимся хорошими, благоуспешными. Наш довольный и правильный образ жизни начинает убивать благодать.
Вот в чем парадокс. Мы становимся во всем правильными, как тот фарисей. А благодать, благодать-то умирает? «Моя любовь неслышно плачет, уходя!» А потому, что одновременно с этим у нас нет стремления к совершенству. Мы выбираем какой-то набор ярких грехов, от которых нужно освободиться, которые делают нас внешне благопристойными. Вот именно фарисейский такой джентльменский набор: врать, воровать, курить, пить. Я не пью, посмотрите, какой я хороший. Не то, что этот наркоман, не то, что как этот мытарь. И всё, благодать пропадает. То есть благодати нет, потому что она попросту становиться не нужна. И, соответственно, пропадает и близость Бога — она ведь только в благодати.
Призывать Бога возможно только тогда, когда есть потребность в благодати. Он приходит на благодать. Если хотите общаться с Богом, хотите иметь живые с Ним отношения, Он приходит на благодать. Вы должны нуждаться в благодати. По-другому никак Бог не приходит. Вот только так можно призывать имя Господа. И вот по этой причине у нас нет этого огня, потому что фарисейский «джентльменский набор» всех давно устраивает, все такие хорошие, все такие одетые, поглаженные, наглаженные, в туфельках, в брючках, в галстучках. Приходят, Господа они прославили и разошлись. А внутри пустота, благодати нет. А почему? Потому что пришли прославить Бога за то, что такие хорошие и успешные. А в чем мне каяться? Так прославлял Бога фарисей. Так поклонялся Богу Каин.
Только когда человек падает жестко в грех, он испытывает благодать. Когда его, может быть, отлучают от церкви. Он восстанавливается, и только в этот момент может испытать какую-то благодать. Когда он кается, когда видит, что да, Бог его простил. И что теперь, вот так вот постоянно падать нужно? Нет, не об этом сейчас я говорю. Конечно же, это не об этом речь. Праведность, божественная праведность через благодать обретается в стремлении к совершенству. У совершенства нет предела, у совершенства нет границ. Оно настолько обширно, что всегда есть куда стремится? А любовь к Богу становиться настолько сильной, что еще не достигнутые совершенства будут восприниматься нами как те самые страшные грехи, так что благодать будет изливаться на нас в полной мере. Только тогда ты познаешь, что значит: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!» Плач 3:22-23
Вот что значит "БЛАГОДАТЬ НА БЛАГОДАТЬ". Так это работает.
Присоединяйтесь к ОК, чтобы подписаться на группу и комментировать публикации.
Нет комментариев